Сделать Удмуртию чистой

За относительно небольшой период республика накопила эффективный опыт в сфере обращения с отходами. О том, как строится работа, об итогах года рассказывает руководитель Регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртии Иван Маринин.

– Иван Васильевич, 2019 год – знаковый для Регоператора. В Удмуртии, как и в других регионах, началось становление новой системы обращения с отходами.

– Для нас 2019 год – это уже не старт. Статус Регоператора мы получили в апреле 2018 года. С этого времени была проведена большая подготовительная работа по внедрению новой системы, поэтому текущий период стал временем полноценной и плодотворной деятельности, главная цель которой – сделать Удмуртию чистой.           

– Цель амбициозна, если учитывать, что раньше в принципе не существовало отраслевой системы обращения с отходами. Понятия «мусор» и «система» были антиподами.

– Реформа отрасли для того и проводится, чтобы её структурировать, привести всё к единому знаменателю. Раньше было нормой плодить множество свалок или не довозить мусор до полигонов, складируя его в лесах и оврагах. Все понимали, что это неприемлемо, но шаги по исправлению ситуации были микроскопическими.

Сегодня мы добились того, чтобы легализовать весь процесс обращения с отходами, вывести ситуацию «на свет». Показали реальное количество образуемого мусора и объёмы, вывозимые на полигоны. Всё стало прозрачно. И, что важно, – понятно, куда двигаться дальше.  

– Какие цифры могут охарактеризовать этот рывок?

– До 2018 года в республике было восемь полигонов и сотни свалок, куда мусор ввозился нелегально и бесконтрольно. С 1 января 2019 года Регоператор взял ситуацию под контроль.

Самый главный показатель, как я уже частично отметил, – резкий рост объёма отходов, легально вывозимых на санкционированные полигоны. Он увеличился более чем в два раза. В 2018 году на полигоны было вывезено 163 тыс. т отходов. За аналогичный период в 2019-м – порядка 300 тысяч.

Достигнут рост по обработке мусора. В этом году на обработку направлялось 38 тыс. т отходов – примерно 13% от всего объёма, в следующем планируем 30%.

В разы увеличился и отправляемый на переработку тоннаж – отобранное вторсырьё.

Мы постепенно закрываем потребности республики в мусорных контейнерах. За этот год удалось закрыть восьмую её часть – установлено больше 2 тыс. дополнительных баков. Серьёзно приросли в части оборудования контейнерных площадок. За 2019 год построено 742 новые площадки – закрыта десятая часть потребности.

Раньше в республике не практиковался раздельный сбор мусора. Сегодня ситуация кардинально меняется. В Ижевске установлено свыше 300 контейнеров, более 30 – в районах. Наша задача – оснастить по максимуму все площадки контейнерами для раздельного сбора, но это не быстрый путь.

– И, наверное, самые внушительные цифры достигнуты по несанкционированным свалкам.

– Действительно, здесь наметился, наверное, самый большой прорыв. До начала работы Регоператора в официальном списке было зарегистрировано более 500 несанкционированных свалок. И хаотично существовали сотни объектов, не попавших в список.

Сегодня ликвидировано уже больше 80 свалок – с них вывезено 7650 т мусора. Работа большая, и она ведётся в режиме нон-стоп. За ближайшие годы планируем ликвидировать все эти объекты.

– Как решался финансово ёмкий вопрос с новой техникой? 

– В этом году приобретено  42 спецмашины – 25 пресс-компакторов, шесть мусоровозов, восемь мультилифтов, ряд другого современного спецоборудования.

Сейчас ежедневно в рейс выходит 174 спецмашины. Каждый автомобиль оснащён системой ГЛОНАСС, видеорегистраторами. Благодаря этому диспетчерская служба отслеживает маршруты мусоровозов онлайн. Вся система работает на предотвращение образования новых свалок в лесах, полях, оврагах. Вывалить мусор на несанкционированную свалку теперь не получится.

Также водители мусоровозов ведут фотофиксацию работы – снимают на мобильные устройства площадку до и после погрузки. А на полигонах установлена система идентификации номера техники с помощью видеокамер.

Все полигоны оснащены весами – мусоровозы взвешиваются до разгрузки и после неё. Расчёт с перевозчиками идёт только за тоннаж, привезённый на полигон. За мусор в оврагах никто не заплатит. Это тоже работает на предотвращение несанкционированных свалок. На будущий год запланировано приобретение новых экологичных машин.

– Реформа увеличила нагрузку на бизнес. Платить за вывоз мусора нужно по-новому, иногда – в разы больше, чем раньше. Насколько остра проблема?

– Считаю, что вопрос решаемый и решение – в желании или нежелании бизнеса платить, как того требует закон, за образуемые отходы. Добросовестные предприниматели устанавливают свой контейнер либо платят по нормативу. А те, кто не хочет работать в рамках закона, пытаются воспользоваться «шумихой» вокруг реформы и задекларировать выгодные им требования. Здесь речь идёт, скорее, о добропорядочности и честности предпринимателя перед самим собой и государством.

– Каким станет следующий год работы?              

– Одной из целей, безусловно, будет развитие инфраструктуры, продолжится строительство мусоросортировочных комплексов. Это позволит обеспечить сортировку всего объёма мусора, который поступает на полигоны, его дальнейшую обработку, переработку, утилизацию. Принципиальный момент: не планируется строительство мощностей для мусоросжигания. Цель – уход в глубокую переработку, максимальное сокращение объёма захоронения отходов на полигонах.   

В Якшур-Бодье, Глазове, Уве в 2020 году откроются дополнительные мусоросортировочные станции. Благодаря модернизации объекта, действующего на полигоне «Чистый город» (его мощности в этом году увеличены вдвое – до 70 тыс. т/год), в Удмуртии впервые появится система отделения органических отходов.

Задач много, но лично для меня как руководителя Регионального оператора среди них есть ключевая – это повышение качества работы всех подрядчиков и системы в целом.  Наши граждане стали по-другому относиться к «мусорным вопросам». Произошёл поворот менталитета к экологически ориентированному. На мой взгляд, это большой шаг к тому, чтобы сделать Удмуртию регионом, имеющим прогрессивный опыт обращения с отходами.