Моя история парашютиста началась в 2004 году. На даче я встретил соседа с большими сумками. Мы разговорились, и я узнал, что он только приехал с аэродрома, где прыгал с парашютом. Мне тоже захотелось попробовать. Буквально через неделю я уже оказался в самолете на высоте 900 метров.  

Илья Михайлов, директор фирмы, г. Ижевск

Прыжок, полёт, приземление. Можно сказать, что тогда я ничего и не понял. В голове было разве что: «Вау! Я это сделал!». Но сосед записал меня ещё на один прыжок. И я вновь оказался в небе. И вот тогда я понял, что второй прыжок сделать гораздо сложнее. Я уже знал, что ждёт меня впереди. Появились страх, борьба с самим собой. В итоге я прыгнул ещё раз. Вот тогда меня парашют и «зацепил», потому что я получил новые и крутые ощущения.

Как стать парашютистом?

Меня так заинтересовали прыжки с парашютом, что я решил продолжать этим заниматься. Тогда встал вопрос об обучении и подготовке к новым, более сложным прыжкам. На сегодняшний день в России есть две программы обучения:
стандартная ДОСААФа (Россия) и прогрессивная AFF (Америка). Обе программы лицензированы в России, но существенно отличаются друг от друга.
По программе ДОСААФа обучение проходит постепенно. Ты прыгаешь с парашютом «купол», который медленно опускается и сглаживает все ошибки в полёте. С каждым новым прыжком высоту повышают, и прыгаешь ты без инструктора, он смотрит за тобой с земли. Круглые парашюты, на которых ты прыгаешь, либо имеют маленькую скорость, либо не имеют её вообще. Лично для меня подобное обучение – нудный и муторный процесс. Поэтому со своими подопечными я работаю по программе AFF.

AFF была разработана в Америке в 1974 году. Суть программы в том, что всё обучение можно пройти всего за восемь прыжков. Летаешь ты на парашюте типа «крыло» вместе с инструкторами, которые перед каждым прыжком дают различные задания, усложняя полёт. Тебя учат разным манёврам, работают с твоей головой. Потому что психология в парашютном спорте также важна. Человек должен быть готов не только физически, но и морально.

Также для тренировок будут полезны полёты в аэротрубе. Это очень классный тренажёр, где можно отрабатывать разные элемента полёта. Но есть один минус. Аэротруба никогда не даст ощущение реального полета, не позволит ощутить эмоции, что мы испытываем в небе. Но тренажёр действительно полезный и уже давно это доказал.

Куда обратиться, если хочешь научиться?

Если человек хочет научиться прыгать с парашютом, то он должен приехать на аэродром. Для обучения там есть подготовленные классы. Изучает теорию, тут же проходит практику и уже может считать себя самостоятельным парашютистом. Мы проводим теоретическую часть в Ижевске, потом едем на аэродром. К сожалению, в нашем городе для прыжков с парашютом условий больше нет. Поэтому нужно ехать в Татарстан, туда ближе всего.

Экипировка

Я считаю, что мой прыжок должен быть максимально безопасным. Поэтому и экипировку я покупал новую, качественную. Сейчас есть интернет-магазины, разные форумы, обеспечить себя всем необходимым не составляет труда. Тут как на авторынке. Есть свои «запорожцы» и «мерседесы». Купить экипировку можно в зависимости от бюджета. Для полетов необходима парашютная система, которая состоит из разных частей и в совокупности стоит от 100 тыс. до 600 тыс. рублей.

  • Основной парашют, ранец – от 10 тыс. руб. за старый до 300 тыс. за новый.
  • Запасной парашют – от 30–40 тыс. до 100 тыс. рублей.
  • Страхующий прибор – около 80 тыс. рублей.
  • Сигнализатор высоты, высотомеры (аналоговые, цифровые, электронные)  – от 4 тыс. за б\у до новых за 25 тыс. рублей.
  • Шлем – от 15 до 25 тыс. рублей.
  • Парашютный комбинезон – 11–22 тыс. рублей.
О нераскрывшемся парашюте

Парашютный спорт развивается. Запасной парашют, сигнализатор высоты – всё это как доказательство того, что он становится безопаснее. Но даже в этих условиях мы должны соблюдать правила, чтобы прыжки были удачными.
Приезжая на аэродром, мы проходим тренажёр «отцепка основного парашюта». Всякое бывает, никто не застрахован, парашют может и не раскрыться, поэтому действия в случае нештатной ситуации должны выполняться на рефлексе. В небе нет времени на мысли и панику. Всё должно быть заранее продумано. У меня были моменты, когда основной парашют не раскрывался. Что я испытывал тогда? Я даже не успел об этом подумать, на автомате сразу отцепил парашют и открыл запасной.

Медицинские требования

Каждый год мы проходим медицинскую комиссию. Она обязательна, потому что в России за безопасностью парашютистов пристально следят. Перед прыжком ты должен обязательно подойти к медику за допуском. Тебя не пустят утомлённым или пьяным, только здоровым и готовым вновь испытать себя! Также тебя не допустят на прыжки, если у тебя есть болезнь сердца или эпилепсия.

Чем больше прыжков, тем лучше!

Что заставляет меня прыгать с парашютом раз за разом? Здесь много факторов. Это и адреналин, который бурлит в крови. Эмоции, которые можно испытать, только прыгая с огромной высоты. Это и невероятные красоты, которые открываются передо мной во время каждого прыжка. Я получаю кайф от всего спуска. Тем более у меня скоростной парашют, а с ним не соскучишься. И во время приземления я могу разгоняться до 150 км\ч. Я люблю парашютный спорт, я люблю прыгать. У меня есть хобби, которое я очень сильно люблю. И смело могу сказать, что мечтаю о том, чтобы в моей жизни прыжков было ещё больше!

Прыгать везде красиво

С парашютом я прыгаю не только в России. Вместе со своими друзьями я уже успел съездить в Дубаи, Таиланд. Недавно ребята ездили в Америку. Но одним из самых живописных мест для прыжка я считаю Испанию. Побережье Коста-Дорада, недалеко от Валенсии. Там очень красиво. Выпрыгивая из маленького самолёта, ты летишь прямо над Средиземным морем и буквально паришь над побережьем. Красота! Но на самом деле прыгать везде красиво! Не только в Испании.

Друг познаётся в небе

После того, как я стал заниматься прыжками с парашютом, в моей жизни появилось очень много классных друзей! Парашютный спорт по-настоящему сплачивает. Дело в том, что во время прыжка ты отвечаешь не только за свою жизнь, но и за жизнь других. Ты летишь вниз со скоростью 200 км\ч, и от твоих действий зависит жизнь другого парашютиста. Потому что прыгают всегда по нескольку человек, и любая твоя неосмотрительность может подвергнуть риску остальных. Именно эта ответственность сплачивает, сближает. Зачем мне быть с тобой в плохих отношениях, если только что от меня зависела продолжительность твоей жизни? Я чувствую себя  в настоящей команде, я ощущаю себя в тёплом кругу уже родных для меня людей. Практически каждый день мы собираемся вместе в кафе за завтраком, болтаем и хорошо проводим время! Парашютный спорт подарил мне настоящих друзей!

Адреналин – это наркотик

Чем экстремальные виды спорта отличаются от других? Ты начинаешь привыкать к постоянному адреналину, и потом без него уже очень сложно обходиться. Очень сильный наркотик, на мой взгляд. Без него становится тяжело, скучно жить. Может. и не скучно, но скучнее однозначно. Из экстремальных видов я пробовал горные лыжи, сноуборд, но это если только говорить о больших горах. Летал на малой авиации. Но это всё не то. Для меня весь кайф – именно в свободном падении. Во время приземления, если спускаешься на спортивном, скоростном парашюте, ты получаешь огромное удовольствие, потому что летишь к земле на куске тряпки со скоростью 80–120 км\ч. Очень экстремально и захватывающе. Именно из прыжков с парашютом я черпаю адреналин, который мне необходим.

Соревнования

Сразу скажу, занятия парашютным спортом – это дорого. Но соревнования требуют ещё больших вложений. Чтобы ты как спортсмен и возможный участник различных соревнований смог выйти на высокий уровень, нужно  только в аэротрубе летать по 100 часов в год. А сейчас уровень парашютистов очень высок. Чтобы добраться до них или даже превзойти, придётся выложиться по полной. Не только с физической и психологической стороны, но и с финансовой. Чтобы выйти на уровень кандидата в мастера спорта, понадобится около двух лет и 1 млн рублей. Дорасти до мастера спорта можно за три-четыре года, потратив еще 1,5 миллиона. Получается, что путь от новичка до мастера спорта обходится где-то в 3 млн рублей. Здесь уже каждый решает сам для себя: готов ли так тратиться и есть ли желание. Лично для меня соревнования играют не главную роль. От парашюта я беру удовольствие от жизни. Мечты стать мастером спорта у меня нет, но есть мечта летать как бог.

Комментарии

Дмитрий Чистяков, заместитель главы администрации Ижевска:

– Много лет назад у меня была мечта. Я мечтал о службе в армии и очень хотел в ВДВ, очень хотел в небо. Целенаправленно шёл к этому и даже проходил военные сборы в Пирогово. Итогом тех сборов были прыжки с парашютом, где у меня было всего три попытки. Именно тогда я испытал новые для себя эмоции. После первого прыжка я ощутил счастье. Я гордился тем, что смог перебороть свой страх. До сих пор помню, как впервые раскрыл парашют и услышал тишину, которая меня окружала.

Второй прыжок был гораздо страшнее. Ты уже знаешь, что ждёт тебя впереди. Пытаешься преодолеть себя и сделать шаг, который отправит тебя в полёт. Тогда я испытал настоящий восторг и почувствовал бешеный адреналин в крови. К сожалению, в итоге я в десант не попал, а служил в разведке. Но прыжки с парашютом навсегда остались для меня чем-то особенным.

Александр Ушаков, проректор ИжГТУ:

– Мне было 28 лет, когда я первый раз прыгнул с парашютом. Мой дед был лётчиком, отец был лётчиком. Можно сказать, что благодаря им я и заразился идеей прыгнуть с парашютом. Столько лет прошло, а эмоции до сих пор не отпускают. Прошёл теоретическое обучение в ДОСААФ. Мой первый прыжок. 8 утра. Прыгал я и 18-летние парни. Когда взлетел самолёт, инструктор стал искать пристрелку (мешок с песком, который всегда бросали перед прыжками, чтобы оценить направление и силу ветра). Вдруг мой взгляд пересёкся со взглядом инструктора. Было видно, что я старше всех парней. Видимо, он подумал, что я опытный парашютист. «Прыгнете первым!» – прозвучало из его уст.

Парашют меня притягивал, потому что я хотел испытать новые ощущения, которых нет в обычной жизни. Чувство страха, когда ты стоишь на краю самолёта и вот-вот должен сделать шаг в пустоту. Прыжок, ощущение свободного падения, раскрытие парашюта и тишина. Внезапная тишина и полный восторг, счастье! Ты это сделал!

Вадим Берлин, предприниматель, Ижевск:

– В 2003 году я в первый раз попробовал прыгнуть в бездну. Мой друг рассказал мне о парашюте и спросил: «Слабо?». Вот я и решился доказать ему, что нет. Свои ощущения после первого прыжка с парашютом запомнил навсегда. Именно тогда ко мне пришло истинное понимание жизни. Почувствовал, как в ней ошибался. Парашют подарил мне новые мысли и ощущения. Но тогда я сделал паузу и вернулся на аэродром только в 2006 году, когда друг предложил мне прыгнуть в тандеме. Тогда я увидел парней, которые в итоге летели вниз рядом со мной. Казалось, что они ничего не боятся. На них были красивые костюмы. Я был под впечатлением, для меня они были примером. И я захотел быть таким же. Захотел каждый раз испытывать себя. Получать эмоции, от которых был так далек раньше. Сейчас я понимаю, что уже не могу жить без адреналина. Поэтому прыгаю и прыгаю.

Вячеслав Зыкин, сотрудник IT-компании, Ижевск:

– Слава прыгал с парашютом. Целый один раз. Впервые наземную подготовку прошёл в Школе юных лётчиков, сдал на «отлично», но прыгать не пустили из-за зрения. Уже в сознательном возрасте в 1998 году вновь прошёл наземную, сдал. Прыгал с Д-5 серии 2 и запаской З-6. Весил на тот момент килограммов 110 (ограничение по весу вообще-то 85, но, типа, комиссия этого не заметила, а с линзами прыгать тогда уже разрешали).

Прыгал во втором заходе первым. Когда подошёл к открытому люку, взглянул на землю – страшно не было совсем. Попытался выйти, но упёрся шлемом в обрез люка, не рассчитал высоты. Выпускающий помог, нагнул пониже и добавил ускорения. Дальше как положено – 521, 522, 523, провал, удар, осмотреть купол, выдернуть чекующий фал (красную стропу) на запаске. А потом – «щастье». Внизу паровозик размером с гусеничку, путей почти не видно,и постепенно всё это увеличивается в размерах.

В общем, когда Слава уже был у земли, ему показалось, что земля набегает справа, попытался развернуться лицом в подвеске, но перепутал руки и забыл про ноги, которые надо было держать вместе. Короче, хлопнулся как куль с …добром всяким, посмотрел на левую ногу – хорошая нога, целая. Посмотрел на правую – не, нога негодная, поломатая…

Потом прибежал доктор, кольнул промедол, посадили меня в машину и примчали в третью городскую. Там хирург Николай Юпашевский своими золотыми руками поставил ногу на место – без гвоздей, без операции, хотя перелом-то был «мама не горюй» – диагноз на полстраницы.

Полежал две недельки в стационаре, стал за это время весить 100 кг вместе с гипсом, а потом домой, костыли, с утра в отделение восстановительного лечения на Пушкинскую, потом на работу… Через семь недель гипс сняли, костыль, палка, сейчас хожу нормально, но подвижность голеностопа полностью не восстановилась. Жить особо не мешает. Вот так Слава прыгал с парашютом.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).