Мы знаем основателя группы компаний «АССО-Строй», собственника семейного занимательного парка KIDO Рустама Хабибуллина как успешного предпринимателя. А какой жизненный путь этому предшествовал? В каких условиях и как сформировался  характер и лидерские качества предпринимателя? Об этом он сам рассказал на встрече бизнес-клуба AXIS.

О выборе

Первый опыт работы я получил в первом классе – был помощником пастуха у дяди. А первые деньги заработал за две недели, будучи подростком. Мы пасли коров на лошадях, на которых я садился с брёвен. Брали бидон айрана, хлеб, в четыре утра уезжали и в семь вечера возвращались.

С профессией я определился в четвёртом классе. В деревне строили дом. Я попросил, чтобы меня научили класть фундамент. Не разрешили. Но все ушли на обед, тут-то я пробрался на стройку и размахнулся… После того как взрослые вернулись, я остался там главным каменщиком. Уже тогда понял, что строить – это моё. За годы работы попробовал себя во всех строительных профессиях, было интересно.

О Шутове

С Андреем Шутовым (генеральным директором ООО «КОМОС ГРУПП». – Прим. ред.) мы учились в одном классе школы № 30. Тогда было вообще непонятно, что это будущий успешный бизнесмен. Он был всецело погружённым в учёбу «ботаником», мог наизусть рассказать биографию Белинского. Рос в интеллигентной семье: мама работала в библиотеке, отец преподавал в университете. Именно он поспособствовал тому, чтобы нас с Андреем после девятого класса зачислили в вузовский стройотряд.

О стройотрядах

Стройотряд – это реальная школа жизни. Первый раз нас было 40 парней и две девушки – мастера спорта. Все ехали на заработки. Многие мужики уже успели отслужить в армии, у всех клички, крутили «солнышко» на турнике. Надо было соответствовать.

Мы работали в Вавожском районе. Строили школу в селе Нюрдор-Котья, прокладывали узкоколейку по болоту. Всё по-взрослому. Подъём в шесть утра. За завтраком мы разминали пальцы, потому что после таскания грузов просыпались с руками, сжатыми в кулаки. Потом ехали на мотовозе на болото. Упирались ногами в противоположные стенки, потому что наш транспорт периодически опрокидывался. Мы вставали, жердями поднимали его и ехали дальше.

Но, несмотря на все трудности, мне было комфортно: свобода, простор, созидательный труд… Я понял, что не хочу работать в цехе от звонка до звонка, решил поступать на строительный факультет. И остался верен своему выбору.

Что мотивировало тяжело работать? С детства не хотелось просить у родителей денег на покупки. Более того – удавалось помочь семье. Когда получил первую зарплату в стройотряде – 1100 руб.  – купил магнитофон и пару джинсов, а остальные деньги отдал родителям.

О лидерстве

Сначала у меня не было стремления к руководству и организаторских способностей. Они проявились только в институте. Поскольку я привык иметь свои деньги, в свободное от учёбы время где-то подрабатывал. Однажды нас отправили на комсомольскую практику. Мне поручили ремонт библиотеки, дали перечень работ, которые надо было сделать за 10 дней. Я выполнил задание за пару дней – привлёк бригаду знакомых ребят. А в оставшееся время ушёл на стройку уличного бассейна около Дворца пионеров. Рядом строили подземный переход. Я договаривался с бульдозеристом. Работы, которые мы бы выполняли безумное количество дней, он делал за полчаса.

Весной от того же предприятия мы заливали кровли крыш. Я не знал, что в соседнем доме жил замдекана строительного факультета. Проходя мимо объекта, он узнал во мне студента и спросил, почему я не на комсомольской практике. Начались разборки, меня вызвали к декану, встал вопрос о наказании. Я принёс документ о прохождении практики, но это не помогло – потребовали всё равно отработать нужное количество дней. Я начал трудиться в третью смену – на ДСК заливал бетонные каркасы для рекламных конструкций. После этого декан меня запомнил и однажды предложил организовать концерт. Всё получилось – наша команда заняла первое место.

О полезных навыках

В работе руководителя очень важно уметь правильно разобрать ситуацию и наметить алгоритмы решения. Комсомольская работа, стройотряды и производственные практики помогли мне развить эти навыки. Если ты не умеешь планировать, обязательно что-то упустишь. В бизнесе тоже важно увидеть полную картину и учесть все аспекты.

Как реагировать на кризис? В первый кризис я потерял все заработанные деньги, второй уже встречал подготовленным. Один путь – сократить затраты, уменьшить штат, экономить на отдыхе, покупках и прочем. Другой – найти варианты для заработка и продолжать жить на прежнем уровне. Первый путь мне кажется ущербным. Да, необходимо делать шаги по сокращению расходов, но они должны быть управленческими, касаться разумного использования ресурсов, а не экономии на персонале.

Любая серьёзная проблема, в том числе кризис, даёт хороший опыт и вырабатывает иммунитет, чтобы ты мог переосмыслить свою работу, выйти на новый уровень. И сделал выводы на своих ошибках. Первый – не надо вкладывать в бизнес все заработанные средства. Как минимум 10% оставляйте в виде акций и денег. В нашем мире часто случаются кризисы. Всегда наступает момент, когда нужна подушка безопасности. Причём она должна быть в разных валютах. Падает доллар – растёт рубль. Вы никогда не проигрываете.

Второй вывод – никогда не вести бизнес с партнёром в равных долях – 50/50, если директор он, а не вы. Это всегда возможность конфликта и узкие полномочия. Если придётся брать кредиты на развитие предприятия, учредители несут субсидиарную ответственность по ним. Возникает опасная ситуация – партнёр может действовать в своих интересах, выводить средства, а вы будете отвечать по долгам. Я рекомендую иметь контрольный пакет акций. Если всё-таки 50/50, в бизнесе должен быть наёмный директор, который выбирается общим решением.

О помощи

У меня всегда было желание помогать людям. До сих пор достаточно активно занимаюсь благотворительностью. Поддерживаю детские дома, являюсь одним из попечителей, курирующих строительство храма в честь преподобного Серафима Саровского.