Создание системы обращения с отходами превратилось в долгострой. Регионы длительное время шли по стратегически тупиковому пути, продолжая вместо строительства цивилизованного управления отходами заносить «сор в избу». В итоге Россия, в отличие от многих стран, не знает, что такое Zero Waste – «нулевые отходы».

Основная проблема состоит даже не в том, что за год в стране консолидируется более 70 млн т бытовых отходов, и даже не в колоссальной площади российских свалок, занимающих территорию двух мегаполисов, – больше 4 млн га. Вопрос ключевого порядка – в отсутствии «отходной» индустрии, которая учитывает, что мусор – это искусство отделять зёрна от плевел, извлекать из вторсырья реальный доход. И, конечно, мастерство не «давить» на природные системы.

Эксперты, прокомментировавшие тему для нашего издания, говорят: не ясно, для чего нужны более 40 документов федерального порядка, регулирующих сферу обращения с отходами, не говоря уже о «бумагах» регионального уровня. Зато очевидно: эту ущербную сферу нужно перестраивать. Здесь хотелось бы дополнить: «И монетизировать». Но пока главное – перезагрузка.

Ответственный за мусор

В Удмуртии перестройка «мусорной» сферы началась. Она состоит в переходе к системному менеджменту. По крайней мере, так озвучивается в отраслевых министерствах.

– На территории Удмуртии приняты все необходимые документы для начала работы новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, – отмечает министр строительства, ЖКХ и энергетики УР Иван Ястреб. – До 1 января 2019 года регионы должны обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Для этого не позднее 1 мая 2018 года субъектам необходимо заключить соглашение с Региональным оператором  по обращению с ТКО.

В Удмуртии конкурсный отбор по выбору Регоператора уже состоялся. 28 апреля текущего года Минстрой УР заключил Соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Удмуртии с ООО «Спецавтохозяйство». Именно это предприятие победило в конкурсном отборе на право стать Региональным оператором. Срок соглашения – десять лет.

Регоператор должен обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами. К своей деятельности структура приступит с 1 января 2019 года. До конца 2018 года обращение с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется в рамках действующего законодательства.

За 2018 год региональный оператор должен провести масштабную подготовительную работу по заключению договоров на оказание услуг с ТКО с собственниками, операторами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО, заключить договоры с предприятиями, осуществляющими сбор и транспортировку отходов.

Опасная зона

Для сбалансированного распределения потоков ТКО между полигонами Удмуртия зонирована. Для каждой зоны предусмотрен свой объект захоронения отходов. Все эти объекты имеют лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, включены в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Первая зона – это Глазов, Глазовский район, Балезинский, Дебёсский, Игринский, Кезский, Красногорский, Шарканский, Юкаменский, Якшур-Бодьинский, Ярский районы. Объект захоронения отходов расположен в 7,6 км на юго-восток от с. Якшур-Бодья. В районе расположения данного объекта предусмотрено строительство мусоросортировочной станции мощностью 50 тыс. т в год.

Вторая зона включает Вавожский, Селтинский, Сюмсинский, Увинский районы. Объект захоронения находится в 1,5 км на юго-восток от д. Старая Чунча. В районе расположения объекта предусмотрено строительство мусоросортировочной станции мощностью 10 тыс. т в год.

Третья зона – Завьяловский район, МО «Первомайское», «Октябрьское», «Завьяловское», «Казмасское», «Бабинское», «Каменское», «Италмасовское», «Якшурское», «Гольянское», «Ягульское», «Хохряковское», «Совхозное», «Вараксинское», «Пироговское». Объект захоронения находится в Завьяловском районе, МО «Каменское».

Четвёртая зона объединяет Ижевск, Сарапул, Воткинск, Воткинский, Камбарский, Каракулинский, Киясовский, Малопургинский, Сарапульский районы, муниципальные образования сельских поселений МО «Завьяловский район»: МО «Среднепостольское», «Подшиваловское», «Люкское», «Кияикское», «Шабердинское». В границах зоны также функционирует один объект захоронения отходов, располагающийся в Завьяловском районе (31 км Нылгинского тракта). Здесь, в районе расположения полигона, введена в эксплуатацию мусоросортировочная станция мощностью 40 тыс. т в год.

Пятая зона включает г. Можгу, Можгинский, Алнашский, Граховский, Кизнерский районы. Объект захоронения находится в 2 км на северо-восток от г. Можги. Полигон ТКО введён в эксплуатацию, получена лицензия на данный вид деятельности, включён в ГРОРО. В районе расположения полигона планируется строительство мусоросортировочной станции мощностью 10 тыс. т в год.

Зонированность необходима, но проблемы это не решает. Представители Управления Росприроднадзора по УР, говоря об итогах 2017 года, отмечают, что наибольшее число обращений граждан касалось именно «отходных вопросов» – всего за год было рассмотрено 289 обращений, 47% из них связаны с «мусорной» тематикой.

Выход из «мусорного лабиринта»

Такой выход есть. И он, как полагает первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Павел Безматерных, состоит в налаживании системы мусоросортировки и глубокой переработки отходов:

В республике утверждена Территориальная схема обращения с отходами, которая отражает текущую ситуацию в этой сфере и намеченные перспективы по созданию в Удмуртии мусоросортировочных, мусороперегрузочных станций, строительству полигонов ТКО.

Сегодня инфраструктура по сбору и вывозу отходов налажена только в городах. Сельская местность зачастую не охвачена этой системой. Ситуацию должно изменить такое новшество, как деятельность Регоператора. Одна из задач этого института – создать в районах инфраструктуру по сбору и вывозу отходов. Регоператор возьмёт на себя сбор и вывоз мусора, налаживания более эффективной системы управления данной сферой.

Сложность связана с тем, что новшество окажет влияние на тарифную политику. Плата за вывоз мусора для населения, возможно, повысится. Нужно грамотно подойти к этому вопросу, чтобы рост тарифа был оправданным и целесообразным.

Сегодня в республике действует семь полигонов. Пять из них включены в Государственный реестр объектов размещения отходов. Это говорит о том, что они функционируют согласно действующим нормам природоохранного законодательства – два полигона в Завьяловском районе, по одному – в Можге, Увинском и Якшур-Бодьинском районах. Несколько месяцев назад приостановлена деятельность полигона «Эколог» в Глазове – вышло соответствующее постановление Верховного суда.

Также действуют свалки в Воткинске, Сарапуле, не включённые в реестр. Они будут функционировать до 1 января 2019 года. Вопрос о продлении лицензий на эксплуатацию этих объектов пока не решён и находится в стадии рассмотрения.

В результате получается, что крупные города республики остаются без полигонов. Здесь вновь может возникнуть тарифный вопрос, поскольку повысятся расходы на транспортировку мусора.

Поэтому первоочередная экологическая задача для Удмуртии – строительство новых современных полигонов. Это не только минимизирует проблему тарифов. Такие объекты – базовые точки, которые дают возможность развивать систему мусоросортировки и переработки. Республике нужна эффективная модель по сортировке и переработке отходов, при которой основная масса мусора пойдёт не на захоронение. Шаги в этом направлении делаются, есть ряд перспективных проектов с участием бизнеса.

В чём заключается проблема раздельного сбора отходов? Сортировать нужно непосредственно на месте их образования. Только «чистое сырьё» пользуется спросом, имеет определённую ценность с точки зрения дальнейшего использования. А вот качество вторичного сырья, которое «побывало» в мусоровозах, было транспортировано, резко падает – процент извлечения такого сырья достигает максимум 5–10%.

Зачастую решению вопросов строительства полигонов препятствует общественность. Жители не хотят, чтобы вблизи их населённого пункта размещался такой объект. Это можно понять, но важно и осознавать, что если полигон эксплуатируется правильно, рисков нет. Законодатель грамотно подошёл к этому вопросу – внедрил рискориентированный подход. Действующие правила таковы, что на полигоны, не оказывающие вреда для природных систем, распространяется нулевая плата за негативное воздействие.

Непростой вопрос – рекультивация старых свалок. Здесь мы рассчитываем на федеральную поддержку. По программе «Чистая страна» на рекультивацию старой свалки по Сарапульскому тракту такие средства получены. В этом году объект планируется полностью рекультивировать. Также намечено включение в программу проектов по рекультивации свалок в Вавожском, Юкаменском, Киясовском, Можгинском, Увинском, Якшур-Бодьинском районах.

Кроме того, Удмуртия вошла в число 17 пилотных регионов, которым в 2018 году выделены средства на организацию деятельности в области обращения с отходами. Средства будут освоены при создании мусоросортировочной станции на полигоне Увинского района.

В результате очевидно, что путь Удмуртии в вопросах создания эффективной модели управления отходами, которая основана на мусоросортировке и глубокой переработке, –переходить на систему цивилизованного обращения с отходами, избавиться от старых полигонов ТКО, являющихся стойкими загрязнителями окружающей среды.

Базовость факторов ментальности, интеграции бизнеса, общества и власти также подчёркивает директор по развитию ООО «ЭКОР» Владимир Любимов:

– Один из ключевых моментов в решении проблем обращения с отходами – ментальность. С одной стороны, проблемы экологии – государственного уровня, с другой – личностного. Если ребёнку с ранних лет в семье прививать заботливое отношение к окружающей среде, шанс, что он вырастет «экологически халатной» личностью, минимален.

Корни многих природоохранных проблем стоит также искать в несистемной поддержке власти. Даже если общество готово изменить менталитет и стать экологически ориентированным, требуется помощь государства в решении существующих проблем.

Мы начинали развивать экологические проекты как раз без помощи государства, благодаря инвестиционной активности известного в Удмуртии представителя бизнес-сообщества Андрея Петухова.

Мы приложили немало усилий для того, чтобы найти инвестора, и только в лице Андрея Геннадьевича встретили источник понимания и реальной помощи. Это единственный предприниматель, который откликнулся на наш призыв о поддержке экологических идей.

Вместе мы начали реализовывать проект развития системы раздельного сбора мусора. Почему была выбрана именно эта сфера? Разделение мусора помогает предотвратить появление новых свалок, позволяет дать отходам «вторую жизнь» за счёт вторичного использования и переработки.

Мы поставили задачу сделать понятную, доступную каждому жителю инфраструктуру для раздельного сбора отходов. Старт проекту был дан в 2014 году. Именно тогда началась работа по установке специальных сетчатых экоконтейнеров для раздельного сбора отходов.

На текущий момент мы достигли многого, свидетельство этому – и положительные отзывы жителей, пользующихся развивающейся инфраструктурой, и нарастающая сила обратной связи от регионального правительства. Мы выстроили хороший диалог с председателем правительства республики, профильными министерствами, в компетенцию которых входит решение природоохранных вопросов.

Мы развиваем и экологическое  просвещение. Охватили тематическими беседами более 70% школ Ижевска и ряда районов. И это только начало.

В нашем регионе очень слаб фактор социальной рекламы. А она, между тем, могла бы стать дополнительным элементом в формировании экологического сознания.

В частности, важно разъяснять, какой груз несёт природная среда вследствие халатного отношения к ней. Что, допустим, для разложения в природных условиях пластиковой бутылки требуется более 100 лет, жестяной банки – 90 лет, электрической батарейки – 100 лет. Многие уже поняли эту проблему и намерены отказываться, например, от использования полиэтиленовых пакетов. Здесь вопрос в том, пойдут ли навстречу ритейлеры, которые тот же пакет применяют как элемент сервиса, не задумываясь, что это не биоразлагаемый материал.

Сегодня социальная среда благоприятна для продвижения природоохранных идей. Экосообщество «Зелёный паровоз», которое несколько лет назад насчитывало около 50 человек, сейчас собирает на своих мероприятиях несколько тысяч.

Когда власть полностью осознает, что общество готово к переменам, будут все шансы для того, чтобы Удмуртия встала на инновационный путь экологического развития.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).