Про создание корпорации как единого органа, который объединил бы все институты развития и поддержки бизнеса, я услышал ещё в 2017 году. И как предприниматель, который периодически этими возможностями пользовался, подумал: круто! Ведь у нас много разных государственных организаций, но кто в итоге за всю эту помощь отвечает, с кого отчёт, непонятно. Ты вроде бы со всеми общаешься, но как такового единого органа, в который пришёл и решил все свои вопросы, не было. Поэтому создание Корпорации развития – это логичный и правильный ход.

Оценка работы

С конца июня я работал советником Главы Удмуртии по экономике и инвестиционному развитию Ижевска, с августа – заместителем Главы администрации города по экономическому и инвестиционному развитию. Удалось реализовать ряд проектов, например, был найден инвестор для реализации проекта по модернизации городского освещения, затем был запущен проект «1000 онлайн-касс для бизнеса». Для меня это было классным временем, во многом потому что я впервые увидел, как команда в городе может качественно отработать над проектом, а не быть «процессными» чиновниками. После нескольких таких проектов мне предложили возглавить Корпорацию развития.

Процесс назначения показался затянутым, но это связано с кадровым документооборотом: прежний генеральный директор уходил в отпуск, я был назначен 10 декабря. Так что новости вышли слегка с опережением. Но бывает и наоборот. На днях вот информация про претензии прокуратуры вышла, а она вообще-то трёхмесячной давности, я  первый декабрьский день работы потратил на подготовку ответов на это представление.

В 2018 году Корпорация уже работала, но я, будучи предпринимателем и продолжая пользоваться услугами различных центров поддержки, никаким образом не ощущал, что это уже структуры Корпорации. Никакого позиционирования не было. Оценку деятельности Корпорации может дать собственник. Республика, собственно, её и дала. Сегодня на месте руководителя нахожусь я, и мне кажется, что нужно так работать, чтобы за 2019 год оценка была другой, чтобы инвестиционный климат действительно улучшился.

Что меняет Корпорация по отношению к работе существовавших ранее институтов поддержки? Инвестор разговаривает только с нами, мы решаем для него миллион вопросов, в том числе подключение к водоканалу, к электросетям, получения дополнительных мощностей и так далее. Все межведомственные взаимодействия со всеми институтами госвласти и разрешительными органами – это наш процесс, инвестор занимается только своим проектом.

В ближайшее время ожидается подписание ряда соглашений, про которые после реализации мы сможем подробно рассказать. Приведу пример здания на Воткинском шоссе, 170. Когда-то там был инженерный корпус завода «Буммаш», здание принадлежало республике последние пять лет. Оно находилось в упадке, там играли в какие-то экстремальные игры, люди жили, тоже знаете, экстремальные… Оно не было законсервировано, и республика платила за содержание, все коммунальные расходы. Мы нашли инвестора, отремонтировав всё здание, он отдаёт нам готовый объект площадью 2100 кв. м. И на него мы нашли арендатора, внешнего для республики, который создаёт там солидное количество рабочих мест, открывая сервисный центр. Это хорошая история про эффективное использование неликвидного имущества и про привлечение внешних инвестиций в Удмуртию. На момент, когда я пришёл в Корпорацию, два года инвестор ходил с этим проектом и не мог заключить соглашение.

Ещё пример проекта, который мы сейчас сопровождаем. Группа компаний «Железно», крупнейший кировский застройщик, будет работать в Удмуртии. Интересна уже сама история: владелец раньше работал в Ижевске, бизнес создал в Кирове, и девелоперский проект разноэтажной застройки будет реализовывать по дизайн-проекту студии IQ бывшей ижевчанки Любови Варламовой. Так вот у них достаточно серьёзные трудности были с водоканалом, Минстроем, подключением, тарифом, примерно с ноября все стояло в «стопе». Я подключился к этой проблеме в начале года, мы инициировали перезапуск всех процессов взаимодействия, и теперь они получили тариф и дорожную карту действий.

Подразумевалось, что за 2018 год Корпорация станет действительно единым центром, единым окном для бизнеса. Весь год к этому шли: все центры – инвестблок, центр поддержки предпринимательства, центр поддержки экспорта – все объединились буквально к декабрю. За два неполных месяца руководства я доформировал команду, усилил её кадрами из реального сектора. Первый аудит сотрудников показал, что люди чаще всего были из институтов власти, а мне нужны были те, которые понимают бизнес. Поэтому сегодня один мой заместитель – это человек, который долгое время работал в автотранспортном бизнесе, другой – за последние полтора года поднял из предбанкротного состояния компанию «Удмуртлес». Сейчас в Корпорации баланс кадров: мы понимаем, как строить работу в министерствах и администрациях, знаем тех, кто приходит за помощью, и знаем, что нужно бизнесу.

Единый продукт

Одно из направлений работы – это поддержка субъектов малого и среднего бизнеса. Обращаются по самым разным поводам, и за консультацией по налогам, и как составить бизнес-план. 6600 субъектов предпринимательства обратились в КРУ за 2018 год. Кстати, в этом числе и мои обращения, из бизнес-истории начала года. В целом это 10% всего малого и среднего бизнеса Удмуртской Республики. Раньше этот институт развития также работал, но он был вне структуры Корпорации, это центр поддержки предпринимательства. Первое, что я сделал, – мы перешли на единую систему управления проектами, куда «выгрузили» базу всех предпринимателей Удмуртской Республики, которые к нам обратились. С 1 марта каждый звонок, каждое обращение на почту, каждый комментарий в соцсетях будет фиксироваться. Важно, чтобы мы владели объективными данными по количеству и содержанию обращений, чтобы любой из исполнителей мог посмотреть, на каком этапе находится решение вопроса.

Следующий этап – это заполнение внешних форм. У нас было более десяти разных сайтов, которые были посвящены поддержке бизнеса. Честно, я и как предприниматель в этом путался, какой сайт про что и какой правильный. У нас даже рассылки раньше почтовые проходили от всех по очереди. Мы не будем создавать ничего нового, не будем делать новый большой сайт корпорации, слава Богу. С апреля мы их объединяем в единый сайт под одним из нынешних логинов. Это всё исходит из той же идеи и принципа одного окна: один номер телефона, один контакт-центр, один сайт, где ты получаешь информацию о всех мерах поддержки, которые сейчас есть, о существующих инвестпроектах, о различных предложениях по семинарам, которые корпорация организовывает. Такой единый информационный продукт.

Важно для нас не просто в одном месте и удобно предложить все реальные меры поддержки предпринимателям и инвесторам. Сейчас у нас есть задача сократить сроки получения разрешения на строительство и подведение всех коммуникаций. В рейтинге Агентства стратегических инициатив мы в группе «С» – это третья группа по значимости. И что говорить про рейтинг, если можно просто спросить у предпринимателей, как быстро они получают разрешение на строительство. У нас некоторые примеры доходят до полутора лет, у кого-то дольше. Сегодня мы с Минстроем, с администрациями городов и ресурсоснабжающими организациями прорабатываем организацию этого процесса, чтобы приблизиться к опыту других регионов – разрешение на строительство со всеми коммуникациями там выдаётся за 60 дней. Мы к этому стремимся. Это не наша основная работа, наша работа – это инвестиции, поддержка предпринимательства, – но через создание таких процессов мы также ускоряем рост экономики. Потому что получить разрешение за 60 дней и за год – это две разные вещи для бизнеса и его экономики, рентабельности и т. п.

Борьба за инвестора

Важно актуализировать и базу инвестпроектов. Когда Корпорация начала работать, она взяла на себя все проекты Агентства инвестиционного развития, Центра инвестиционного развития. Сейчас мы актуализируем. Какие-то проекты в этом реестре неактуальны. За весь 2018 год с инвестпроектами к нам обратилось 108 компаний, из которых на сопровождение мы взяли 53. Какие-то из них актуальные, они просто долгоиграющие, какие-то просто нужно обновить. На сегодняшний момент с каждым потенциальным инвестором мы заключаем соглашение о сопровождении. В 2018 году таких обращений было много, а соглашений заключалось мало. Сейчас мы хотим прийти к формуле: одно обращение = одно соглашение. Это соглашение – первый этап в дальнейшем сопровождении проекта по принципу одного окна, для чего нас и определили как спецорганизацию. Дальше мы уже ищем для инвестора поддержку в финансировании либо в подключении к ресурсам, предоставлении земельных участков и т.д.

Инвесторы сегодня выбирают между регионами. А значит, мы должны так сконцентрировать предложение своих мер поддержки, чтобы всегда быть готовыми предложить им максимум и по всем направлениям. Например, сегодня в проработке находится один из проектов, который я пока не могу называть. Мы сегодня находим площадку для него через проект ТОСЭР в Сарапуле, со всеми вытекающими льготными условиями, а недостающее финансирование готовы обеспечить партнёру через наше взаимодействие с Фондом развития моногородов – там есть возможность взять 1 млрд под 5%. Для любого инвестора такой комплекс условий – это комфортно. А мы заинтересованы в этом проекте, потому что это 1,5 млрд инвестиций, как минимум 100 рабочих мест, налоги в будущем. Если мы этого не сделаем, он «приземлится» где-то ещё.

Задача на 2019 год – реализовать несколько крупных инвестиционных проектов средней стоимостью 400 млн рублей. Мы понимаем, что есть внешние инвесторы, которых мы всегда зовём, но не надо забывать про наших внутренних инвесторов, у которых тоже есть деньги. Ряд проектов как раз с внутренними инвесторами сегодня прорабатываются. Я думаю, наши компетенции в области государственно-частного партнёрства, оформлении концессии и прочее мы перенесём как раз на сопровождение этих проектов.

Поколение акселератов

Второе важное направление – запуск акселераторов: это будет бизнес-акселератор и экспортный акселератор. Также Минсельхоз выступил со своей инициативой и запустит свой сельхозакселератор, действительно важно, чтобы не только в городе Ижевске, тот, кто решил заняться сельским хозяйством либо уже сейчас занимается этой отраслью, могли получить необходимые знания, толчок, и вхождение в этот акселератор может стать таким шагом для них.

В начале февраля мы начали запись на акселераторы, существует онлайн-заявка с информацией о компании, презентацией, показателями финансовой отчётности. Мы должны понимать, что предприятие работающее, у него есть планы по развитию и запрос на получение информации. 19 февраля пройдёт презентация и демо-дэй, 1 марта – первые занятия. За год задача организовать три потока по четыре месяца, в каждом по 100 компаний. Мы берём в акселератор субъекты бизнеса с годовым оборотом от 5 млн рублей. Последовательно с теоретиками и практиками компании пройдут различные блоки обучения от разработки и «упаковки» продукта, его масштабирования и представления для инвестора. Это 100 компаний республики, которые по результатам года должны продемонстрировать средний результат либо в увеличении оборотов в два раза, либо увеличении прибыли в два раза. Каждый блок акселератора заканчивается определённым чек-листом, важно, чтобы предприниматели решали задачи, которые поставлены в нём. В акселератор также входят бизнес-миссии на крупнейшие компании России – Mail.Ru Group, «Яндекс», определённые банки. Главная задача акселераторов – помочь бизнесу вырасти. Многим, чтобы выйти на новый рынок, не хватает знаний, как масштабироваться – мы это покажем. Многим нужно просто поправить упаковку продукта. Многие вдохновятся спикерами, среди которых будут и федеральные фигуры, и местные, которые будут делиться, как они эти вопросы решают или решили в своём бизнесе и даже на примере Удмуртии. Примеры быстрого роста, прорывных решений есть. Мы решили этот опыт аккумулировать и предложить предпринимателям республики.

Для Удмуртии плюсы проекта очевидны. Когда предприниматель вырос в два раза – он заплатил больше налогов либо принял больше людей, либо и то и другое. Таких региональных акселераторов на самом деле считанные единицы. Кроме этого, всем участникам акселератора мы предлагаем спецусловия – меры поддержки, которые сегодня у нас есть. Это льготное микрокредитование до 3 млн под 7,5%, это использование гарантийного фонда, когда бизнесу не хватает собственных возможностей для обеспечения залога.

Сделано в Удмуртии

Корпорация владеет торговым домом «Сделано в Удмуртии». Это самый поздний стартап, который у нас был. Не так давно был зарегистрирован товарный знак. В чем задача торгового дома? В первую очередь, это развитие внутренней кооперации. Мы сейчас хотим сверить «матрицы» республиканских поставщиков и заказчиков. Предполагая, что часть товаров, которые потребляют крупнейшие предприятия республики – ОПК, нефтянка – при прочих равных (ассортимент, качество, цена, сроки поставки) им могут предложить производители Удмуртии. Так работают многие регионы. Далеко ходить не надо: в Татарстане по сути дела внутренняя кооперация всё решает, очень сложно зайти стороннему производителю. При этом мы не говорим «работаешь в Удмуртии – обязательно бери в Удмуртии». Понятно, что система должна работать в условиях конкурентных процедур торгов, закупок, ценообразования и т.д. Республиканский центр закупок также включается в эту работу. В прошлом году он сделал закупок на 15 млрд. Мы сейчас также анализируем, сколько товаров могло быть из Удмуртии, которые при прочих равных по цене и качеству могли поставляться в госсектор.

Внешняя торговля – это второе направление. Мы запросили статистику регионов по закупкам. Изучаем, что можем предложить, и через такие же институты развития стремимся сформировать своё предложение в интересах удмуртских производителей.

Что касается знака «Сделано в Удмуртии», мы понимаем его как, в первую очередь, помощь малому и среднему производителю. Бренды крупных известны и так, а используя знак, за которым общее отношение к высокому качеству продукции республики, мы можем помочь им с продажами. В феврале делаем презентацию того, как можно этот знак использовать, кто может его использовать, какие бонусы получает производитель, используя этот знак.

Все думают, что торговый дом будет продавать товары из Удмуртии, в том числе через свой сайт и т. д. На самом деле новому региональному интернет-магазину конкурировать с маркет-плейсами нереально. Поэтому мы планируем через создание фирменных страниц оказать нашему бизнесу помощь в размещении на маркет-плейсах. Торговый дом выступит как площадка в маркет-плейсах  и либо получит определённые бонусы за объемы, либо это будет софинансирование размещения. Это тоже работа торгового дома, он, по сути дела, агент по продаже наших товаров разными способами.

Генеральный директор Корпорации развития Удмуртской республики, владелец федеральной сети парикмахерских «Прядки в Порядке», совладелец женского футбольного клуба «Торпедо»