Очередной диалог Главы Удмуртии и предпринимателей об условиях поддержки в условиях пандемии состоялся 3 июня. Формат онлайн, ставший уже традиционным, не помешал обсудить проблемы в атмосфере прямого общения. Какое «послевкусие» встреча оставила у самих представителей бизнеса?

Олег Вылегжанин, директор и владелец ООО «Центр Высоких Технологий»:
— Мнения о том, что власть плохо знает проблемы предпринимателей, разбиваются о пандемическую реальность. Власть адекватна и хорошо информирована. Более того, она знает не только ситуацию в целом, а зачастую точечные проблемы конкретного предпринимателя, конкретного предприятия. Включился ручной режим управления, когда Глава сам курирует отдельные компании, обратившиеся к нему за помощью. Это хороший концептуальный сигнал, когда нам транслируют свыше: мы в курсе происходящего, мы не дадим ситуации откатиться до точки невозврата.

Да, мы не говорим о том, что шаги, на которые идёт местное правительство, — это достаточное покрытие проблем бизнеса. Что это достаточная компенсация его потерь. Но меры поддержки действительно беспрецедентны. За то время, которое занимаюсь бизнесом, я не видел чего-то подобного по объёмам госпомощи.

Общий и очень большой минус в том, что если говорить обо всех бизнесах глобально, мы понимаем: однозначного и универсального решения по антикризисным инструментам нет. У компаний сейчас есть сложная цепочка вопросов, которые ещё предстоит решать. Кстати говоря, здесь – особая роль самого бизнеса. Бездействие его разрушит. Включение в коммуникацию с властью – поможет. Каналы связи с властями сегодня открыты, как, наверное, никогда. И самое время ими пользоваться.     

Гульфира Перминова, владелица сети мужских салонов VAN CLIFF:
— «Неудобный» для власти бизнес, что вполне понятно, не приглашают на подобные встречи. Общение в формате «высокий чиновник и предприниматель» — это для избранных. Для тех, кто и без преференций может не бояться, что его дело пойдёт на дно. Как быть тем, кто в этой ситуации менее защищён? И кого не приглашают на «большие встречи»? Им вряд ли помогут субсидии на МРОТ и очередные кредиты.

Находясь в их числе, я лично помогала формировать обращение предпринимателей региона к федеральной власти, консолидировать в одном документе те меры поддержки, которые бы реально нам помогли, – налоговые послабления, пересмотр арендных отношений, смягчение «оквэдовых историй» и пр. Работа была проведена большая. Мы направили документ на федеральный уровень. Но остаётся главный вопрос: преодолеет ли он уровень региональный? У меня есть подозрения на то, что «бумага» не пройдёт этот барьер и не будет доведена до вышестоящих властей. А всё потому, что наши чиновники боятся тех, кто выше. Они не позволяют себе иметь собственную точку зрения. У них «блок» на этот счёт. У нашего Главы есть всё для того, чтобы быть хорошим руководителем – энергия, харизма, современный стиль управления. Но почему-то всё это — не в нашу пользу.        

Из всех знакомых мне предпринимателей помощь получили меньше половины. Причём её можно назвать каплей в море проблем. Мы и сегодня платим налоги по докризисным «лекалам», мы и сейчас обременены не меньшими платежами, чем раньше. А между тем торговые центры, кормившие нас, закрыты. Происходит не просто сжатие бизнеса, а его структурное разрушение. 

Предположим, что меня всё-таки пригласили к общению с Главой региона. Первое, что я бы сказала: «Помощи не прошу. Просто позвольте мне работать. Откройте двери, которые сегодня закрыты. Не мешайте, это и будет ваша поддержка».

Я в бизнесе уже 25 лет. И хочу продолжать работать, хочу для своих детей, нашего общества не будней с гречкой, с закрытыми кинотеатрами, парками, ТЦ, а достойную жизнь.    

Елена Телицына, генеральный директор ООО «Новый дом»:
— Конструктивно и прогнозируемо — пожалуй, так могу в общих словах оценить состоявшийся диалог между Главой и местными предпринимателями. Власть продолжает отвечать на наши посылы. Причём на сложные и зачастую резкие.

Конструктивно — потому что в ходе общения были затронуты те вопросы, ответы на которые действительно хотелось услышать. Прогнозируемо – потому что сегодня мы общались так, как это делаем в последние месяцы: Глава региона слышит нас и по многим моментам идёт навстречу. Мы это чувствовали в начале кризисного пути, видим это и сейчас.

Не буду в подробностях раскрывать детали общения. Просто скажу, что мы входили в этот процесс с определёнными ожиданиями и на выходе получили тот эффект, на который рассчитывали.

Ещё отмечу следующее. Когда есть такие общие площадки, когда видишь коллег и желание власти помочь, понимаешь: мы проходим это время не напрасно.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).