Основатели Школы органичного знания SOK (School of Organic Knowledge) Ольга и Владимир Соколовы точно знают, что Школа – это не только знания. «Что вы делаете с детьми? Как у вас это получается? – удивляются родители учеников Школы SOK. – Дети меняются на глазах, готовы и в выходные дни бежать в Школу». «Всё просто, – отвечают педагоги. – Мы все знаем, что завтра будет ещё интереснее, чем сегодня!»

Мы прогуливаемся по новому зданию небольшой уютной школы. Из огромных окон второго этажа открывается потрясающий вид на пруд и сосновый бор. За стеклянной стеной идут занятия, в одном из классов – математика, в другом – английский язык. В холле коридора, удобно устроившись на мягких пуфах, ребята чтото оживлённо обсуждают с преподавателем по программированию. Ещё одна группа детей – в бассейне, другие – на прогулке. Это совсем не похоже на школу, которую мы привыкли видеть.

Ольга Соколова, сооснователь Школы SOK:
– Меня часто спрашивают, для чего кандидату философских наук, маме троих детей, успешному, состоявшемуся человеку такой проект? Для того, чтобы сохранять смыслы и передавать их нашим детям. Я глубоко убеждена, что образование должно соответствовать запросам эпохи, а не «топтаться на месте». Мы создаём новые форматы, которые помогают развиваться детям в современном мире. Наша команда – это профессионалы, которые реализуют идею органичного образования. Через тысячелетнее фундаментальное знание мы «включаем» мышление у детей, занимаемся спортом, творчеством и создаём новые оригинальные идеи.

Занятия начинаются в девять часов утра. Дети могут находиться у нас до вечера. Огромное преимущество нашей Школы в том, что всё необходимое для гармоничного развития ребёнка сосредоточено в одном месте: эффективная образовательная среда, творческие мастерские, спортивный комплекс. У нас преподают академическую живопись, актёрское мастерство, игру на музыкальных инструментах, танцы и основы программирования. Благодаря генеральному директору спортивного комплекса «Заря» Алексею Александровичу Жданову наши подопечные могут заниматься плаванием в современном бассейне под руководством опытных тренеров. В скором времени рядом со Школой зальют каток, откроют площадку для круглогодичного пляжного волейбола. Надеемся, что когда-нибудь здесь появятся набережная, зона отдыха, будут построены кампусы для детей со всей страны.

Владимир Соколов, сооснователь Школы SOK:
– Цель нашего проекта – воспитать мыслящего человека, который имеет свою гражданскую позицию, умеет генерировать идеи, сохранять культурное наследие и менять окружающий мир к лучшему. Мы работаем в команде, к которой относимся не только мы, педагоги, но и родители, разделяющие наши взгляды. Люди, выбирающие нашу Школу, понимают ценность образования, они хотят, чтобы дети учились у лучших мастеров своего дела. Наши преподаватели не стоят у доски, а находятся среди детей и ведут с ними сократический диалог, задают вопросы и вступают в обсуждения. Мы поддерживаем естественное любопытство ребёнка. В современных школах ученик порой и пары минут не разговаривает на уроке, так как учитель просто не успевает всех опросить. В наших классах не более 12 человек, поэтому возможность пообщаться и проверить знания каждого есть всегда. У детей нашей Школы существует своя траектория развития. Мы разработали ментальные карты по всем предметам, которые не только помогают понимать, на каком этапе освоения знаний находятся дети, но и определяют цели и задачи их ближайшего развития. Одни будут готовиться к конференции, другие – к олимпиаде, третьи – разрабатывать новый проект. Потом каждый поделится своими знаниями, потому что пока он не расскажет другим о том, что знает сам, то не освоит их в полном объёме. Не случайно у нас так много предметных коллабораций. Мы можем изучать эпоху античности через мастерство древних греков на МХК, римское право – на обществознании, ритуальные песни – на музыке, первые системы счёта – на математике, предпосылки извержения Везувия – на географии… И это наша реальность. Мы уверены, что при наличии грамотно выстроенных программ развития к 15 годам ребёнок может овладеть фундаментальным научным знанием. В оставшееся время дети займутся проектами, которые позже могут стать делом всей жизни. Речь идёт о будущем ребёнка, когда он может попробовать себя в той или иной специальности и стать частью команды настоящих профессионалов.

Ольга Винокурова, методолог:
– Возраст наших учеников разный, но даже у детей шести-семи лет уже есть занятия по биологии и географии. Это не попытка «нагрузить» малышей, а возможность удовлетворить их естественное желание узнать как можно больше об окружающем мире. Многие занятия проходят в игровой форме, потому что ребёнок в этом возрасте не в состоянии долго сидеть и усваивать информацию. Играя, он продолжает учиться. Конечно, уроки в классическом варианте тоже никто не отменял. Мы «ставим руку», выполняя задания, вырабатываем дисциплину, понимая, что для наших целей нужна высокая работоспособность. В обучении мы активно используем проектную деятельность. Например, в процессе создания кукольного театра мы осваиваем математику: дети делают чертёж сцены, создают пропорции будущей куклы, отмеряют ткань на изготовление костюма. Во время музыки закрепляем счёт, прислушиваясь к ритму, а на уроках математики – географию, выполняя диктант, отсчитывая клетки по сторонам света. По всем предметам работают, в том числе и с малышами, преподаватели вузов, кандидаты наук. Целостным знанием и смыслами предмета может владеть только профессионал. Малыши сразу привыкают к академичной научной среде общения. Математика, русский язык, академическая живопись, актёрское мастерство, иностранные языки, литература – это далеко не полный список того, что изучают ребята. Они самостоятельно читают, много учат наизусть, развивая долговременную память. Это является залогом возникновения мышления. Мы не просто даём знания, но и воспитываем в детях самостоятельность, учим их быть организованными, правильно ставить цели и достигать их. Мы осознаём, что находимся в начале большого пути, и будем очень рады встрече с единомышленниками, разделяющими наши ценности!

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).