Предприниматели по-прежнему называют одним из топовых барьеров в развитии тотальный госконтроль. Верно ли, по ощущениям бизнеса, что вводимая маркировка товаров – ещё один шаг к принципу «всё под колпаком»? Как чувствуют себя предприниматели сегодня, когда мощная машина идентификации набирает обороты?

Сергей Шаров, ИТ-директор ГК «Шанс»:
– Национальная система маркировки «Честный ЗНАК» предполагает нанесение Data Matrix-кода на готовую продукцию. Код позволяет идентифицировать товар и получить о нём необходимую информацию. Производителям эти коды предоставляет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Для клиента это дополнительная степень защиты и уверенность, что купленная продукция произведена добропорядочным производителем. Благодаря коду он понимает, что продукция оригинальная, получает информацию о дате производства и сроке годности.

Многие рассуждают на тему того, можно ли было выстроить систему без посредников. Например, в нашей отрасли, связанной со средствами защиты растений, ещё идут дискуссии о том, какую систему использовать. В частности, для этого была создана рабочая группа при Россельхознадзоре. На данный момент для нас «Честный ЗНАК» – это система работы, пришедшая из других сфер, но пока не зафиксированная как стандарт в отрасли.

Когда мы говорим про коды, которые предоставляет ЦРПТ, нужно параллельно говорить и про затраты компаний. За код придётся заплатить порядка 50 коп., в масштабах нашего производства это не так заметно. Если говорить о более мелких компаниях, то и для производителя, и для потребителя это будет ощутимо. Внедрение системы маркировки и прослеживаемости готовой продукции – это дополнительная инфраструктура в виде размещения системы на серверах, обеспечение доступа к ней, создание новых рабочих мест, обучение персонала, внедрение дополнительных устройств сбора данных. Для крупного производителя затраты составят десятки миллионов рублей.

Ключевая проблема для компаний – отсутствие утверждённых требований и готовых решений. По факту наша отрасль сейчас находится в условиях неопределённости. Мы понимаем, что контролировать будут, но со стороны регулятора не сформированы чёткие требования. Каждая компания должна самостоятельно создавать решение для себя и выстраивать процесс. Приходится опираться на собственный опыт и прогнозировать возможные требования. При этом работа должна вестись уже сейчас, иначе к задекларированной обязательной дате можно не успеть (1 января 2022 года).

На нашем заводе мы планируем всё максимально автоматизировать: линия фасовки и линия агрегации продукции в гофрокороба и паллетные упаковки должны работать без остановки с учётом печати Data Matrix-кодов.

Сергей Сычёв, аналитик ВШЭ, руководитель отдела складской и международной логистики OOO «Брок-Инвест»:
– Маркировка – скрытый налог, но бенефициары вполне ясны, это бюджет и фискальные органы. В конечном же счёте все налоги на бизнес финансируют потребители.

По сути, в идеях с маркировкой товаров мы видим естественное продолжение сущностной потребности государства – контролировать и планировать. Считаю, что развитие цифрового государства будет идти именно по пути тотальной маркировки. И Россия не будет в этом одинока.

Возможно, децентрализация процесса, работа без посредников могла бы сделать процесс перехода эффективнее, но надо признать, «Честный ЗНАК» тоже неплохо справляется с этим. Кроме того, маркировка в перспективе может стать неплохим инструментом внутрискладской логистики, а при доведении до ума интеграции маркировки с внутрикорпоративными бизнеспроцессами ещё и сильным маркетинговым инструментом.

Трудности, с которыми сейчас сталкиваются компании, в основном организационного характера: обучение кадров, настройка оборудования, поиск бизнес-модели – в союзе с подрядчиками или своими силами и т. п. Сейчас себестоимость составляет в среднем 10 руб. за единицу товара на сравнительно небольшие партии импортированного груза. Для коммодити цена гораздо ниже. Но такая цена объясняется большим количеством ручного труда. В будущем, когда будут найдены решения по автоматизации маркировки, цена снизится.

Стоит ли обращаться к компаниям, в частности, сферы IT, консалтинга, чтобы они взяли на аутсорс маркировку товаров? Аутсорсинг – выход для небольших производителей. Нет смысла раскидываться ресурсами для получения компетенции в сферах, не приносящих прибыль. Аутсорсинг бухгалтерии – это ведь тоже вопрос целесообразности и распределения ресурсов. Логичнее всего возложить ответственность за маркировку на производителя или логистическую компанию.

Пока в системе «Честный ЗНАК» есть сбои, ошибки, ошибаются и исполнители. Вопрос в отсутствии опыта, невнимательном прочтении инструкций и желании начать сразу экономить, даже толком не разобравшись, как всё работает.

Будут ли последствия неверно промаркированной продукции? Сейчас рынок и госорганы толерантны к ошибкам, но, видимо, недалёк тот час, когда наказывать за ошибки начнут строже. Поскольку все участники рынка в равных условиях, все ошибаются и «попадают на деньги» с примерно одинаковой частотой.

Появятся ли сложности с иностранными поставщиками? Главная проблема в работе с этими компаниями – незначительность покупателя в их глазах, как только покупатель станет значимым клиентом, все быстро перестроятся и начнут маркировать товары согласно требованиям. С нерешаемыми трудностями в работе с таможенными органами пока не сталкивались.

Денис Вишняков, директор производства ООО «ТД «Маркет»:
– Маркировка товаров в текущем формате не нужна никому. В таком виде это лишний сбор средств в непонятном направлении. Рациональное звено в самой идее есть, но вот реализация хромает. Альтернатива – ведение общей базы данных «честных» поставщиков, полный запрет и изъятие товаров ненадлежащего качества на территории России, периодический контроль качества товаров, эффективная система штрафов.

Внедряя маркировку, компании сталкиваются с главной сложностью – отсутствие понимания всей цепочки маркировки, то есть куда нужно обращаться? Какие требования к внешнему виду самих маркировок? Когда и как правильно регистрировать, как вводить товар в оборот, как выводить из оборота? Существующую систему необходимо упрощать.

Требование, конечно, весьма обременительно для бизнеса. Магазины вынуждены добавлять к конечной стоимости продукта стоимость маркировки. Траты в среднем 0,8 руб. за выдачу кодов плюс цена печати и наклеек для маркировки (0,4 – 2 руб. в среднем за штуку), плюс оплата нанесения маркировки на товар (сложно посчитать), а также плюс закупка оборудования для ввода вывода марок из оборота (минимально сканер 2Д-кодов, доработка ПО учёта товаров – около 20–60 тыс. руб.), и, конечно, плюсуем расходы на дополнительное оборудование.

Автоматизировать систему однозначно необходимо. Нужно, чтобы она была понятна для магазинов. Идеально – это создание программного обеспечения, в котором можно было бы протестировать всё самостоятельно (и желательно бесплатно). После осознания всего процесса и понимания системы уже запускать и оплачивать генерацию кодов.

Обязательно нужно вводить ПО для автоматизации заказов кодов маркировки, поскольку система действительно сложная. Пример: сегодня можно оплатить маркировку и скачать её в «Честном ЗНАКЕ» в формате PDF размера А4. Но из этого формата невозможна печать на оборудовании, имеющемся у магазина (например, термотрансферный принтер), и возможности её поменять просто нет! Приходится оплачивать заново все коды уже в верном формате.

Наибольшая проблема в том, что очень мало информации по самой маркировке, во многом приходится разбираться самостоятельно.

Артём Баженов, руководитель Docrobot:
– Вопрос маркировки товаров совсем не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Основными бенефициарами, конечно, являются государство и крупные производители: они получают необходимый контроль за оборотом контрафактного товара, растёт оборот белых производителей и, как следствие, налоговые поступления.

Затраты на организацию процесса маркировки у крупных производителей несопоставимо малы  по сравнению с потенциальным ростом прибыли. Средним и мелким производителям недобросовестная конкуренция вредит меньше, но стоимость организации маркировки выше по отношению к обороту и потенциалу его роста.

Целесообразно ли внедрять программное обеспечение для автоматизации заказов кодов маркировки? Компании сейчас сталкиваются с увеличенными сроками поставки необходимого оборудования, установка ПО для маркировки требует высокой квалификации и экспертизы от исполнителя, ошибки же в неверной маркировке товара приводят к его полному возврату. Поэтому распространена практика организации процесса маркировки силами ИT-интеграторов.

Сергей Чуфаровский, руководитель отдела логистики компании IBS:
– Обязательная маркировка товаров позволит сократить долю серого рынка. Конечно, для бизнеса увеличиваются издержки, но всё это делается ради глобальной цели – навести порядок на рынке и избавиться от большого количества контрафактной продукции. Позитивный эффект внедрения маркировки отразится на производителе, чью продукцию станет сложнее подделать, на покупателях, которые смогут быть уверены в качестве и оригинальности приобретаемых товаров, а также на регуляторах, которые получат возможность отслеживать весь путь товара от производителя до конечного потребителя.

Сложность для компаний может проявляться в необходимости понимания нормативно-правовой базы, аспектов взаимодействия с налоговой службой при внедрении маркировки. Некоторые компании нанимают методологов, которые занимаются исключительно  маркировкой. Систему «Честный ЗНАК» постоянно дорабатывают, внедряют множество обновлений, с учётом этого пользователям приходится периодически дополнять настройки своего программного обеспечения и оборудования для маркировки товаров.

Бизнес может проводить маркировку двумя путями: заказывать коды маркировки и маркировать товары вручную либо автоматизированно, с помощью специального ПО. Если товарооборот и ассортимент продукции достаточно объёмный, как, к примеру, у производителей лекарственных средств, целесообразнее полностью автоматизировать процесс маркировки.

Как правило, производители и импортёры обращаются за помощью в реализации автоматизации процесса заказа кодов маркировки к IT-интеграторам. Также компаниям будет необходима закупка соответствующего оборудования, так как важно не просто установить программное обеспечение, но и приобрести специальные принтеры, которые будут печатать коды DataMatrix после всех настроек.

Если говорить о возможных изменениях в работе с иностранными партнёрами, стоит отметить, что крупные импортёры готовы разворачивать необходимую инфраструктуру для маркировки товаров ещё перед прохождением российской таможни, чтобы границу пересекал уже промаркированный товар. Компании-импортёры закладывают стоимость внедрения маркировки в цену товара, что также отражается на финальной цене продукции для потребителя.

К запуску процесса маркировки товаров компании стоит начать готовиться не позднее, чем за полгода, чтобы успеть погрузиться в нормативы, требования законодательной базы, нюансы, выбрать программное обеспечение и исполнителя, который поможет как с технической стороной реализации проекта, так и с методологической поддержкой.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).