В 2022 году в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в стране заработает система долговременного ухода за людьми преклонного возраста и инвалидами с дефицитом самообслуживания. О личном опыте в данном направлении нам рассказала директор сети пансионатов «Золотая осень» Наталья Лазукова.

– Наталья Валентиновна, вы на протяжении 13 лет развиваете в Удмуртии частную систему ухода за пожилыми людьми. Как вы оцениваете данную новацию?

– Вся система социального обслуживания раньше действовала по заявительному принципу: человек сам или его родственники должны были донести до соответствующих органов о том, что он нуждается в каком-либо виде поддержки. А с 2022 года по всей России внедряется выявительная система. Социальные службы регионов должны будут выявлять всех людей преклонного возраста, которым необходима социальная помощь, не ожидая каких-либо сигналов. Как будет осуществляться эта практика в условиях кадрового дефицита, пока не представляю. Но ясно одно: таких граждан у нас предостаточно, и государственные интернаты не смогут принять всех нуждающихся. В данном случае потребуется помощь бизнеса, и мы со своей стороны готовы её оказывать.

– В отличие от Европы, в России к таким пансионатам до сих пор относятся настороженно…

– В последние годы их негативная окраска нивелируется, так как время диктует новые условия. Не у каждого сейчас есть возможность полностью посвятить себя уходу за пожилым родственником. К тому же это серьёзная нагрузка и испытание для всех домашних. Вариант с сиделкой тоже не всегда оптимальный. Если в наших учреждениях действует трёхступенчатая система контроля за качеством оказания помощи, то проверить, насколько ответственно выполняет свои обязанности нанятый на дом человек, очень сложно. Поэтому я считаю, нет ничего зазорного в том, что люди обращаются за помощью к профессионалам. На собственном опыте могу сказать, что наши пансионаты – это не только гарантия качественного ухода, питания, обслуживания. За годы работы они стали некими сообществами по интересам, где люди заводят новые знакомства, с пользой проводят время и не остаются один на один со своими проблемами.

– Какие новые формы, методы работы вы практикуете?

– Наш ориентир – прозрачность и открытость. В условиях пандемии нам пришлось ограничить визиты гостей, которые не прошли вакцинацию. При этом мы используем все возможные технологии для того, чтобы люди всегда были в курсе жизни их близких. Недавно, к примеру, наши сотрудники организовали общение по видеосвязи постоялицы и её взрослых сыновей, проживающих в Канаде. Хотя бабушке поначалу было сложно понять, что происходит на экране, она узнала их, несмотря на то, что не видела много лет, назвала по имени, и все остались очень довольны разговором.

– Вхождение в федеральный проект потребует от вас организации дополнительных мест…

– Такая работа уже ведётся, так как наши учреждения в Ижевске и Сарапуле уже заполнены на 100%. Но это не так просто. Я – сторонник размещения пансионатов в жилых домах при соблюдении всех требований по пожарной, санитарной безопасности. Однако мы до сих пор не можем добиться внесения соответствующих поправок в действующее законодательство, чтобы для зданий такого типа были разработаны свои нормы. Поэтому найти подходящий объект под наши проекты очень сложно. Тем не менее я уверена, что система оказания помощи пожилым будет развиваться и в конечном итоге у наших людей будет сформирована привычка заранее думать о качестве жизни на этапе «золотой» осени.