Про создание корпорации как единого органа, который объединил бы все институты развития и поддержки бизнеса, я услышал ещё в 2017 году. И как предприниматель, который периодически этими возможностями пользовался, подумал: круто! Ведь у нас много разных государственных организаций, но кто в итоге за всю эту помощь отвечает, с кого отчёт, непонятно. Ты вроде бы со всеми общаешься, но как такового единого органа, в который пришёл и решил все свои вопросы, не было. Поэтому создание Корпорации развития – это логичный и правильный ход.

Оценка работы

С конца июня я работал советником Главы Удмуртии по экономике и инвестиционному развитию Ижевска, с августа – заместителем Главы администрации города по экономическому и инвестиционному развитию. Удалось реализовать ряд проектов, например, был найден инвестор для реализации проекта по модернизации городского освещения, затем был запущен проект «1000 онлайн-касс для бизнеса». Для меня это было классным временем, во многом потому что я впервые увидел, как команда в городе может качественно отработать над проектом, а не быть «процессными» чиновниками. После нескольких таких проектов мне предложили возглавить Корпорацию развития.

Процесс назначения показался затянутым, но это связано с кадровым документооборотом: прежний генеральный директор уходил в отпуск, я был назначен 10 декабря. Так что новости вышли слегка с опережением. Но бывает и наоборот. На днях вот информация про претензии прокуратуры вышла, а она вообще-то трёхмесячной давности, я  первый декабрьский день работы потратил на подготовку ответов на это представление.

В 2018 году Корпорация уже работала, но я, будучи предпринимателем и продолжая пользоваться услугами различных центров поддержки, никаким образом не ощущал, что это уже структуры Корпорации. Никакого позиционирования не было. Оценку деятельности Корпорации может дать собственник. Республика, собственно, её и дала. Сегодня на месте руководителя нахожусь я, и мне кажется, что нужно так работать, чтобы за 2019 год оценка была другой, чтобы инвестиционный климат действительно улучшился.

Что меняет Корпорация по отношению к работе существовавших ранее институтов поддержки? Инвестор разговаривает только с нами, мы решаем для него миллион вопросов, в том числе подключение к водоканалу, к электросетям, получения дополнительных мощностей и так далее. Все межведомственные взаимодействия со всеми институтами госвласти и разрешительными органами – это наш процесс, инвестор занимается только своим проектом.

В ближайшее время ожидается подписание ряда соглашений, про которые после реализации мы сможем подробно рассказать. Приведу пример здания на Воткинском шоссе, 170. Когда-то там был инженерный корпус завода «Буммаш», здание принадлежало республике последние пять лет. Оно находилось в упадке, там играли в какие-то экстремальные игры, люди жили, тоже знаете, экстремальные… Оно не было законсервировано, и республика платила за содержание, все коммунальные расходы. Мы нашли инвестора, отремонтировав всё здание, он отдаёт нам готовый объект площадью 2100 кв. м. И на него мы нашли арендатора, внешнего для республики, который создаёт там солидное количество рабочих мест, открывая сервисный центр. Это хорошая история про эффективное использование неликвидного имущества и про привлечение внешних инвестиций в Удмуртию. На момент, когда я пришёл в Корпорацию, два года инвестор ходил с этим проектом и не мог заключить соглашение.

Ещё пример проекта, который мы сейчас сопровождаем. Группа компаний «Железно», крупнейший кировский застройщик, будет работать в Удмуртии. Интересна уже сама история: владелец раньше работал в Ижевске, бизнес создал в Кирове, и девелоперский проект разноэтажной застройки будет реализовывать по дизайн-проекту студии IQ бывшей ижевчанки Любови Варламовой. Так вот у них достаточно серьёзные трудности были с водоканалом, Минстроем, подключением, тарифом, примерно с ноября все стояло в «стопе». Я подключился к этой проблеме в начале года, мы инициировали перезапуск всех процессов взаимодействия, и теперь они получили тариф и дорожную карту действий.

Подразумевалось, что за 2018 год Корпорация станет действительно единым центром, единым окном для бизнеса. Весь год к этому шли: все центры – инвестблок, центр поддержки предпринимательства, центр поддержки экспорта – все объединились буквально к декабрю. За два неполных месяца руководства я доформировал команду, усилил её кадрами из реального сектора. Первый аудит сотрудников показал, что люди чаще всего были из институтов власти, а мне нужны были те, которые понимают бизнес. Поэтому сегодня один мой заместитель – это человек, который долгое время работал в автотранспортном бизнесе, другой – за последние полтора года поднял из предбанкротного состояния компанию «Удмуртлес». Сейчас в Корпорации баланс кадров: мы понимаем, как строить работу в министерствах и администрациях, знаем тех, кто приходит за помощью, и знаем, что нужно бизнесу.

Единый продукт

Одно из направлений работы – это поддержка субъектов малого и среднего бизнеса. Обращаются по самым разным поводам, и за консультацией по налогам, и как составить бизнес-план. 6600 субъектов предпринимательства обратились в КРУ за 2018 год. Кстати, в этом числе и мои обращения, из бизнес-истории начала года. В целом это 10% всего малого и среднего бизнеса Удмуртской Республики. Раньше этот институт развития также работал, но он был вне структуры Корпорации, это центр поддержки предпринимательства. Первое, что я сделал, – мы перешли на единую систему управления проектами, куда «выгрузили» базу всех предпринимателей Удмуртской Республики, которые к нам обратились. С 1 марта каждый звонок, каждое обращение на почту, каждый комментарий в соцсетях будет фиксироваться. Важно, чтобы мы владели объективными данными по количеству и содержанию обращений, чтобы любой из исполнителей мог посмотреть, на каком этапе находится решение вопроса.

Следующий этап – это заполнение внешних форм. У нас было более десяти разных сайтов, которые были посвящены поддержке бизнеса. Честно, я и как предприниматель в этом путался, какой сайт про что и какой правильный. У нас даже рассылки раньше почтовые проходили от всех по очереди. Мы не будем создавать ничего нового, не будем делать новый большой сайт корпорации, слава Богу. С апреля мы их объединяем в единый сайт под одним из нынешних логинов. Это всё исходит из той же идеи и принципа одного окна: один номер телефона, один контакт-центр, один сайт, где ты получаешь информацию о всех мерах поддержки, которые сейчас есть, о существующих инвестпроектах, о различных предложениях по семинарам, которые корпорация организовывает. Такой единый информационный продукт.

Важно для нас не просто в одном месте и удобно предложить все реальные меры поддержки предпринимателям и инвесторам. Сейчас у нас есть задача сократить сроки получения разрешения на строительство и подведение всех коммуникаций. В рейтинге Агентства стратегических инициатив мы в группе «С» – это третья группа по значимости. И что говорить про рейтинг, если можно просто спросить у предпринимателей, как быстро они получают разрешение на строительство. У нас некоторые примеры доходят до полутора лет, у кого-то дольше. Сегодня мы с Минстроем, с администрациями городов и ресурсоснабжающими организациями прорабатываем организацию этого процесса, чтобы приблизиться к опыту других регионов – разрешение на строительство со всеми коммуникациями там выдаётся за 60 дней. Мы к этому стремимся. Это не наша основная работа, наша работа – это инвестиции, поддержка предпринимательства, – но через создание таких процессов мы также ускоряем рост экономики. Потому что получить разрешение за 60 дней и за год – это две разные вещи для бизнеса и его экономики, рентабельности и т. п.

Борьба за инвестора

Важно актуализировать и базу инвестпроектов. Когда Корпорация начала работать, она взяла на себя все проекты Агентства инвестиционного развития, Центра инвестиционного развития. Сейчас мы актуализируем. Какие-то проекты в этом реестре неактуальны. За весь 2018 год с инвестпроектами к нам обратилось 108 компаний, из которых на сопровождение мы взяли 53. Какие-то из них актуальные, они просто долгоиграющие, какие-то просто нужно обновить. На сегодняшний момент с каждым потенциальным инвестором мы заключаем соглашение о сопровождении. В 2018 году таких обращений было много, а соглашений заключалось мало. Сейчас мы хотим прийти к формуле: одно обращение = одно соглашение. Это соглашение – первый этап в дальнейшем сопровождении проекта по принципу одного окна, для чего нас и определили как спецорганизацию. Дальше мы уже ищем для инвестора поддержку в финансировании либо в подключении к ресурсам, предоставлении земельных участков и т.д.

Инвесторы сегодня выбирают между регионами. А значит, мы должны так сконцентрировать предложение своих мер поддержки, чтобы всегда быть готовыми предложить им максимум и по всем направлениям. Например, сегодня в проработке находится один из проектов, который я пока не могу называть. Мы сегодня находим площадку для него через проект ТОСЭР в Сарапуле, со всеми вытекающими льготными условиями, а недостающее финансирование готовы обеспечить партнёру через наше взаимодействие с Фондом развития моногородов – там есть возможность взять 1 млрд под 5%. Для любого инвестора такой комплекс условий – это комфортно. А мы заинтересованы в этом проекте, потому что это 1,5 млрд инвестиций, как минимум 100 рабочих мест, налоги в будущем. Если мы этого не сделаем, он «приземлится» где-то ещё.

Задача на 2019 год – реализовать несколько крупных инвестиционных проектов средней стоимостью 400 млн рублей. Мы понимаем, что есть внешние инвесторы, которых мы всегда зовём, но не надо забывать про наших внутренних инвесторов, у которых тоже есть деньги. Ряд проектов как раз с внутренними инвесторами сегодня прорабатываются. Я думаю, наши компетенции в области государственно-частного партнёрства, оформлении концессии и прочее мы перенесём как раз на сопровождение этих проектов.

Поколение акселератов

Второе важное направление – запуск акселераторов: это будет бизнес-акселератор и экспортный акселератор. Также Минсельхоз выступил со своей инициативой и запустит свой сельхозакселератор, действительно важно, чтобы не только в городе Ижевске, тот, кто решил заняться сельским хозяйством либо уже сейчас занимается этой отраслью, могли получить необходимые знания, толчок, и вхождение в этот акселератор может стать таким шагом для них.

В начале февраля мы начали запись на акселераторы, существует онлайн-заявка с информацией о компании, презентацией, показателями финансовой отчётности. Мы должны понимать, что предприятие работающее, у него есть планы по развитию и запрос на получение информации. 19 февраля пройдёт презентация и демо-дэй, 1 марта – первые занятия. За год задача организовать три потока по четыре месяца, в каждом по 100 компаний. Мы берём в акселератор субъекты бизнеса с годовым оборотом от 5 млн рублей. Последовательно с теоретиками и практиками компании пройдут различные блоки обучения от разработки и «упаковки» продукта, его масштабирования и представления для инвестора. Это 100 компаний республики, которые по результатам года должны продемонстрировать средний результат либо в увеличении оборотов в два раза, либо увеличении прибыли в два раза. Каждый блок акселератора заканчивается определённым чек-листом, важно, чтобы предприниматели решали задачи, которые поставлены в нём. В акселератор также входят бизнес-миссии на крупнейшие компании России – Mail.Ru Group, «Яндекс», определённые банки. Главная задача акселераторов – помочь бизнесу вырасти. Многим, чтобы выйти на новый рынок, не хватает знаний, как масштабироваться – мы это покажем. Многим нужно просто поправить упаковку продукта. Многие вдохновятся спикерами, среди которых будут и федеральные фигуры, и местные, которые будут делиться, как они эти вопросы решают или решили в своём бизнесе и даже на примере Удмуртии. Примеры быстрого роста, прорывных решений есть. Мы решили этот опыт аккумулировать и предложить предпринимателям республики.

Для Удмуртии плюсы проекта очевидны. Когда предприниматель вырос в два раза – он заплатил больше налогов либо принял больше людей, либо и то и другое. Таких региональных акселераторов на самом деле считанные единицы. Кроме этого, всем участникам акселератора мы предлагаем спецусловия – меры поддержки, которые сегодня у нас есть. Это льготное микрокредитование до 3 млн под 7,5%, это использование гарантийного фонда, когда бизнесу не хватает собственных возможностей для обеспечения залога.

Сделано в Удмуртии

Корпорация владеет торговым домом «Сделано в Удмуртии». Это самый поздний стартап, который у нас был. Не так давно был зарегистрирован товарный знак. В чем задача торгового дома? В первую очередь, это развитие внутренней кооперации. Мы сейчас хотим сверить «матрицы» республиканских поставщиков и заказчиков. Предполагая, что часть товаров, которые потребляют крупнейшие предприятия республики – ОПК, нефтянка – при прочих равных (ассортимент, качество, цена, сроки поставки) им могут предложить производители Удмуртии. Так работают многие регионы. Далеко ходить не надо: в Татарстане по сути дела внутренняя кооперация всё решает, очень сложно зайти стороннему производителю. При этом мы не говорим «работаешь в Удмуртии – обязательно бери в Удмуртии». Понятно, что система должна работать в условиях конкурентных процедур торгов, закупок, ценообразования и т.д. Республиканский центр закупок также включается в эту работу. В прошлом году он сделал закупок на 15 млрд. Мы сейчас также анализируем, сколько товаров могло быть из Удмуртии, которые при прочих равных по цене и качеству могли поставляться в госсектор.

Внешняя торговля – это второе направление. Мы запросили статистику регионов по закупкам. Изучаем, что можем предложить, и через такие же институты развития стремимся сформировать своё предложение в интересах удмуртских производителей.

Что касается знака «Сделано в Удмуртии», мы понимаем его как, в первую очередь, помощь малому и среднему производителю. Бренды крупных известны и так, а используя знак, за которым общее отношение к высокому качеству продукции республики, мы можем помочь им с продажами. В феврале делаем презентацию того, как можно этот знак использовать, кто может его использовать, какие бонусы получает производитель, используя этот знак.

Все думают, что торговый дом будет продавать товары из Удмуртии, в том числе через свой сайт и т. д. На самом деле новому региональному интернет-магазину конкурировать с маркет-плейсами нереально. Поэтому мы планируем через создание фирменных страниц оказать нашему бизнесу помощь в размещении на маркет-плейсах. Торговый дом выступит как площадка в маркет-плейсах  и либо получит определённые бонусы за объемы, либо это будет софинансирование размещения. Это тоже работа торгового дома, он, по сути дела, агент по продаже наших товаров разными способами.