Трагедия в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово, которая унесла жизни нескольких десятков детей, стала поводом для проверок соблюдения правил пожарной безопасности в местах массового пребывания людей. Торговые центры, кинотеатры и другие объекты начали проверять по всей России. В Удмуртии в ряде торговых центров обнаружили колоссальное количество нарушений, что поставило под угрозу их дальнейшую работу. Представители работающих в этой сфере частных организаций высказались по поводу того, как можно улучшить положение дел.

Александр Бречалов, глава Удмуртии:

Я долгое время руководил «Опорой России», и мы возмущались из-за жёсткого отношения к бизнесу со стороны надзорных органов. У нас было большое здание – 11 тыс. кв. метров. В одном из помещений произошло возгорание. К счастью, пострадавших не было. Но никто из присутствовавших не знал, что делать, хотя везде стояли огнетушители. Хорошо, что была грамотная служба безопасности. Этого случая было достаточно для того, чтобы один раз в полгода каждый сотрудник сдавал реальный зачёт по технике пожарной безопасности. Пока мы сами не будем вести общественный или личный контроль за нарушениями, нам не помогут ни проверки, ни утроенный штат проверяющих. Обращаюсь к руководителям бизнес-центров: организуйте совместное с МЧС постоянное обучение персонала. Не ждите проверок – устраняйте нарушения, допущенные на этапе строительства или оформления документации. Всех предупреждаю: при выявлении несоответствий – вплоть до закрытия. И ещё: контроль будет постоянным. Не только потому, что генеральный прокурор подписал соответствующее разрешение, и у нас есть юридическое право. Если будут выявлены нарушения – не обижайтесь. Партнёрство – это не значит «не трогайте нас», а значит – совместная работа на благо потребителя, контрольно-надзорных, правоохранительных органов и бизнеса.

Пётр Фомин, начальник ГУ МЧС России по Удмуртии:

– К 10 апреля было проверено 136 объектов, выявлено 1749 нарушений. Здания эксплуатируются с нарушениями проектной документации, допускаются перепланировки, изменения функционального назначения помещений. В то же время к системам пожарной безопасности подключены 100% школ, детсадов и больниц в местных поселениях. Нужно понимать, что подключение пожарной сигнализации – не наша прихоть, это требование жизни. Есть множество случаев, когда при срабатывании сигнализации пожарные приезжали раньше, чем руководители учреждения узнавали о задымлении.

Не подключены к системе передачи извещений о пожаре на пульт подразделений пожарной охраны в Ижевске 31 торговый центр, в городах республики – 46 объектов. Причём люди умеют оперативно готовиться к проверке надзорных органов и оперативно приводят здание в порядок перед приездом инспектора, но как только тот уходит, нарушения моментально начинают копиться. Нюансов в этой проблеме много, но есть основные вещи, на которые мы обращаем внимание. Это наличие проектной документации, отсутствие незаконных перепланировок, исправное состояние систем противопожарной защиты (туда входит сигнализация, оповещение и дымоудаление), эвакуационные выходы, которые не должны быть загромождены, исправное состояние огнетушителей, стоянка автомобилей на расстоянии не менее 10 метров от здания, чтобы подъехала пожарно-спасательная техника.

Руслан Айметов, директор компании «Ижпожсервис»:

– Мы занимаемся обслуживанием первичных средств пожаротушения – перезарядкой огнетушителей, монтажом противопожарных дверей и прочее. Организации не имеют права заниматься этим самостоятельно, поэтому мы заключаем с ними договоры и работаем. Как часто нужны наши услуги, зависит от типа оборудования, но по нормативам проверки должны быть не реже одного раза в год, и делать это обязательно должна специальная лицензированная организация. Какого-то универсального средства пожаротушения нет, существует специальный комплекс мер, который чётко прописан в законе. В него входят: система оповещения, правильные материалы отделки, системы пожаротушения, которые действительно очень дорого стоят. Но когда предприниматель экономит на этом и выбирает дешёвый аналог, в последующем он не только ставит под угрозу пожарную безопасность помещения и тех, кто в нём находится, но и рискует понести колоссальные убытки, даже когда пожара нет. Дело в том, что такая сигнализация может сработать ложно и залить водой всё помещение и имеющееся в нём оборудование. К сожалению, на сегодняшний день люди в первую очередь стараются искать коммерческую выгоду, а не действенность, и, возможно, такая мотивация будет неплохим способом покупать более действенное оборудование.

Впрочем, конечно, начинать нужно с профилактики. Основная категория предпринимателей, наиболее халатно относящихся к этой проблеме, – малый бизнес, особенно арендаторы помещений в ТРЦ. Многие из них  вообще не в курсе, что нужно делать: они приходят к нам и спрашивают элементарные вещи, которые, по сути, должны знать все. Есть организации, которые проводят специальные курсы, они не бесплатные, но и стоимость их не слишком высока. Но какой-нибудь ИП не отдаст даже малые деньги за обучение, а некоторые вообще не знают, что такое есть.

Светлана Марченкова, руководитель организации «Стопогонь18»:

– В свете последних событий предприниматели массово приехали к нам покупать огнетушители в огромных количествах, так что, предполагаю, пожарная безопасность у них находится не на высоком уровне.

Для безопасности необходимо обеспечить помещение пожарной сигнализацией и огнетушителем. В основном люди покупают  первичные средства пожаротушения. 90% клиентов приобретают порошковый огнетушитель, который подходит для ликвидации любой категории пожаров. Его минус заключается только в том, что порошок въедается в любую поверхность, поэтому его будет невозможно отстирать, если не провести уборку в течение часа.

Сигнализация – дорогое удовольствие, к установке таких систем сегодня готовы далеко не все. Часто устанавливают просто для вида, она попросту не работает. Но всё-таки это необходимо делать, ведь, во-первых, многие даже не знают, как пользоваться огнетушителем, а во-вторых, он является лишь первичным средством пожаротушения, которое иногда может быть не столь эффективным. Сегодня для тушения пожаров разработано множество различных систем. Так, например, существуют сигнализации-спринтеры, которые начинают разбрызгивать воду, когда реагируют на повышенную температуру. Есть приспособления, которые посылают сигнал на пульт пожарной охраны. Существуют также так называемые «бураны» – при нагревании до температуры 90 градусов разрывается колба и накрывает всё помещение порошком, так что даже если никого нет на месте, они всё потушат. При этом тушащее вещество практически безвредно для человека. 

Ирина Чудиновских, директор Фонда пожарной безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

– Есть организации, обеспечивающие пожарную безопасность

на объекте посредством аутсорсинга – консультационной услуги в области пожарной безопасности. Мы всецело поддерживаем их работу, однако руководители предприятий и организаций должны знать, что качественные услуги могут оказать только организации, аккредитованные в области независимой оценки пожарного риска.

Руководитель, воспользовавшийся консультационными услугами пожарного аутсорсинга, доверяет часть полномочий в обеспечении безопасности своих объектов выбранной компании. Эта услуга включает в себя анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта, его обследование, выявление возможности возникновения и развития пожара, воздействие опасных факторов возгорания на людей и материальные ценности. Итогом является подготовка вывода о соблюдении требований пожарной безопасности, выполнении условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Пожарным аутсорсингом можно воспользоваться как в период повседневной деятельности организации, так и во время подготовки к проверке надзорными органами. Кроме того, для снижения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах с массовым пребыванием людей сегодня нужно проводить массовый противопожарный ликбез и формировать гражданскую ответственность руководителей всех уровней. Находясь в ситуации стресса, человек может растеряться,  из-за чего последствия становятся более плачевными, поэтому все действия нужно оттачивать до автоматизма и учить людей правильному поведению, причём не на бумаге, а включить практический урок.

Валентина Александрова, руководитель СК «Единый центр страхования»:

– После трагедии в Кемерово мне неоднократно доводилось слышать об обязательном страховании мест массового скопления людей от пожара. Я думаю, такая мера действительно может оказаться эффективной, поскольку в таком случае страховые компании будут обременены серьёзным финансовым риском и не позволят стать своими клиентами фирмам, в которых они не уверены. На сегодняшний день страховые агенты очень внимательно подходят к своей работе и требуют документы о прохождении пожарной безопасности, подключении к вневедомственной охране и полиции, поэтому предприниматели, обязанные застраховать своё имущество, будут более дисциплинированны в плане соблюдения требований пожарной безопасности. Более того, я считаю, что следует страховать и ответственность перед третьими лицами, то есть перед теми, кто находится внутри помещения. Конечно, на первый взгляд может показаться, что всё это будет стоить неимоверных денег и негативно скажется на развитии предпринимательства, но это не так. Если эта мера будет массовой практикой, то владельцы бизнеса смогут рассчитывать на лояльную ценовую политику, которая будет согласована на государственном уровне.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).