Руководить российским цирком меня специально никто не звал, на конкурс подал заявку по собственному решению. Проработав в цирке порядка 15 лет и имея определённую репутацию среди цирковой общественности, всё-таки решил, что если не сделаю этого важного для себя шага, вектор развития российского цирка может пойти в совершенно ином направлении, отличном от моего представления о нём.

«Естественная монополия»

Известная фраза Ленина про «важнейшее из искусств» на самом деле принадлежит Луначарскому, и звучит она немного по-другому: «Пока народ  безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк». Подготовленный Луначарским декрет, который подписал Ленин в 1919 году, и положил начало советскому цирку. В следующем году мы отмечаем 100-летие этой даты.

Система государственной цирковой компании в нашей стране выстраивалась десятилетиями. И сегодня это организация не имеет аналогов в мире, можно сказать, естественный монополист.

Хозяйство, конечно, хлопотное – от Владивостока до Калининграда. Наверное, проще перечислить, какие цирки в «Росгосцирк» не входят. Это два столичных – Московский цирк на Цветном бульваре и Большой Московский цирк на проспекте Вернадского, который перешёл из Министерства культуры РФ в подчинение Департамента культуры города Москвы. Также это Государственный цирк Удмуртии, цирки Татарстана, Хабаровского и Краснодарского краёв. Они построены на региональные деньги и находятся в собственности субъектов. В то же время от губернаторов Хабаровского и Краснодарского края уже поступили обращения о переводе цирков в федеральную собственность и включении их в конвейерную систему.

Цирки не имеют своих трупп, это просто площадки для показов. Артисты, выступающие на них, как правило, – сотрудники компании «Росгосцирк», у них разъездной характер работы в рамках более чем 30 программ.

В ведении нашей структуры 57 филиалов по всей стране, у нас более 4500 человек, включая артистический состав, более 1600 голов животных. Плюс к этому – свой питомник, Центр циркового искусства, где мы создаём и модернизируем номера, программы. Наши артисты работают на гастролях в 28 странах мира, с которыми мы развиваем сотрудничество.

Беспокойное хозяйство

В конкурсе на должность генерального директора «Росгосцирка» участвовали десять человек, все с разной подготовкой, с огромным желанием возглавить организацию. У каждого была своя концепция, своя программа. Комиссия была внушительная, человек 20. Ее возглавлял министр культуры РФ Владимир Ростиславович Мединский, курирующий заместитель Александр Владимирович Журавский, начальники департаментов – финансового и кадровой политики, Иосиф Давыдович Кобзон, несколько народных артистов РФ из циркового сообщества. Каждый конкурсант выходил на трибуну и докладывал о своём видении развития циркового дела в Российской Федерации.

В составе комиссии были также Вячеслав Иванович Полунин, Максим Юрьевич Никулин. На заседании они не присутствовали, но высказались в мою поддержку. В итоге, наверное, моя концепция развития оказалась наиболее убедительной. И с сентября 2016 года я приступил к работе.

В ходе инвентаризации дел выяснилось, что у компании ситуация крайне непростая – из-за задолженности в размере 900 млн рублей. Это были долги во все бюджетные фонды, по налогам, по строительным залогам. За год удалось ситуацию выровнять. С помощью Министерства культуры России частично удалось погасить эти долги. Остальные мы закрывали в течение года. Сегодня можно смело сказать, что компания работает стабильно, и мы по итогам 2017 года даже вышли на прибыль. Причём когда я пришёл в компанию, на валютном счёте был всего 161 доллар. С западными импресарио, нашими зарубежными партнёрами я знаком не один год, поэтому мы сразу активизировали зарубежные гастроли артистов.

В 2017 году мы открыли три цирка (рекордное количество) – во Владивостоке, Нижнем Тагиле и Кисловодске. В них завершились капитальные ремонты, каждый из них потребовал средства от 600 млн до 1,5 млрд рублей.

Валовой оборот за прошлый год составил 3,5 млрд руб. – и это без бюджетных субсидий, только наши заработанные деньги. Валютный счёт мы подтянули до 300 тыс. долларов.

В конце 2016 года в состав компании был введён Большой Санкт-Петербургский государственный цирк. С его присоединением единая система циркового конвейера увеличилась и укрепилась.

Мы сделали две программы на собственные заработанные средства. Провели оптимизационные мероприятия, чтобы устранить дисбаланс в штатных расписаниях филиалов. Например, в двух одинаковых по вместимости зрителей цирках работало разное количество штатных единиц – в одном 100 человек, а в другом 280. Мы привели всё в  соответствие с трудовыми нормативами. Произошло увеличение заработной платы, особенно низкооплачиваемых сотрудников. Мы начали приобретать животных, чего не делалось в последнее время.

Удалось выстроить правильную логистику, когда нет больших «перебросов» программ. Было непросто развернуть эту махину. Также в цепочке городов могли идти одинаковые программы подряд: «лошади – лошади – лошади, медведи – медведи – медведи». А вся прелесть циркового искусства как раз в разнообразии, многогранности. И развернуть в масштабах всей страны это очень сложно. Например, идёт программа месяц, закончилась 10 мая – и сразу по всей стране программы должны переместиться, и не дай Бог где-то произойдёт сбой. Программа закончилась в воскресенье, а уже в понедельник-вторник должна собраться, в среду – загрузиться и выезжать. То же самое делают в следующем городе. Потому что иначе получится наслоение. Нам удалось наладить этот процесс.

Мы также удержали цены на билеты на уровне прошлого года. Хотя наши целевые показатели и позволяют увеличить стоимость билета, я считаю, что это не совсем правильно: цирковое искусство должно быть доступным.

Культура или развлечение?

Людям нравится цирк. Потому что, во-первых, у него нет ограничений по возрасту. Я не думаю, что какой-то из видов и жанров искусства имеет такой возрастной диапазон. Для просмотра цирковых программ не нужны подготовка, специальное образование. Это самый честный вид искусства, самый демократичный. Если в опере поют, в балете – хореография, симфонические концерты мы слушаем в академических залах, то в цирке есть всё – и дрессура животных, и клоунада, и физические возможности человека, и голос, и вокал, и музыка, и трюк. Цирк вобрал в себе все виды и жанры искусства, в этом его прелесть.

Главные столпы, на которых держится цирк, – это клоунада, трюк и дрессура. Исключение составляет только канадский цирк, который сознательно исключил дрессуру.

Школа клоунады у нас оригинальная, с учётом того что клоуны, которые блистали на манежах советского цирка, всегда были носителями политической сатиры. Однажды Михаил Николаевич Румянцев (Карандаш) позволил себе отпустить такую фразу в 1937 году. Когда шпрехшталмейстер или инспектор манежа спросил его: «Что ты здесь сидишь?», он ответил: «Весь Советский Союз сидит». И только благодаря тому, что он был народным артистом Советского Союза, он не сел по-настоящему.

Есть такой стереотип о том, что дрессура связана с мучением животных. Но понятие «жестокость» совершенно несовместимо с цирком. Невозможно с помощью боязни заставить животное работать: оно станет агрессивным. Только лаской, только прикормкой можно чего-то добиться. При этом мы не берём животных из дикой природы, это бывает крайне редко. В основном это потомственные животные, рождённые в цирке. Критерием отбора является опыт, общаешься с животным месяц-два-три – и видишь, что оно способно к восприятию тех задач, которые перед ним ставит дрессировщик. Тех, кто не проявляет таких способностей, передают в зоопарк.

Есть виды животных, которых мы приобретаем за рубежом – например, слонов (они стоят 100–150 тыс. долларов). Покупаем лошадей, отчасти – экзотических животных – удавов, питонов, носух.

Цирковые

Люди приходят работать в цирк по разным причинам. Например, дети династийных артистов как рождаются в цирке, так и остаются в нём до пенсии. Это династии, люди из спорта и люди, которые искренне полюбили цирк.

Есть несколько ступеней подготовки цирковых работников. В Москве работает Цирковое училище им. Румянцева-Карандаша. По части режиссуры –  отделение в Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Ну и самодеятельность нам даёт очень большую подпитку – школы-студии в регионах.

Сегодня существует кадровый голод в области циркового менеджмента. Руководители приходят в цирки из разных сфер деятельности – кто-то концертами занимался, кто-то был управленцем, кто-то – финансистом. У нас нет профессионалов, которые были бы специально обучены управлять цирком. Поэтому я в этом году планирую набрать подготовительный курс менеджеров цирка в Школе-студии МХАТ.

Задачи

Если говорить о других вопросах развития цирковой отрасли, то задачи ближайших лет – это, прежде всего, привести в соответствующее состояние существующие площадки. Новые цирки сложно начинать, они требуют больших финансовых вложений – от 1 до 2 млрд рублей. Если в регионах изыщут возможности для строительства цирка,  тогда мы, конечно, поможем.

До 2020 года планируем отремонтировать минимум семь цирков. Цирк должен быть привлекательным как по части комфортного посещения, так и по зрительскому восприятию – вот эти два элемента должны дать хороший результат.

Я считаю, что цирк – это один из очень важных компонентов столичных городов, где также должен быть  Театр оперы и балета, Театр кукол, Театр юного зрителя, Национальный театр (если это национальная республика), Центральная библиотека, Филармонический зал.

Появление Государственного цирка Удмуртии было, я думаю, данью уважения жителям республики. Они честно трудились и работали на заводах, на предприятиях. Как много зрителей посетило его за 15 лет! Создан фестиваль, который, по словам всех членов жюри и почётных гостей, входит в пятёрку лучших в мире!

Для Удмуртии цирк может быть точкой роста. Надо понимать, что такое цирк для республики, что такое фестиваль Чайковского, Галина Алексеевна Кулакова, Михаил Тимофеевич Калашников – и что является основным и приоритетным в части формирования целей и задач в области культуры.

За прошлый год проехав, пролетев 100 тыс. км, побывав во множестве российских регионов, я понимаю, что у руководителей разные предпочтения – кто-то любит больше театр, кто-то филармонию, кто-то спорт, кто-то охоту. Но если ты облечён властью, то обязан учитывать интересы всех жителей региона, независимо от своих личных предпочтений, и выстраивать соответствующую культурную политику с помощью регионального министерства.

Генеральный директор Российской государственной цирковой компании (Росгосцирк)