С новым… законом

С начала 2018 года в России вступил в действие целый ряд изменений в законодательство, важных для бизнеса. Обзор новаций с комментариями экспертов – в нашем материале.

Налоги
  1. Решение об освобождении от налога на движимое имущество организаций принимают не федеральные, а региональные органы власти. Если субъект РФ решит не вводить льготу, то с 1 января 2018 года компании будут платить этот налог независимо от даты постановки имущества на учёт – до или после 1 января 2013 года. При этом налоговые ставки в отношении такого имущества в 2018 году не могут превышать 1,1%. В Удмуртии на данный момент законопроект о льготах не принят.
Ксения Степанищева, старший юрист Коллегии адвокатов г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнёры»:

– По общему правилу платить налог на имущество организациям придётся с автомобилей, оборудования, транспорта и любых других движимых основных средств. Следует отметить, что льгота по освобождению от уплаты налога на принятое после 1 января 2013 года на баланс имущество, введённая в 2014-м, позволила бизнесу сэкономить значительные средства и использовать их для развития. Теперь же, по сути, для многих компаний отмена льготы будет означать не только ухудшение финансового состояния, но и, вероятно, вынужденный отказ от приобретения нового оборудования, а соответственно,  и от модернизации своего предприятия.

Зульфия Фазульянова, директор аудиторской компании «Заря»:

– Раньше многие предприниматели уже платили налог на движимое имущество и представляют шаги по оптимизации. В одних компаниях имущество амортизируется, другие будут брать его в аренду, а не в собственность. В первую очередь эта мера коснётся крупного бизнеса, обладающего значительной материально-технической базой, затем – среднего. На малом бизнесе новация отразится в меньшей степени.

  1. Коэффициент-дефлятор, от которого зависит размер ЕНВД, повышен с 1,798 до 1,868, в связи с чем размер вменённого налога увеличился на 3,9%.
Ксения Степанищева:

– Хотя такой рост кажется незначительным, скорее всего, он повлияет на чувствительный к подобным переменам малый бизнес и предпринимательский климат. Режим ЕНВД является одним из самых распространённых и широко используемых среди предпринимателей (ресторанный бизнес, бытовые услуги), так как предполагает калькуляцию налога на основании базовой доходности отрасли, умноженной на число работников (площадь помещения) и на два коэффициента, в том числе дефлятор.

Зульфия Фазульянова:

– Конечно, эти изменения приведут к повышению налоговой нагрузки. Пока предпринимательское сообщество спокойно реагирует на нововведения – либо потому, что рост всё-таки не в разы, либо потому, что год только начался и компании ещё не сравнили платежи с прошлогодними. Возможно, волна недовольства пойдёт после сдачи отчётности за первый квартал.

  1. Налог на прибыль можно уменьшить на величину инвестиционного налогового вычета. Он предоставляется в сумме не более 90% расходов текущего периода на покупку, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию основных средств.
Ксения Степанищева:

– Такой вычет призван мотивировать юридические лица к обновлению своих основных средств. От налога на прибыль освободили некоторые категории доходов, в частности, невостребованные дивиденды, вклады в имущество организации от любых его участников и безвозмездно полученные поручительства (гарантии) в сделках между российскими небанковскими организациями.

  1. Значительно расширен перечень расходов на обучение сотрудников, которые можно учесть при расчёте налога на прибыль. В этот список вошли

содержание помещений и оборудования налогоплательщика, оплата труда преподавателей и другое.

Ксения Степанищева:

– Также с 2018 года можно списать стоимость обучения по договорам о сетевой форме реализации образовательных программ. Данная норма направлена на повышение интереса работодателей в повышении квалификации кадров.

  1. Налоговый вычет за покупку онлайн-кассы. Предприниматели на ЕНВД и ПСН смогут уменьшить налог или патент на сумму до 18 тыс. руб. за один кассовый аппарат. Для этого необходимо зарегистрировать ККТ в налоговом органе с 1 февраля 2017 года по 1 июля 2019-го.
Марат Хабибуллин, заместитель руководителя Управления ФНС по УР:

– Регистрация ККТ сегодня производится в основном через личный кабинет налогоплательщика. По нашей статистике, 94% новой техники зарегистрировано с помощью электронных сервисов без похода в налоговую.

По данным на январь 2018 года, в Удмуртии работает 15744 единицы контрольно-кассовой техники нового образца, передающей фискальные данные о выручке в налоговые органы в режиме онлайн. Это на 1000 касс больше, чем было на учёте при старом порядке регистрации. Ажиотажного спроса на технику нет: у поставщиков её достаточно. Но мы ожидаем определённых трудностей к 1 июля 2018 года – окончанию второго переходного этапа, когда многие начнут устанавливать кассы в последний момент.

Бухучёт
  1. В положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) внесены изменения, которые требуют руководствоваться МСФО при определении учётной политики предприятия.
Зульфия Фазульянова:

– Каждая организация обязана формировать учётную политику в течение 90 дней с момента своего создания. С 1 января 2018 года изменён ряд нормативных актов, в соответствии с которыми рекомендуется ориентироваться на международные стандарты финансовой отчётности при утверждении учётной политики и ведении бухучёта.

  1. Вводятся профстандарты для бухгалтеров. В организациях, которые обязаны применять профстандарт на основании закона (ОАО, НПФ, страховые компании, бюджетные организации и прочие), эти специалисты должны иметь высшее профильное образование и бороться с коррупцией.
Кристина Шперлик, обозреватель «Контур.Журнала» компании «СКБ Контур»:

– Уровень образования говорит о профессионализме бухгалтера, а это снижает риски для предприятия. Также изменение законодательства приведёт к оптимизации трудозатрат на предприятии путём внедрения дополнительных навыков и умений – профессиональный бухгалтер должен постоянно следить за повышением своей квалификации. Однако эти плюсы актуальны только для крупных и средних компаний. Небольшие организации, где главным бухгалтером часто является сам генеральный директор, понесут дополнительные расходы: оплата членских взносов, ежегодного обучения профбухгалтера.

Зарплаты и взносы

1.МРОТ вырос с 7800 до 9489 рублей. Работодатели должны скорректировать условия трудовых договоров и штатных расписаний под новую «минималку», иначе им грозит штраф до 50 тыс. рублей.

  1. Фиксированные страховые взносы ИП больше не привязаны к МРОТ. Их размер определён на три года вперёд.
  2. Тарифы страховых взносов «заморожены» до 2020 года.
Кристина Шперлик:

– С 1 января 2018 года вступил в силу приказ ФНС о внесении изменений в форму и порядок заполнения расчёта по страховым взносам. Применять его начнут с первого отчётного периода 2018 года. Однако изменения не будут существенными.

Также, согласно проекту постановления правительства РФ, предельная величина базы для исчисления страховых взносов составит: 815 тыс. руб. на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и 1 млн 21 тыс. – на обязательное пенсионное страхование. Для компаний новость не самая приятная, так как это предельная база для начисления страховых взносов с суммы выплат в пользу работников, выплаты свыше которой начисляются по пониженному тарифу. Повышение предельной величины базы увеличивает налоговую нагрузку в части возрастания страховых платежей для организации.

Трудовые отношения

При проведении плановых проверок Госинспекция труда будет использовать так называемые чек-листы, содержащие вопросы по наиболее значимым обязательным требованиям трудового законодательства. С 1 января 2018 года новые правила коснутся только компаний, которым Роструд присвоил умеренный класс риска. А с 1 июля 2018 года распространятся на всех работодателей.

Кроме того, в основания для проведения внеплановой проверки предприятия включены обращения и информация о фактах уклонения от оформления или ненадлежащего оформления трудового договора либо заключения гражданско-правового договора.

Марина Шикалова, директор Центра кадровых решений «Выбор»:

– Проанализировав новые чек-листы по кадровому документообороту, могу выделить их большое преимущество – наличие ссылок на законодательство, которые позволяют быстро найти требования к документам и правильно их оформить. Работодателю будет проще провести кадровый внутренний аудит, подготовиться и пройти проверку более успешно. В перспективе внедрение оценочных листов приведёт к росту числа контрольных мероприятий.

Думаю, по внеплановым проверкам особых изменений не будет. Однако практика показывает, что ошибки в основном как раз совершаются при оформлении трудовых и гражданско-правовых договоров. Часто оно не соответствует требованиям, не учитываются нюансы. Порой используют просто шаблон, где подчёркнуты отдельные формулировки и вставлены ссылки типа «В соответствии со штатным расписанием». Новые изменения стимулируют работодателей более грамотно оформлять документы.

Читайте также: