Агентство стратегических инициатив выработало эффективный механизм решения задач, и главное – объединило вокруг себя людей, способных генерировать и продвигать позитивные изменения. Среди них и предприниматели, и новаторы, и волонтёры, и представители некоммерческих организаций, и учёные. Я с удовольствием смотрю некоторые из предлагаемых проектов, которые берут начало от науки, причём фундаментальной. Такое бывает очень редко, а потому особенно радует.

– Создаётся инфраструктура для взаимодействия этого сообщества. Активно работает Клуб лидеров. Уже в 19 городах открыты так называемые «Точки кипения», где на одном пространстве концентрируются лучшие идеи, объединяются талантливые и энергичные люди, формируются и запускаются гражданские, деловые проекты, нацеленные на развитие страны.

Важно отметить, что нам удалось выстроить взаимодействие с правительством РФ, с региональными администрациями. Это позволяет эффективнее и быстрее поддерживать и продвигать ключевые проекты.

Нужно продолжить практику национальной предпринимательской инициативы и рейтинга инвестиционного климата в регионах России, сформировать постоянно действующий механизм улучшения деловой среды на всём пространстве страны.

Принята новая стратегия Агентства, включающая в себя 14 новых инициатив. Остановлюсь лишь на некоторых из них. Направление «Новый бизнес» предполагает реализацию трёх инициатив. В рамках первой – «100 лидеров развития технологий» – будет создана новая модель взаимодействия технологических стартапов с крупным бизнесом и госкорпорациями. Вторая – разработка цифровой платформы для прямой связи предпринимателей с органами власти и контрольно-надзорными ведомствами. Третья – формирование в регионах на базе сети региональных Клубов лидеров устойчивых деловых сообществ, способных формулировать запросы бизнеса, решать вопросы регионального развития и улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.

В направление «Развитие регионов» также входят три инициативы. Первая – «100 лидеров развития городов» – направлена на вовлечение граждан в создание комфортной городской среды, поддержку лидеров и активистов, а также разработку технологий развития города для последующего тиражирования. Вторая – широко известный национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. И третья инициатива – создание библиотеки умных решений «Смартека», где лучшие практики социально-экономического развития регионов будут собраны и затем «упакованы» для внедрения.

 

Вверх по рейтингу

В 2018 году в международном рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» Россия заняла 35-е место из 190 в первую очередь благодаря упрощению подключения к электросетям и доступа к международной торговле. По мнению генерального директора АСИ Светланы Чупшевой, позиция России могла быть выше, если бы были учтены и другие реформы. Например, объединение процедур выдачи градостроительного плана земельного участка и получения технических условий на подключение к водоснабжению, которое было узаконено ещё в прошлом году. Также было приведено в соответствие с рекомендациями Всемирного Банка законодательство, направленное на защиту интересов миноритарных акционеров.

Директор направления «Новый бизнес» АСИ Артём Аветисян отмечает, что есть направления, где наша страна, несмотря на постоянно проводимую работу и реальное сокращение процедур и сроков, формально даже немного ухудшила свои позиции. Так, по показателю «Подключение к электросетям» исключена процедура проверки сетевой компанией подключённого объекта, что сократило срок оказания услуг на десять дней. Кроме того, с прошлого года так называемая «последняя миля» для предпринимателей стала совершенно бесплатной. Это значит, что юрлица и индивидуальные предприниматели больше не должны платить за строительство объектов электросетевого хозяйства от существующей сети до подключаемого объекта с максимальной мощностью до 150 кВт. Подобное есть только в Японии, и такая практика входит в двадцатку лучших практик мира по подключению к электросетям.

Тем не менее по энергетике мы потеряли две позиции в рейтинге, заняв 12-е место. Конечно, это не идёт ни в какое сравнение с тем, что было в 2012 году, когда работа только начиналась и Россия занимала последнюю строчку рейтинга – 183-е место. Однако другие страны тоже не стоят на месте.

Безусловно, работа, направленная на улучшение показателей России в рейтинге Doing Business, будет продолжена. Он уже сыграл свою роль – по большинству направлений наша страна проделала огромную работу и получила результат. В перспективе необходимо уделять большее внимание повышению конкуренции и совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.

 

Плюс на минус

Данные Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ позволяют выделить факторы, негативно и позитивно влияющие на инвестиционную привлекательность Удмуртии. Так, за последние годы значительно – на 4,7 балла – улучшились показатели группы Г2 «Качество поддержки МСП», сохранилась доля рабочих мест, относящихся к малому и среднему бизнесу. Также наблюдается улучшение группы показателей Б2 «Административное давление на бизнес» (на 3,8 балла). Основной вклад вносит показатель Б2.3 «Число компаний, сталкивающихся с коррупцией».

Вместе с тем остаются проблемные направления:

– удовлетворённость деятельностью государственных и муниципальных органов, выдающих разрешения на строительство;

– среднее время регистрации прав собственности юридических лиц и ИП на недвижимое имущество;

– эффективность работы Совета по вопросам развития инвестиционного климата (или аналогичного органа) в субъекте РФ;

– эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства региона;

– эффективность работы специализированной (уполномоченной органом власти) организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в субъекте РФ;

– доля рабочих мест, созданных в компаниях-резидентах бизнес-инкубаторов, технопарков, относящихся к малому предпринимательству, в общей среднесписочной численности работников, занятых в субъектах МП (включая ИП), за исключением компаний, основной вид экономической деятельности которых относится к разделу G ОКВЭД.

В 2017 году было подписано соглашение о сотрудничестве АСИ с Удмуртией. В его рамках реализован пилотный проект «Наставничество», направленный на социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей или попавших в трудную жизненную ситуацию.

Две практики от республики размещены на онлайн-площадке «Магазин верных решений» и успешно тиражируются в других регионах России. Проект «Моя школьная карта» предполагает внедрение автоматизированной системы, включающей безналичную оплату школьного питания, пропуск в школу, личный кабинет, оплату проезда в общественном транспорте и другие функции. Проект «Региональные сельские спортивные игры» описывает проведение комплексных физкультурно-спортивных мероприятий для жителей сельских районов и развитие спортивной инфраструктуры на селе.

Практики регионов-лидеров и регионов прорыва по результатам нацрейтинга 2018*

 

1 место. Тюменская область

Владимир ЯКУШЕВ, экс-глава региона, министр строительства и ЖКХ РФ:

– Наиболее эффективные инструменты по улучшению делового климата в регионе – публичные «контрольные закупки» совместно с бизнесом, субсидирование первого взноса по лизинговым платежам и создание индустриальных парков. За десять лет работы лизинговой программы приобретено более 2 тыс. единиц оборудования. На территории региона уже запущены три индустриальных парка площадью более 300 гектаров. Один из них практически заполнен новыми резидентами, второй – заполняется, строится ещё один. Стоимость площадки со всей инфраструктурой – 300 руб. за га в месяц.

3 место. Татарстан

Рустам МИННИХАНОВ, президент республики:

– Запущен интернет-ресурс «Проверенный бизнес», в разработке которого принимали участие более 5 тыс. предпринимателей и все 45 муниципалитетов региона. Мы проанализировали более 300 типовых нарушений по 27 видам, дали рекомендации, как их избегать. Самое главное – на этом сайте есть вся необходимая предпринимателю информация по каждой контрольно-надзорной функции и ведомству.

4 место. Санкт-Петербург

Георгий ПОЛТАВЧЕНКО, губернатор города:

– Мы пересмотрели перечень контрольно-надзорных функций регионального значения, десять из них сумели просто исключить из этого списка. При планировании контрольно-надзорной деятельности на 2018 год на 16% сократили количество проверок. При поддержке Минстроя России была создана единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга, что позволило рассматривать почти все заявки в электронном виде, удаленно проходить все процедуры, количество которых сократилось примерно на 30%. Созданы консультационные пункты для предпринимателей в МФЦ, единое окно для бизнеса и инвестиционный портал, разработаны

различные механизмы поддержки и льготы.

6 место. Тульская область

Алексей ДЮМИН, губернатор:

– В нашем регионе показала свою эффективность реализация целевых моделей. Что получил бизнес на земле? Мы сократили количество дней подключения к электросетям до рекордной цифры – 82 дня, в три раза сократили количество дней на подключение к газораспределительным сетям – с 350 до 135 дней. Нашли новую форму поддержки МСП, так называемое доращивание потенциальных поставщиков. Доводим их до соответствия критериям главных госзаказчиков, чтобы они встраивались в эту систему. Развиваем центр поддержки экспорта. В результате экспортно-ориентированных предприятий МСП стало на территории Тульской области в два раза больше – было 92, стало 195.

8-е место. Калининградская область

Антон АЛИХАНОВ, губернатор:

– Мы уменьшили количество проверок бизнеса. Все региональные проверки идут только через меня и только после моей подписи. Это дало сразу минус 3300 проверок на региональном уровне. Кроме того, мы сделали «дом предпринимателя» – МФЦ для бизнеса, в котором можно получить в электронном виде более 100 услуг. И ещё одна вещь, которую нужно внедрять во всех регионах, – так называемый «консьерж-сервис»: каждому предпринимателю, приехавшему к нам из другого региона, мы подбираем не только офис, но и жильё, помогаем устроить детей в школу и детский сад, трудоустроить членов его семьи.

* из выступлений глав регионов на сессии, посвящённой подведению результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов РФ в рамках работы ПМЭФ-2018

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Что поможет повысить инвестиционную привлекательность конкретного региона? Свои мнения по этому вопросу высказали руководители деловых объединений в ходе сессии, посвящённой подведению результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов РФ, которая прошла в рамках ПМЭФ-2018.

 

Александр ШОХИН, президент РСПП:

– Механизм контрольно-надзорной гильотины (отсекать все устаревшие и неэффективные механизмы). Положительный опыт в этом направлении получили Новгород и Калининград, где все санкции на проверки даёт лично губернатор.

Александр КАЛИНИН, президент «Опоры России»:

– Пять главных факторов: постоянный диалог власти и бизнеса, снижение административного давления, вовлечение муниципалитетов в формирование инвестиционного климата, масштабные вложения в инфраструктуру, максимальное использование цифровых технологий.

Алексей РЕПИК, президент «Деловой России»:

– Залог успеха – личное участие губернатора в сопровождении инвестиционных проектов и сильная профессиональная команда, мотивированная на достижение результата.

Сергей БОЧАРОВ, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Приволжском федеральном округе