Полёт нормальный. Как сегодня работает авиакомпания «Ижавиа»

Республиканская авиакомпания Удмуртии «Ижавиа» в последнее время в топе новостей – обсуждаются произошедшие положительные изменения и задержки рейсов, планы по реконструкции и разделению на два юридических лица, появление управляющей компании. О том, что происходит на самом деле, – информация из первых рук, от генерального директора АО «Ижавиа» Александра Синельникова. 

В настоящее время «Ижавиа» реализует три основных направления – развитие авиакомпании, развитие аэропорта и реконструкция взлётно-посадочной полосы. По всем мы планируем добиться самых серьёзных результатов в ближайшее время. Первое – принято окончательное решение по обновлению авиапарка, сегодня остался вопрос о подписании соответствующих документов. Обязательным условием для нового типа судов стало внедрение узловой программы полётов. Невозможно «взять» воздушные суда и летать только по двум направлениям, так как недостаточный налёт не сможет обеспечить необходимую экономику. В настоящий момент результатами и перспективой работы нашей узловой программы мы убедили и производителей, и лизинговые компании в том, что с нами можно работать.

Узловая схема для авиакомпании, которая раньше круглогодично выполняла рейсы только в Москву и Санкт-Петербург, – это прорывной проект и та цель, которую необходимо реализовать для дальнейшей успешной жизнедеятельности. Однако она предъявляет очень серьёзные требования к построению наземной инфраструктуры. И здесь у нас были ошибки, поэтому часть рейсов схемы, как вы знаете, были выполнены с задержками. Это достаточно больно для нас, и я как руководитель ещё раз хочу извиниться за это перед пассажирами, которых это так или иначе коснулось. Мы не приемлем задержки и стараемся выполнять все программы так, чтобы доля задержек составляла меньше 1%. Отмечу, что наши традиционные направления – Москва и Санкт-Петербург – мы всегда обслуживали без сбоев. Но вместе с тем для отрасли задержки – это нормальное явление. Нет такой авиакомпании, которая бы не задерживала рейсы.

Что произошло?

Главная причина задержек рейсов – недостаточный опыт организации таких масштабных процессов у специалистов по наземному обслуживанию «Ижавиа» и неготовность аэропортовых служб к взаимодействию с нами. А 30 декабря произошло событие, которое при нормальном течении обстоятельств не должно было произойти. Неожиданно уже вечером 28-го и весь день 29 декабря обострились отношения с основным банком-кредитором, что вылилось в блокировку расчётного счёта в последний расчётный день уходящего года. И хотя мы успели подготовить запасной план и выполнили платежи со счёта в другом банке, но из трёх платежей в адрес одного контрагента прошли только два мелких, а крупный не прошёл. Это вызвало длительную задержку 30 декабря в Самаре, которая повлекла волну задержек ещё нескольких рейсов. 

Учитывая предновогодний период, к ситуации проявили интерес проверяющие органы, возбуждены административные дела и даже уголовное дело по халатности, о котором я знаю пока только из СМИ, никаких постановлений или определений мне предъявлено не было. С моей точки зрения, вины авиакомпании нет. Это последовательность нескольких негативных факторов, которые в комплексе привели к этим событиям.

Конечно, мы используем уроки этой ситуации, чтобы стать лучше. Проводим большую работу над ошибками. Мы уже зарегистрировали единый номер справочной службы. В течение недели обкатаем разговорные скрипты и в ближайшее время представим на суд наших пассажиров.

Узловая схема позволила значительно увеличить перевозки пассажиров – и с точки зрения доли в общем объёме, и с точки зрения реализации билетов. Был период, когда продажи по «узлу» превышали продажи по рейсам в Москву и Санкт-Петербург. В новогодние праздники, с 27 декабря по 10 января, благодаря узловой схеме мы обслужили 16 тыс. пассажиров, объёмы в этот период выросли на 32%. Это очень хорошая динамика и определённо недостижимая для практикуемой прежде схемы полётов.

Поэтому мы будем развивать авиаузел в Ижевске дальше, уже с учётом полученного опыта. В частности, станем менее плотно составлять расписание. Могут также измениться города узловой схемы, но пока об этом рано говорить. Авиакомпания должна летать там, где ей выгодно.

Общий объём пассажиропотока компании в минувшем году составил 422 879 пассажиров — это рост на 7%. Впервые «Ижавиа» перевезла более 400 тыс. пассажиров. Пассажиропоток аэропорта Ижевска тоже вырос – 352 412 пассажиров, рост на 15%. У нас есть чёткое понимание, что объём авиаперевозчика должен быть не менее миллиона пассажиров.

С приличной загрузкой в Ижевск летает и «Аэрофлот». На наших рейсах, правда, она больше, но коллеги довольны результатами и намерены поставить более вместительные борта, с конца марта будут открывать третью частоту.

Разделительная полоса

Очень важной в этом году будет подготовка к реконструкции взлётно-посадочной полосы – как вы знаете, на это выделены федеральные средства. Для этого необходимо консолидировать аэродромное имущество, часть которого находится на нашем балансе. Пока мы его не передадим в администрацию гражданских аэропортов, проектирование не начнётся.

Само проектирование должно занять примерно год, со всеми изыскательскими работами, проведение экспертизы – ещё до 9 месяцев, и нам очень сильно повезёт, если мы её пройдём с первого раза. Это бывает редко, но у нас уже получалось. Дальше – три года непосредственно реконструкции.

В этой работе мы хоть и главные интересанты, но находимся, что называется, «сбоку»: финансовые документы не подписываем, а только обеспечиваем площадку и, являясь эксплуатантом, получаем объект в пользование. Заказчиком в данном виде работ является администрация гражданских аэропортов, она нанимает федерального подрядчика – есть всего несколько компаний, которые уже себя зарекомендовали – и через них осуществляется финансирование и подрядные работы. Мы оказываем содействие и, по большому счёту, контролируем эти работы.

Ключевым условием для выделения финансирования является разделение «Ижавиа», средства будут выделены только тогда, когда не будет монополии – авиакомпания и аэропорт в одном лице. Мы свои предложения по разделению уже отправили в правительство. Для главы Удмуртии это один из ключевых вопросов, проводятся еженедельные встречи. Думаю, что разделение произойдёт уже в ближайшее время. По нашим планам, процесса реорганизации как такового не будет: это неудобно и не понравится кредиторам. Будет выделено отдельное юридическое лицо – проектное название «Аэропорт Ижевск». Оно заключит договор на аренду имущества «Ижавиа», потом имущество будет передано по договору из «Ижавиа» в «Аэропорт Ижевск». Всё будет находиться в собственности Удмуртской Республики. После прохождения сертификации «Аэропорт Ижевск» заключает договор аренды на взлётно-посадочную полосу. Это недолго, займёт порядка полугода. 

Амортизационный ресурс

Мы знаем, что есть опасения за судьбу авиакомпании после разделения, и таких примеров в России было много. Для авиакомпании очень важно иметь амортизационный ресурс, чтобы обеспечить выживаемость. Это действительно сложный процесс. Но здесь важно понимать, что это должен быть решённый вопрос с точки зрения и аэропортовой инфраструктуры, и авиаперевозочного бизнеса. Эти вещи должны между собой согласовываться.

Информация о том, что единоличным исполнительным органом «Ижавиа» станет управляющая компания ООО «Поможем», к сожалению, появилась на волне негатива от задержек рейсов и тоже была воспринята негативно. Но когда критикуют это решение, в его причинах никто особо не разбирается.

По законодательству мы не должны согласовывать этот процесс с федеральной антимонопольной службой, хотя мы обращались к ним. Любая инициатива рождает противодействие. Но есть чёткая позиция руководства Удмуртии: по-старому работать уже нельзя. Тех целей, которые поставило перед нами руководство республики, можно достичь с привлечением специалистов, имеющих успешный опыт реализации аналогичных проектов. Достигнутый результат, для одних являющийся подвигом, для других просто работа. Без управляющей компании этих специалистов привлечь нельзя: специалисты, обладающие ключевыми компетенциями, уже заняты в других компаниях, которые мы не афишируем.

Поэтому передача «Ижавиа» управляющей компании была ключевой договорённостью ещё полгода назад, на моменте моего входа. Но, как известно, любое взаимодействие с государственными органами требует очень длительного периода согласования. Поэтому договор был подписан только в декабре прошлого года, а регистрация прошла только 18 января.

Наша задача – обеспечить работу системы, и с нужными специалистами мы это сможем сделать. Какие-то изменения мы уже смогли с ними реализовать – и уже есть результаты, например, в части развития инфраструктуры.

Как вы знаете, мы изменили схему обслуживания пассажиров – значительно расширили площади для их удобства, теперь получаем много позитивных отзывов. Будем и дальше работать над сервисом. Мы внедрили систему обратной связи – это как раз разработка управляющей компании. Собираем примерно по тысяче оценок в неделю, и больше 80% – положительные. Иногда нам самим удивительно – как, например, с лентой для багажа: а почему раньше-то никто этого не делал?

Будет ещё масса всего нового. Например, реконструкция входной группы с раздвижными дверьми, запуск программы приорити-пасс, ещё масса незначительных, но очень приятных изменений для пассажиров. Конечно, к удобствам люди быстро привыкают, и я уверен, что совсем скоро нас снова начнут критиковать за что-то, например, за устаревшее здание терминала. Но мы работаем для того, чтобы наши пассажиры чувствовали улучшение в обслуживании. Уверен, это у нас получится.

Читайте также: