В кризис бизнес ждёт от государства налоговой и арендной амнистии, понятных финансовых компенсаций. По словам самих предпринимателей, им предлагают полумеры и простую отсрочку закрытия. Так в особенности полагают те, кто не может рассчитывать на отложенный потребительский спрос. Хотя есть МСП, оценивающие преференции как неплохой ресурс для выживания. Наши эксперты разъясняют, какую реальную помощь может получить бизнес и какой эффект это обеспечит.

Александр Свинин, первый заместитель председателя правительства Удмуртии:
– Предприниматели Удмуртии уже начали получать субсидии на заработную плату в размере 1 МРОТ на каждого сотрудника. К середине мая выдано 74,38 млн руб. грантов, всего такую помощь могут получить 12 тыс. предпринимателей, 10095 заявок уже подано. Также предпринимателям выдано 224 кредита под 0% на сумму более 485 млн рублей. Реструктуризированы более 700 действующих кредитов бизнеса на сумму порядка 4 млрд рублей.

Предоставлена отсрочка по 500 действующим займам в Фонде предпринимательства республики, почти по 100 займам – минимальная ставка в 1% годовых.

Начинаем финансировать проекты развития – субсидированные инвесткредиты для ИT-компаний, субсидии на лизинг оборудования и для экспортных контрактов.

Для нас важно следующее – мы не делим меры поддержки на федеральные или региональные, вместе с коллегами из банков и ФНС сопровождаем каждого, кто может получить поддержку.

Анна Кириллова, директор по коммуникациям рекомендательного сервиса zoon.ru:
– Мы опросили более 1500 предпринимателей малого и среднего бизнеса сферы услуг из всех федеральных округов России. По данным опроса, 40% компаний не могут воспользоваться мерами государственной поддержки, хотя она требуется 75% респондентов. В первую очередь, это связано с несоответствием фактической деятельности кодам ОКВЭД.

Про меры государственной поддержки со стороны федерального правительства слышали 63% респондентов, со стороны регионального – 6%. При этом 27% вообще не слышали про государственную помощь экономике и бизнесу.

Предприниматели считают, что в данный момент их бизнес смогут поддержать: снижение налоговой нагрузки (77%), существенные арендные послабления (60%), смягчение режима самоизоляции (54%) и повышение потребительского спроса (52%). Половина опрошенных считает необходимым признать пострадавшими все без исключения отрасли экономики и оказать им помощь.

Среди озвученных мер государственной поддержки предприниматели планируют воспользоваться: отсрочкой по уплате налогов (39%), помощью на выплату зарплат (23%) и кредитными каникулами (19%). Но большинство опрошенных (44%) ответили, что вообще не попали под меры государственной поддержки, а 23% считают, что нужны другие способы помощи бизнесу.

Среди мер поддержки, которые не зависят от государства, предприниматели выделили: остановку арендных платежей (72%), снижение комиссии за эквайринг (31%) и адресную помощь от крупных компаний (22%).

Александр Курочкин, владелец ООО «Цветовозов»:
– В Удмуртии мы одними из первых стали получателями мер господдержки – помимо отсрочки по уплате налогов получили помощь от государства в размере 1 МРОТ на сотрудника. При этом помощь поступила раньше, чем ожидали. Средства на счёт получили практически через неделю после подачи заявки.

Не скажу, что путь к субсидиям был простой. Хотя и не такой запутанный, как полагают многие. Основные барьеры носили «бумажный» характер. К примеру, наше заявление «не проходило» через фильтр системы из-за нехватки данных, которые я бы назвал нестандартными. Обычно в документах достаточно указывать определённую информацию, такую как, допустим, БИК и корсчёт. В этом случае от нас требовались и другие дополнительные сведения. Модель получения целевых средств по понятным причинам ещё не отработана. Дело, наверное, только в этом, если говорить о сложности прохождения процедур.

Очень хотелось бы, чтобы власти внедрили и другие инструменты поддержки. Особенно бизнес ждёт снижения УСН до минимального уровня. Это позволило бы решить большую часть проблем, в том числе по дальнейшему планированию деятельности.

Также предпринимателям важно, чтобы их поддержали в переходе «на цифру». Можно было бы предусмотреть финансовые преференции для МСП на развитие интернет-технологий. Насколько мне известно, такая поддержка будет оказана крупным отраслевым предприятиям. Было бы продуктивно, если бы эту опцию масштабировали и на бизнес.              

Марина Штукина, владелец детских игровых площадок в ТЦ «Гранат», ТЦ «Парма» Ижевска:
– На данный момент единственное, что у нас есть, – это скидка 50% на аренду площади. Но мы не можем работать абсолютно – ни онлайн, ни удалённо. Поэтому оплата 50% для нас непосильная.

Кредит, ранее взятый на бизнес, но оформленный на физлицо, банк никак не пересматривает, не делает рефинансирование долга или отсрочку платежа, платежи мы обязаны вносить по графику. У нас нет работников, поэтому субсидии нам не предоставляют, соответственно, льготный кредит на зарплату работникам нам тоже не дают. Несмотря на то, что наша отрасль (детские игровые комнаты) – одна из наиболее пострадавших видов деятельности, для нас нет никакой господдержки.

Диляра Рыбникова, предприниматель, Удмуртия:
– Деятельность нашей организации входит в перечень наиболее пострадавших в результате эпидемии отраслей. Поэтому мы рассчитывали на господдержку и получили её. Ничего сложного в процедуре привлечения субсидий для бизнеса мы не увидели. Направили в налоговый орган по месту регистрации заявление о предоставлении субсидии. Средства поступили на счёт. По своей механике это незатруднительный стандартный процесс.

Виктор Ляшевский, эксперт по стратегическому развитию и франчайзингу:
В целом все мои коллеги и клиенты пока не смогли получить никакой поддержки, хотя очень на неё надеются. Одному моему клиенту – сети лицензированных частных детских садов – ещё в середине апреля пообещали небольшую субсидию за каждого ребёнка. В течение недели у них собирали данные для расчёта субсидии, озвучили сумму и ещё на неделю пропали. А когда вновь появились, стали вновь запрашивать все данные, «чтобы пересчитать размер субсидии».

Другой пример. Тренажёрный зал пробовал получить беспроцентный кредит на зарплату сотрудникам, сначала их «развернули», а со второго захода отправили собирать документы, занимаются этим вот уже неделю. Но зная, что такие кредиты из 158 бизнесов, поданных коллегами, кредит получили 11 компаний, ребята не очень верят в возможность.

Из того, что я вижу, лучшая стратегия для бизнеса пока – работать на основе собственных ресурсов. Государственная помощь – дело очень небыстрое, а вот со своими ресурсами можно сделать что-то уже сейчас, тут главное – придумать, как применить в новых условиях то, что у вас уже есть.

Мои клиенты – сеть тренажёрных залов – стали сдавать свои тренажёры в аренду своим же постоянным клиентам. И этих денег вполне хватает, чтобы продолжать покрывать минимальные зарплаты сотрудникам и оплачивать аренду помещения.

Детский сад запустил онлайн-продукт – «Увлечём ребёнка на час», и доходы от него позволяют сохранять штат работников, даже получать небольшую прибыль.

Ещё один клиент – сеть детских лагерей – запустил онлайн-лагерь, причём это пошло настолько хорошо, что они даже запустили свою франшизу и уже нашли трёх партнёров.

Кстати, некоторые бизнесы в кризисной ситуации даже получают возможности для быстрого роста за счёт накопленных ресурсов. Мой клиент – сеть небольших горнолыжных гостиниц – сейчас привлёк инвесторов и скупает небольшие туристические объекты для дальнейшего редевелопмента. Для них «коронакризис» – отличный момент: туристическая отрасль в упадке, и объекты можно купить значительно дешевле относительно их реальной стоимости. При этом к тому моменту, когда они закончат перестройку и ремонт купленных гостиниц, уже начнётся восстановление экономики, а к зимнему сезону их сеть вырастет в разы.

Другой клиент – сеть продуктовых магазинов – воспользовался негативной ситуацией для бизнеса одиночных магазинов и успешно продаёт им франшизу. В итоге одиночные точки, которые особо остро ощущают сейчас конкурентное давление со стороны сетей, с удовольствием покупают их франшизу, получая все преимущества больших сетей: экономию на закупке, масштабный маркетинг и прочее.

Михаил Колосков, партнёр юридической компании «ЛигалФронт»:
– Несмотря на значимые решения, принятые правительством (такие как кредитные каникулы, налоговые льготы и особые условия кредитования), представители бизнеса не считают их достаточными.

Первоочередными проблемами являются аренда и зарплаты. В настоящий момент льготы по аренде помещений существуют лишь по некоторым площадям, находящимся в муниципальной собственности. В условиях, когда большая часть коммерческой недвижимости арендуется у частных компаний, этого явно недостаточно. Для решения зарплатной проблемы был разработан механизм выдачи специального банковского кредита, позволяющего проводить выплаты зарплаты сотрудникам. По закону предприятиям, пострадавшим от пандемии, должен предоставляться беспроцентный кредит для выдачи зарплат сроком на шесть месяцев с условием государственного обеспечения. К сожалению, этот механизм является неэффективным. Практика получения подобных кредитов, проанализированная уполномоченным по правам предпринимателей Борисом Титовым, демонстрирует, что из 150 предпринимателей, обратившихся за подобным займом, его получают лишь шесть. Банки не торопятся выдавать кредиты в силу очевидной рискованности инвестиций такого рода. Необходимые процедуры сводятся к бюрократической волоките, претензиям по поводу оформления или отсутствия необходимых документов. Также банки часто не ознакомлены с требованиями по предоставлению такого кредита, отказы связаны с отсутствием зарплатного проекта, не являющегося обязательным условием получения. Ряд компаний не могут получить кредит в связи с тем, что их вид деятельности не входит в список пострадавших отраслей, утверждённый правительством. Определить, входит ли тот или иной вид деятельности в список, можно по ОКВЭД. При этом для получения мер поддержки код из правительственного списка должен быть основным для компании, что влечёт ещё большие сложности для бизнеса. Аналогичная ситуация с субсидиями, в размере 12 300 руб. на каждого сотрудника. Несмотря на то, что процесс получения субсидий дебюрократизирован по сравнению с банковским кредитом, они выделяются лишь для работающих в отраслях вышеуказанного списка предпринимателей. Обязательные условия – отсутствие налоговых и страховых задолженностей, превышающих 3 тыс. руб., и изменение штатного состава с марта не более чем на 10%. В иных случаях получить субсидии нельзя.

Иван Панченко, сооснователь Postgres Professional, российского разработчика программного обеспечения:
– Список мер поддержки для бизнеса постоянно расширяется, но разобраться в том, кому что полагается, сложно. Часто предлагаемые меры путают с уже утверждёнными, а поддержка, предназначенная для пострадавших компаний, представляется как обещанная всем. Не разобравшиеся в подробностях люди начинают жаловаться на то, что их обманывают. Всегда нужно обращаться за достоверной информацией к первоисточникам.

Что касается нашего сегмента, пока что ИT-отрасль официально не отнесена к пострадавшим. Вне всякого сомнения, отрасли, связанные с туризмом и развлечениями, пострадали максимально: там спрос просто обнулился. Однако при отмене ограничений они сравнительно быстро могут восстановиться.

Другие отрасли тоже уже начали испытывать спад, связанный со снижением спроса, и он будет более долговременным. ИT-компании к спаду спроса очень чувствительны. У них нет жирового запаса в виде материальных активов, которые можно было бы заложить или продать. Главный капитал и главная статья расходов ИT-компаний – их команды. Перефразируя Маркса, можно сказать: «Им нечего терять, кроме своих мозгов». А их можно потерять быстро и бесповоротно. Поэтому отечественная ИT-отрасль крайне нуждается в мерах поддержки, прежде всего ориентированных на поддержание спроса. Однако рассчитывать только на господдержку нельзя. Какой бы эффективной она ни стала, прежде всего надо полагаться на свои силы.

Владимир Чернигов, руководитель АНО «За школьное питание»:
– Скажу конкретно о своей сфере. Школьное питание как отрасль выпала из всех мер поддержки, которые обещали и президент, и правительство. Комбинаты школьного питания не получили помощи, как предприятия МСБ – в большинстве из них намного больше сотрудников, чем указано в критериях. Но и крупным бизнесом мы не являемся.

На три года на проект горячего бесплатного питания для младших школьников в федеральном бюджете предусмотрено около 100 млрд рублей. Но если мы сейчас не поддержим предприятия отрасли школьного питания, к 1 сентября потеряем отрасль в целом, и наших детей в школах и детсадах некому будет кормить.

Школьное питание только формально входит в состав отрасли общественного питания. Но общественное питание – это рестораны и кафе. А отрасль школьного питания – это около полумиллиона работников по всей стране, которые кормят 17 млн школьников и 6 млн дошкольников. В каком ещё ресторане есть 50 тыс. филиалов? А именно столько школьных столовых в России. Школьное питание всегда было привязано к графику работы школ, столовые останавливали работу на лето. И к маю предприятиям нужно было создать финансовый запас, чтобы дожить до осени. А сейчас и этой возможности у них нет!

Пока школьное питание как отрасль может рассчитывать только на поддержку в части зарплат, как обещал президент. Но этого недостаточно. Мы хотим обратиться к правительству и профильным министрам с просьбой – не бросать социально значимую отрасль на произвол судьбы. Когда президент в своём послании обещал бесплатные горячие завтраки в январе 2020 года, большинство родителей ещё могли и сами оплачивать питание детей. Но к сентябрю из социальной поддержки школьные завтраки превратятся в меру продуктовой помощи.

Решением Т. Голиковой в начале марта в правительстве РФ была сформирована рабочая группа (штаб) по организации питания учащихся. Однако до настоящего времени не подготовлены правила и порядок предоставления субсидий субъектам РФ для обеспечения питания учащихся. Нет чётких критериев готовности регионов для получения федеральных средств и самих норм «президентского завтрака».

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).