Удмуртия стала пилотным регионом для внедрения экспортного стандарта. Это неудивительно: число экспортёров-предприятий малого и среднего бизнеса в республике стремительно растёт. В какой поддержке они сегодня нуждаются и как оценивают федеральные новации?

За последние годы количество экспортёров – представителей малого и среднего бизнеса в Удмуртии – увеличилось более чем в три раза. По данным Росстата, в 2015 году таковых насчитывалось 81, в 2016-м – около 100, а в 2017-м – уже более 270. Такие цифры обнадёживают на фоне падения общих объёмов экспорта в регионе (–25,2% в 2016 году и –6,3% в I квартале 2017-го), вызванных макроэкономическими причинами, в частности, падением цен на нефть.

Михаил Хомич, и. о. постоянного представителя главы УР при президенте РФ:

– Основной тренд сегодня – развитие несырьевого экспорта, и Удмуртия как промышленный центр с прекрасной научно-технической образовательной базой может ему соответствовать. Структура ВЭД региона сопоставима со структурой экономики. Если производимая предприятием продукция востребована в Удмуртии и России, можно найти рынок сбыта и за рубежом. То же касается медицины, образования и сферы услуг –истории успеха есть практически в любой отрасли.

Валерия Антоненко, руководитель Центра поддержки экспорта УР:

– Хорошее развитие показывают IT-сектор и химическая отрасль, производство мебели и фурнитуры, а также инновационные компании. С 2012 года вырос и общий уровень квалификации экспортёров.

Виктор Любимов, председатель совета Союза «Удмуртская торгово-промышленная палата»:

– Малый и средний бизнес пытается выходить на внешние рынки. Активно осваивают экспорт производители продуктов питания и инженерные компании. Пока сотрудничество лучше налаживается со странами СНГ – Казахстаном, Белоруссией, Узбекистаном и другими, потому что там наша продукция конкурентоспособна по цене и качеству. Поставлять продукцию в Европу сложнее, но попытки есть. Например, одна из ижевских компаний вышла на рынок Венгрии с прибором, растворяющим кальциевые соли в трубах и стоящим вдвое дешевле местных аналогов. В Европе наши малые предприятия могут конкурировать по цене, но им зачастую не хватает средств на проведение лабораторных испытаний и получение сертификатов качества. Именно в этой области в первую очередь необходима поддержка.

Окно в Европу

Инфраструктура поддержки экспорта в Удмуртии сегодня включает отдел Минэкономики УР и Центр поддержки экспорта УР, который работает в очерченных федеральным центром рамках. «Учитывая растущий интерес к внешнеэкономической деятельности и со стороны компаний, и со стороны государства (на федеральном уровне направление стратегического развития «Международная кооперация и экспорт» признано одним из приоритетных), этого недостаточно, – считает Михаил Хомич. – Необходима слаженная работа и активность всех органов власти Удмуртии. К этому процессу присоединилось и постпредство. Пользуясь своим расположением в Москве, мы можем проводить презентации Удмуртии в представительствах иностранных государств (например, в посольствах) и компаний, приглашать на свою территорию».

Работа по объединению государственных и общественных структур, занимающихся поддержкой экспорта, предусмотрена приоритетным проектом «Системные меры развития внешнеэкономической деятельности Удмуртской Республики. Реализация системных мер развития международной кооперации и экспорта в УР».

«В недалёком прошлом такого взаимодействия не было, – отмечает Виктор Любимов. – Между этими структурами существовала некая конкуренция, что ни к чему хорошему не приводило. Сейчас я вижу слаженную работу с учётом компетенций всех участников.

Надо уделять больше внимания непосредственно потребностям бизнеса, а не отчётности и мероприятиям «для галочки». Узнавать конкретные запросы и интересы предприятий, специфику их деятельности, помогать в продвижении продукции».

По словам Валерии Антоненко, бизнесом сегодня наиболее востребованы такие меры поддержки, как переводы документов, поиск и проверка зарубежных партнёров, аналитика по сертификации, маркетинговые обзоры, организация коллективных стендов на выставках за границей, участие в бизнес-миссиях и образовательном проекте РЭЦ. Появляются новые возможности. Так, производители высокотехнологичной продукции могут получить компенсацию до 80% затрат на международную сертификацию и  омологацию – доработку продукта под требования сертификата, а также регистрацию объектов интеллектуальной собственности за рубежом и транспортировку товаров.

Руководитель регионального представительства Фонда содействия инновациям Константин Широбоков дополнил, что в рамках международных программ «Интернационализация» и «Экспорт» финансируются проекты по проведению НИОКР, созданию и выводу на рынок новых продуктов. Для этого организация заключила соглашение более чем с 30 странами.

«Система поддержки экспорта в Удмуртии достаточно развита, – полагает генеральный директор компании «Новый дом» Елена Телицина. – При этом финансовая поддержка в большинстве случаев невысока, всерьёз рассчитывать на неё не стоит. Более важны консультационные услуги, переводы, маркетинговые исследования».

Ряд участников рынка отмечают, что, несмотря на широкий спектр мер поддержки, сама система не всегда отличается гибкостью и учитывает потребности конкретного предприятия. «Когда компаниям разных отраслей предлагают принять участие в зарубежной выставке и делают коллективный стенд, получается «винегрет», – говорит директор ЗАО НПП «Ижтехноком» Михаил Слотин. – Товар надо представлять лицом, а не буклетами. Мы однажды приняли участие в таком мероприятии, и оно оказалось неэффективным. В следующий раз попросили место под оборудование площадью 1 кв. метр. И нам отказали – такая конструкция не вписывается в планировку стенда. Поэтому считаю более эффективным участие в профильных выставках».

Экспорт по стандарту

Российский экспортный центр включил Удмуртию в список пилотных регионов для внедрения Регионального экспортного стандарта. Эти субъекты РФ примут участие в разработке комплекса мер по стимулированию экспорта и формированию эффективной инфраструктуры поддержки.

Как рассказал Михаил Хомич, к 1 сентября в Удмуртии должно быть создано структурное подразделение по развитию ВЭД. Это может быть орган исполнительной власти или его подразделение (министерство, департамент, управление). Либо существующий орган власти или его подразделения будут наделены статусом координатора, и появится единое Управление координации реализации мер поддержки экспорта.

До конца 2017 года будут созданы объекты консультационной инфраструктуры поддержки экспорта в муниципальных образованиях с численностью населения свыше 300 тыс. чел., а также начнёт деятельность Экспортный совет при Главе Удмуртии.

«Сейчас мы на начальном этапе, – поясняет Михаил Хомич. – Первая задача, которую преследует РЭЦ, – это формирование итоговой редакции стандарта с учётом рекомендаций и замечаний. Уточнённый региональный стандарт будет направлен для внедрения по всей стране».

Одним из участников этого проекта стала компания «Новый дом». «Пока нам предложили  сформулировать проблемы ВЭД и своё видение их решения, – говорит Елена Телицина. – Если власть будет слышать экспортёров, думаю, произойдут положительные сдвиги, «узкие места» будут убраны. Но мы больше рассчитываем на свои силы, что изменит введение стандарта – пока непонятно».

Топ-5 причин, сдерживающих развитие экспорта в Удмуртии*
  1. Слабая заинтересованность предприятий в продвижении своей продукции на зарубежные рынки, несмотря на широкий спектр информированности в вопросах экспортной деятельности.
  2. Ограниченные финансовые возможности субъектов МСП.
  3. Проблемы таможенного и налогового администрирования.
  4. Дорогие кредитные ресурсы.
  5. Недостаток решимости у предпринимателей.
*по версии Михаила Хомича
Перспективные страны для экспорта*

Страны Таможенного союза – практически все группы товаров

Страны Европы и Персидского залива – товары, не требующие сертификации, и услуги

Китая – деревообработка и пищевая продукция

*по версии Центра поддержки экспорта УР
Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).