В декабре команда снегоходчиков из Удмуртии снова отправилась на покорение снежных вершин знаменитого Приискового. В 2020 году наша «сборная» любителей сего экстремального хобби стала в два раза больше, чем в прошлом, – в её составе путешествовали уже 48 любителей снегоходинга. А значит, и всего остального – фейерверка эмоций, накала адреналина, шквала впечатлений, в том числе – и иногда столь необходимой поддержки верных «снегобратьев», было вдвое больше.
Алексей Малюк, генеральный директор ООО «Удмуртская хлебная компания»:
– В прошлом году мы общими усилиями для поездки в Приисковый собрали команду от Удмуртии из 21 райдера, в основном – из Ижевска и Сарапула. Для доставки снегоходов привлекли грузовую машину, смонтировали в ней аппарель, которая позволила разместить технику в два яруса.
В этом году с нами поехали уже 46 райдеров. Причём это ребята не только почти из всех городов нашей республики, но и из Башкирии, а один – даже из Москвы. Чтобы доставить до места назначения 40 снегоходов, пришлось заказать уже две «фуры, они шли практически полные.
Что я отметил в этом сезоне для себя. Во всех наших любимых местах катки – в Башкирии, Пермском крае – снега нынче мало. За две недели до этого путешествия мы ездили на Уральский горный хребет – покататься не удалось. Поэтому очень хорошо, что все сумели выбраться в Приисковый – открытие сезона прошло на мажорной ноте.
Многие участники нашей поездки не были знакомы друг с другом, но уже в Ижевске, в дороге (а добирались долго) у нас возникла дружеская атмосфера. Отличная команда – терпеливые, толерантные, все относились с пониманием, когда переформировывали группы с учётом подготовки. Катка была отличная, спасибо нашим инструкторам. Снега нашли достаточно, несмотря на то, что к нашему приезду его «выключили», а когда уехали, снова начались снегопады. Задачи, которые я ставил для себя – по отработке навыков управления снегоходом, по крутым подъёмам, спускам, все выполнил, везде попробовал свои силы. Не пропустил ни одного из шести дней, постоянно оттачивал свои умения. В поездке не обошлось и без происшествий. У меня был случай, что я отбился от группы, стал возвращаться самостоятельно, увидел небольшую горную речку, метра полтора-два шириной. Решил её переехать, и как потом понял, совершил ошибку. В результате я метров десять пролетел по камням и приземлился прямо в воду. Выбраться оттуда самостоятельно было нереально, ребята мне на помощь подоспели только через час, а всё это время я был вынужден вместе со снегоходом провести в воде.
Владимир Сухих, директор Центра Активного Отдыха «Экстрим»:
– Это были незабываемые шесть дней с множеством приобретённых новых навыков управления снегоходом в реальных условиях сложной пересечённой местности – с глубоким снегом, оврагами, незамёрзшими речками, «ёлками-палками» повсюду на склонах, где за перевалом нет никакой связи, никаких дорог, а только горы, много-много снега, звери и дикая природа необыкновенной красоты!
В этом году нас было почти 50 человек из Удмуртии и Нефтекамска. В Приисковом мы наняли четырёх гидов и распределились по уровню управления снегоходом на группы по 10–13 человек. Одна группа – для начинающих райдеров, две других – для более менее уверенно чувствующих себя за рулём снегохода, и ещё одна группа – для профи.
Мы все получили кучу ярких эмоций, новых знакомств и в очередной раз проверку на выносливость и взаимовыручку! У нас была классная компания, вернее сказать, команда! Всем участникам этого путешествия спасибо за компанию и огромный респект Алексею Малюку – нашему главному энерджайзеру и организатору – за этот крайне непростой труд всех собрать, везде договориться, всё распределить, никого не забыть и посчитать всё до копейки!
Иван Черезов, председатель Федерации биатлона Удмуртской Республики, член правления Союза биатлонистов России:
– В прошлом году я был в Приисковом как начинающий снегоходчик, а в этом – как райдер, и внутренние ощущения от этого просто невероятные! Ты понимаешь, что вкатился, стал лучше чувствовать технику управления снегоходом, что уровень твоего вождения растёт. И от того, что уже не надо бороться с техникой, преодолевать себя, делать сверхусилия, получаешь ещё большее удовольствие.
В этом году наша поездка длилась шесть дней, каждый день – новые места катки. Мы добирались до них по 40–50 минут и всегда видели изумительную природу, холмы, ручьи, горы, шикарный лес. Это невероятное, колоссальное удовольствие! Становишься жадным до ощущений, хочется испытывать такие чувства вновь и вновь, когда в глубоком снегу плывёшь змейкой, и при каждом повороте на тебя и снегоход накатывает волна снега, когда перепрыгиваешь через ручьи, преодолеваешь разные препятствия.
В поездке не обошлось без неожиданностей. В наш приезд в Приисковом стоял мороз около минус 20, и снегоход, выгруженный из «фуры», не завёлся. Ребята помогли мне на прицепе докатить его до гаража – но и там, в тепле, мотор не работал. Пришлось вести его в другой гараж, с сервисным обслуживанием – и раз, там неожиданно «ожил»! Но на этом сюрпризы не закончились. Утром первого дня мы отъехали от посёлка достаточно далеко. Начал кататься – понимаю, что двигатель работает неровно. Оказалось, что возникли проблемы со свечой, и ехать никуда я не могу. Пока инструктор и ещё один человек ездили на базу за новой свечой, инструментами, мы разожгли костёр, чтобы не замёрзнуть, – ждать пришлось порядка двух часов, соорудили импровизированный диванчик из веток сосны. Одни катались, другие следили за костром, третьи отдыхали. Было интересно!
Сандро Бацикадзе, инструктор:
– Приисковый – одна из трёх аномальных зон, наряду с Камчаткой и Хибинами. В июне–июле здесь до сих пор тренируют лыжников, на склонах лежит снег, а есть и такие места, где он вообще не тает. В прошлые годы в Приисковом на горных лыжах начинали кататься чуть ли не с сентября, а в середине октября снегоходчики уже открывали сезон. Но в последние годы климат меняется. В прошлом году осенью шли дожди (местные жители не помнят такого за предыдущие 30–40 лет), а в марте, апреле и мае были снегопады. Поэтому, если в прошлые годы глубина снега в Приисковом составляла до 3 м, то сейчас – примерно 1,5 метра, ещё и потому, что осадков в этом году в целом по стране меньше, чем обычно. Но для катания этого вполне достаточно.
Подготовиться к катанию на снегоходе я рекомендую заранее. Перед поездкой в горы хорошо позаниматься плаванием и бегом, так же полезны любые кардионагрузки. Минимум за неделю–десять дней до путешествия рекомендую не употреблять спиртное, естественно, полностью от него отказаться надо и на всё время катания. Приехав на место, хотя бы один день дайте себе на то, чтобы выспаться и адаптироваться. В России мы живём на высоте 150–200 м над уровнем моря, а гостиница в Приисковом расположена в четыре раза выше. Человек получает большой приток кислорода, резко повышается циркуляция крови, и подобные нагрузки организм не всегда переносит легко. Бывает сложно, но за счёт адреналина и драйва люди забывают обо всём и доходят до конечной цели – покоряют такие высоты и спуски, что, увидев их на фото или видео, можно не поверить, что там вообще можно кататься. Исходя из своего опыта, посоветую: собираясь в горы, снегоходчик должен поставить перед собой задачу целым уехать и приехать. Второе – привезти в сохранности технику. И третье – по максимуму получить эмоции – такие, как здесь, сложно найти в других местах.
Михаил Ненюков, первый заместитель генерального директора по операционной деятельности и производственной системе концерна «Калашников»:
– Я занимаюсь мотоспортом, мотокроссом, в том числе и зимой, поэтому снегоходинг – это логичное развитие моего хобби. Навыков управления снегоходом у меня не было, поэтому поездка в Приисковый для меня стала прыжком в пропасть, в хорошем смысле этого слова. Когда мы приехали в посёлок, первые два дня снега не было, а на третий начался снегопад. Снег в горах – это всегда сильная метель, при которой видимость на перевалах очень низкая, всего 5–10 м. Для новичков, которые не ориентируются на местности, это огромное испытание, как и огромная физическая нагрузка, с которой не приходится сталкиваться в обычной жизни даже спортсменам. Тяжело особенно на второй-третий день – дают о себе знать «забитые» мышцы спины, поясницы. Но в Приисковом есть природные условия, которые не повторить ни в Удмуртии, ни в других местах, подходящих для катки.
Ирэк Даутов, бизнесмен, известный ижевский автогонщик в прошлом:
– На снегоходе я езжу с 2000-х, но в последние два года снегоход стоял в гараже, не хватало времени. Поэтому, когда мне предложили отправиться в Приисковый, я ни минуты не сомневался. Физическая составляющая у меня на высоком уровне – после окончания спортивной карьеры я начал заниматься «длинным» триатлоном, поэтому перерыв не сказался, со снегоходом подружился в первый же день. Конечно, управление автомобилем и снегоходом отличаются кардинально. Профессиональный гонщик, пилот работает на результат, борется с секундомером и с самим собой. У него нет времени на ошибку, на размышления. И это была моя работа, которая должна была быть выполнена с максимально высоким результатом. А на снегоходе ты едешь ради своего удовольствия и вечером, когда тело «ломит» от физических нагрузок, испытываешь моральное и физическое удовлетворение.
Самое сильное впечатление от Приискового – это гиды. Они очень профессионально водят группы, выбирают для катки такие места, которые будут безопасными для людей с разным уровнем подготовки. Моя огромная благодарность Сергею Мельникову, который много дал нам за шесть дней, я узнал много нового и о снегоходе, и о безопасности. В горах это очень актуально, так как, куда бы мы ни выезжали, постоянно слышали звук схлопывания снега. Очень круто и то, что в Удмуртии есть люди, которые продвигают снегоходное движение и в нашей небольшой республике могут собирать такие большие группы. Восторг, других слов нет!
Андрей Денисов, предприниматель:
– Поездка в Приисковый – это ежедневное преодоление самого себя. Стоя на крутом, утыканном ёлками склоне, в голове мелькает мысль: смогу или не смогу, но через страх и сомнения ты жмёшь на газ. Утром, когда всё тело болит от физической усталости, думаешь, может, отдохнуть денёк, но решаешь ехать. Когда из ручья откапываешь снегоход и размышляешь, что сил уже нет, но собираешь волю в кулак – снова в строю!
И за всё это тебя ждёт награда, которую не купить за деньги: неописуемая красота заснеженных горных склонов, фрирайд, когда снег летит в разные стороны, как морские волны, и надёжное плечо команды снегобратьев на склоне, где каждый готов прийти на помощь. Фрирайд на снегоходах в горах Приискового – это настоящий мужской отдых с преодолением самого себя, свободой и ростом каждый день.
Артём Шипицын, собственник ООО «Завод оконных конструкций «Фаворит»:
– Впечатления от эмоций и событий в Приисковом невозможно передать словами. Да, конечно, местные виды великолепны, но времени не хватает, чтобы заострять внимание на природе. Лишь во время перерывов между интенсивными катками мы останавливаемся, чтобы перевести дух и оглядеться по сторонам. В такой момент резко вспоминаем о телефонах и фотоаппаратах, или, как сейчас модно, «включаем» блогеров. Сложно объяснить тем, кто никогда не катался на горных снегоходах, цель нашей поездки. В глубоком мягком и послушном снегу снегоход плывёт, словно скоростная лодка по воде. В «При», так ласково называют Приисковый «снегобратья», мы получаем неизмеримое количество адреналина, тут есть и ровные полянки, и пологие склоны, и крутые горы, покрытые хвойным лесом, а самое главное – это, конечно, два-три метра отличного, пушистого снега.
Александр Чернов, автор стоматологии NERO, главный врач, имплантолог-ортопед:
– Я родился в Каракумской пустыне, и поэтому для меня всегда зима была настоящим испытанием. Но как только я сел на снегоход, это увлечение стало для меня образом жизни, здоровым образом жизни, так как только в этом случае можно быть в хорошей физической форме. В этом году я обновил снегоход – ощущения от катания совсем другие. И та компания из Удмуртии, которая собралась в Приисковом в этом году, была просто бомбической! Мы катались полные шесть дней, но многие не выдерживали такой нагрузки. Моё ощущение, она сравнима с тем, если бы ты утром пришёл в спортзал, тренировался целый день и только поздно вечером оттуда вышел. При этом на снегоходе ты каждый день учишься чему-то новому: ездишь лучше, сокращаешь количество ошибок, меньше устаёшь, получаешь больше удовольствия. Мастерства в управлении снегоходом я пока не достиг – хочется освоить фигуры высшего пилотажа, но в этом направлении есть огромное количество возможностей для развития.
Никита Пантюхин, генеральный директор ООО «Автосалон Кит»:
– Я катаюсь на снегоходе с 2012 года, и теперь, думаю, Приисковый станет моим самым любимым местом. Здесь, в горах, отдыхаешь по-настоящему, головой. Получаешь незабываемые ощущения, когда занимаешься экстремальными видами спорта, когда поднимаешься на самую высокую точку горы и видишь, как прямо перед твоими глазами плывут облака, – ощущения незабываемые. Наша группа каталась под руководством одного из самых топовых, продвинутых инструкторов. Он водил нас в места, где до этого никого не было, – неизъезженные, с девственно чистым снегом, с ручьями – это непередаваемый кайф. А за счёт осознания того, что опасность всегда где-то рядом, выплёскивается хорошая порция адреналина. Однажды нашей группе инструктор отдал чёткое приказание в рацию остановиться и объехать это место, так как здесь возможен сход снега, – мы развернулись и поехали в другом направлении.
Алексей Ельцов, генеральный директор ООО «Автомир», г. Глазов:
– Обычно в горы я езжу два раза в год, в начале и в конце сезона, а между этими периодами катаю у себя, в Глазове. В этом году совершил большое автомобильное путешествие – 3300 км в одну сторону, трое суток в дороге. Сначала приехал на базу «Ергаки» в Хакасии, привёз с собой два снегохода. Катал там две недели, потом добрался до Приискового, когда туда приехали удмуртские друзья. Впервые в Приисковом я побывал в 2014 году – в то время там была только одна гостиница с удобствами. Сейчас посёлок сильно изменился: здесь 11 гостиниц, строится 12-я, место пользуется популярностью у любителей экстремальных видов спорта. Приезжают большими компаниями: по 20–40 человек и более. Вместе с нами катались пермяки – в их команде было порядка 60 человек. Моя задача в этой поездке была «вкатиться» в снегоходный сезон и достичь новых вершин, сделать то, что не успел в прошлом сезоне, ведь в управлении горным снегоходом нельзя достичь вершин. Каждый раз ты открываешь для себя что-то новое, повышаешь уровень своей квалификации, получаешь новые эмоции и ощущения.
Список участников поездки в Приисковое в 2020 году:
- Белов Денис
- Бушмелев Андрей
- Войт Дмитрий
- Голубев Сергей
- Губаев Руслан
- Гуров Олег
- Даутов Ирек
- Денисов Андрей
- Ельцов Алексей
- Исламгалиев Марат
- Камбур Денис
- Киракосян Шираз
- Коваль Иван
- Кожушков Павел
- Колупаев Иван
- Краснопёров Артём
- Ледянкин Константин
- Малюк Алексей
- Мансуров Константин
- Мерзляков Иван
- Мухаметдинов Владислав
- Ненюков Михаил
- Пантюхин Никита
- Подкин Олег
- Протозанов Константин
- Раков Николай
- Рахматуллин Ленар
- Салихов Ильсур
- Сивачев Андрей
- Степанов Иван
- Салтыков Роман
- Соколов Сергей
- Солдаткин Константин
- Стыценко Игорь
- Сухих Владимир
- Черезов Иван
- Чернов Александр
- Чечихин Виктор
- Шарафуллин Тахир
- Шрайбер Сергей
- Щелканов Денис
- Щипицын Артём
- Щипицын Дмитрий
- Фархутдинов Денис