Сергей Задорожный. Испытание оптимизацией

Оптимизация структуры администрации Ижевска – одна из множества маленьких частей в основе большого дела. Перед нами стоит особо острая задача – повышение эффективности работы и исполнение полномочий, которые возложены на органы местного самоуправления в условиях ежегодного уменьшения поступлений в бюджет. Сегодня мы активно работаем в этом направлении.

Оценка эффективности

Итак, что же такое эффективность? В широком смысле слова – это сопоставление затрат с результатом работы. Основной инструмент, с помощью которого необходимо производить оценку этого показателя, – это муниципальная программа. Таких существует 21. Каждое направление деятельности муниципального образования формируется в программы. Если они имеют правильные и понятные критерии оценки, связанные, предположим, с расселением аварийных домов, капитальным и текущим ремонтом муниципального жилья или, например, реализацией программы энергосбережения, то они сформированы правильно.

Для более детальной оценки эффективности работы мы разделили поставленную задачу на несколько направлений. Первое – функциональный анализ, который поможет определить, какие полномочия выполняет  администрация города. Мы начали анализировать то, как эта структура исполняет свою работу и полномочия, переданные государством, и обнаружили ряд проблем, связанных, в том числе, с дублированием функций. Мы сразу увидели направления, подлежащие оптимизации, к которой мы подходим не механическим методом, который может привести к ухудшениям, а через проблему в исполнении функций и полномочий, лишённых отдельного финансирования.

Следует отметить, что при таком подходе под оптимизацию попадают не рядовые исполнители, а управленческий персонал, те, кто обеспечивает так называемую настройку. Например, у нас достаточно большое количество централизованных бухгалтерий, специализированных предприятий, обслуживающих муниципальные учреждения. Сотрудников достаточно много – только в детских дошкольных учреждениях работает порядка 12 тыс. человек. Мы не должны сокращать людей, работающих с детьми, то есть тех, кто непосредственно исполняет функции. А на современном технологическом уровне провести централизацию и уменьшить количество этих централизованных бухгалтерий, которые обслуживают персонал. Для этой работы нужно разработать саму идеологию, подобрать правильное техзадание, программный продукт.

Методично двигаясь сразу в нескольких направлениях, с ноября мы выполняем практически ежедневную работу по кардинальному пересмотру муниципальных программ. Это очень сложно и ответственно, поэтому некоторые моменты мы пересматривали уже по три-четыре раза. Наша главная задача в этом отношении – сделать их конкретными, с соизмеримыми показателями, чтобы понимать, куда расходуются средства. К июньской сессии Гордумы мы планируем подготовить обновлённые программы. Мы будем выносить эти вопросы на сессию Гордумы, обсуждать их с депутатами и получать одобрение. По мере готовности мы также будем выносить блоки по оптимизации структуры, связанной, прежде всего, с укрупнением. Так, на апрельской сессии будет рассматриваться блок, связанный с оптимизацией управлений спорта и молодёжной политики. Это только первый шаг. Будут и дальнейшие. Например, сейчас готовится и, я думаю, на следующую сессию будет вынесен вопрос, связанный с Управлением городского хозяйства.

Имущественный блок

Параллельно с этим проводится большая работа по инвентаризации имущественного комплекса. На первом этапе было осмотрено 370 помещений, которые принадлежат органам управления, и мы наметили целый ряд операций по их высвобождению. Наша стратегия будет строиться следующим образом: мы начинаем собирать в отдельно стоящие здания максимальное количество органов управления, сокращая и уплотняя их, чтобы высвобождать помещения, которые находятся в жилых домах. ТЕм самым мы серьёзно снизим затраты по общему содержанию имущества и по коммунальным платежам, а эти помещения будем включать в прогнозный план и выставлять на продажу либо сдавать в аренду. Вот пример. Управление строительства до переезда в общее здание занимало отдельное помещение в многоквартирном доме. Хорошее место в центральной части города. Оно точно будет реализовано. От одной этой операции мы экономим порядка 8–10 млн рублей. Подобных примеров много, и по мере реализации мы будем это публично освещать.

Для понимания того, насколько ужесточились требования по повышению эффективности, я приведу пример: бюджет Управления ЖКХ в этом году составил 92 млн, пять лет назад он был в пять раз больше – 450 млн рублей. Это затраты на содержание – капремонт зданий, помещений, муниципального жилищного фонда, на субсидии по содержанию малоэтажного фонда. Поэтому мы часто говорим о необходимости существования муниципальных предприятий. У нас более тысячи малоэтажных домов, нуждающихся в особом содержании, и мы постоянно проводим конкурсы на их обслуживание, но для частных компаний это не интересно.

Экономический блок

Отдельное направление в экономическом блоке связано с механизмом хозяйствования. Это, прежде всего, активная работа с увеличением доходной части. Основная задача здесь связана с так называемыми неналоговыми доходами, на которые город может влиять: это работа с частными лицами по легализации имущества ижевчан. Основной источник дохода – налог физических лиц, на имущество, на землю. Мы проводим целый комплекс мероприятий по инвентаризации, ликвидации дебиторской задолженности, а она очень большая, ведь многие не платят за аренду, землю, муниципальное жильё. Мы подаём иски в суды, часто судебные органы нас не поддерживают. В итоге получается, что фактически за нерадивых, недобросовестных жителей доплачивают остальные граждане, поэтому у нас постоянно работают действующие органы, комиссия, которую возглавляет глава города Юрий Александрович Тюрин, ведёт экономический блок. Мы выявляем тех, кто строит дома, но не регистрирует их как готовый объект. В этой комиссии всегда участвуют представители налоговой инспекции и Росреестра – то есть те органы, которые занимаются учётом всех объектов такого рода.

Следующее финансовое направление – это закупки. Тоже, безусловно, очень важный блок. И хотя в прошлом году Ижевск был признан одним из лучших организаторов этой работы, мы видим проблемы, потому что закупки ведутся в разных учреждениях, и мы запустили процесс увеличения ведения совместных закупок для эффекта масштаба. К тому же в таком случае повышается уровень компетенций и создаётся контроль, который также даёт серьёзный результат.

Согласно нашим прогнозам, сумма экономии, которую мы должны получить за год по результатам реализации всего комплекса мероприятий, – 500 млн рублей. Управлений, которых изменения вообще не коснутся, нет. Есть структуры, где проблем меньше, но они всё равно есть, а есть те, в которых проблем достаточно много, и там требуются более кардинальные решения, которые проходят и по структурным управлениям, и по муниципальным предприятиям. Наиболее острые направления, где присутствует явное недофинансирование, прежде всего связаны с содержанием города, которое ложится серьёзной нагрузкой на работников. 

В одной упряжке

Мы действуем в едином русле с руководством республики и работаем в направлениях, которые озвучиваются главой Удмуртии. Руководитель региона предложил провести экспертный анализ, и была создана экспертно-аналитическая работа, с которой у нас идёт совместная работа и обмен информацией. У нас проходит в том числе и обоюдный обмен помещениями. То есть это взаимное сотрудничество. Единственный нюанс заключается в том, что наши сотрудники контактируют с жителями лично, а это значит, что отвечать за все действия нам придётся непосредственно перед людьми, поэтому мы обязаны более взвешенно подходить к этим вопросам и понимать, каковы будут последствия.

Мы также взаимодействуем с другими муниципалитетами – например, общаемся с коллегами из Воткинска, активно используя их опыт по увеличению доходной части. Думаю, впоследствии и результаты нашей работы могут транслироваться на другие города.

Читайте также: