Оптимизировали, оптимизировали…

Оптимизация штата чиновников в администрации Ижевска стала дискуссионным вопросом, породившим несколько точек зрения. Несмотря на некоторые разногласия во взглядах, несколько экспертов сошлись в одном: эта процедура является лишь средством выживания муниципалитета в условиях сокращения финансовых поступлений в городской бюджет, а также ограничения полномочий органов МСУ, и проводить её нужно с максимальной осторожностью.    

Виктор Балакин, в 2001–2010 гг. мэр Ижевска, глава МО «Город Ижевск»:

– Оптимизация структуры администрации города всегда была актуальна. Законодательство меняется, перераспределяются полномочия между органами государственной власти и местного самоуправления, поэтому структуру необходимо корректировать. Это может быть как уменьшение, так и увеличение количества чиновников в разных сферах в зависимости от направлений.

Вопросы оптимизации не должны решаться по команде – да, поступил приказ, кто-то сократил свою структуру на 5%, кто-то – на 10, а кому-то вообще не хватает 3% кадров. Поэтому к муниципальным образованиям нельзя подходить шаблонно – вот должны 15% сократить, и всё. В итоге сократили, и оказалось, что работать некому. У органов местной власти должно быть право объяснить, почему нужно сделать именно так или иначе.

На мой взгляд, всегда стабильными должны быть такие направления, как спорт и культура, но не просто для сохранения численности штата – они должны обладать своим функционалом. Нельзя также «бросать» общественные организации – это всё жители муниципальных образований, это их жизнь, они хотят что-то сделать, и они должны взаимодействовать с местными органами. Вот из этого нужно исходить – нужен человек или нет. Если сотрудник бездельничает, делая видимость выполнения работы, то нужно сократить его вместе со ставкой. Везде есть отчётность, и видно, кто пишет её для галочки, а кто действительно хочет что-то сделать. Людей нужно слушать, смотреть на ситуацию и ни в коем случае не рубить сплеча. Это очень трудный вопрос, к решению которого нужно подходить обдуманно.

Мария Бобылева, депутат Гордумы Ижевска:

– Главную роль в таких вопросах играет не количество, а качество, поэтому дать однозначный ответ, является ли оптимизация хорошей или плохой, нельзя. Нужно понимать, что занимающий место человек выполняет работу, и, если он изначально не делал чего-то полезного, то его ставку можно безболезненно упразднить. Но в то же время может случиться так, что он действительно работал, и тогда его обязанности придётся выполнять кому-то другому. Нужно понимать, какие функции должен осуществлять город, и после этого рассматривать оптимальный состав администрации. Если муниципалитет должен заботиться в основном о хозяйственной части – это одно, если в приоритете задачи развития и инвестиций – это другая цель, для которой требуется другой состав и ставки.

Я не могу однозначно высказаться по поводу того процесса, который происходит сегодня, поскольку не понимаю, какова политика города. Чтобы понять, актуальна ли оптимизация, нужно задаться вопросом, какие задачи ставит перед собой руководство города и республики. Возможно, при грамотной расстановке приоритетов этот процесс действительно будет нужен, но если мы просто будем думать, как сократить расходы, а не о том, как улучшить качество жизни людей, это неправильно. Какая установка перед нами сейчас, неизвестно. Возможно, на ближайшей сессии Гордумы нам расскажут о ней.

Сергей Протозанов, в 2001–2008 гг. заместитель главы администрации Ижевска:

– Когда я возглавлял администрацию Ленинского района Ижевска, мы эффективно решали многие вопросы. Проделали очень большую работу, в том числе привели в порядок частный сектор. Потом я был назначен в администрацию Ижевска. Тогда город решал все вопросы самостоятельно, муниципалитет был отдельной структурой, независимой от остальных, все наши полномочия были чётко прописаны. Но со временем местное самоуправление стало снижать обороты, поскольку российская и республиканская власть начали забирать полномочия себе. Сегодня руководство города на 90% зависит от администрации республики. Яркий тому пример – нехватка школ: люди сутками вынуждены стоять в очереди, чтобы записать в первый класс своего ребёнка. Меня очень возмущает, что муниципалитет не может решать такие вопросы самостоятельно.

Мы часто обращаемся по каким-то вопросам в разные инстанции и получаем ответ: «Не наши полномочия». Чтобы решить какой-то небольшой вопрос, нужно обращаться к руководству муниципалитета. Если такая тенденция продолжится, можно будет, по сути, распускать районные администрации, раз у них нет ни денег, ни полномочий.

Как правило, оптимизация у нас проводится довольно безграмотно, и мы ощущаем её негативные последствия, а ведь когда-то была хорошая система – перед тем, как реализовать что-то новое, нужно внедрить это в качестве пилотного проекта в двух-трёх регионах, а уже потом, при наличии хорошего результата, распространять повсеместно.

То есть, на мой взгляд, проблема исходит от федеральной власти. Какова была цель подписания Европейской хартии самоуправления, если мы всё делаем не так, как надо? Фактически сейчас власть органов МСУ ограничивается. Ижевск был лидером по многим направлениям, а теперь его не слышно и не видно. Муниципалитет вынужден выкручиваться в тех условиях, в которые его загнали – денег поступает всё меньше, а эффективность нужно повышать. Можно по-разному относиться к экс-главе Удмуртии Александру Соловьёву, но когда-то он начал защищать республику в плане пересмотра формы перечисления налогов – сегодня 60% заработанного мы перечисляем в федеральный бюджет. Даже если было бы 50 на 50, мы бы уже жили относительно хорошо.

Олег Иванов, исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской  области, заслуженный юрист Московской области:

– Грамотный руководитель всегда анализирует деятельность организации – отчёты, эффективность управления, доходы, расходы и множество иных показателей – и на основании этого анализа делает выводы о необходимости оптимизации.

Особенность государственного аппарата – тенденция к расширению. Если целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли, то в органах власти нельзя определить экономическую эффективность работников, они не зарабатывают деньги и не чувствуют необходимость их экономить. Это приводит к тому, что спустя некоторое время после сокращения госаппарата он вновь начинает разрастаться. В этой связи основным плюсом оптимизации является существенная экономия бюджетных средств за счёт сокращения штата сотрудников. Другой положительный момент – улучшение управления и повышение скорости принятия решений в рамках сужения вертикали управления.

Однако и негативные последствия при оптимизации также связаны с сокращением чиновников. С психологической точки зрения эта ситуация не улучшает настроение в трудовом коллективе, поэтому при принятии решения о сокращении необходимо оценивать объективные критерии: объём полномочий, задачи, уровень квалификации сотрудников. К другим возможным минусам сокращения штата относится повышение нагрузки на оставшихся чиновников в связи с увеличением полномочий и, как следствие, возможное снижение качества оказания населению государственных и муниципальных услуг.

Что касается Ижевска, то для не самого крупного города России порядка 30 управлений в администрации – это действительно много, и такая структура нуждается в оптимизации. При этом очевидно, что если эти преобразования начались в административном центре субъекта, то, скорее всего, они будут распространены и на другие муниципальные образования Удмуртии.

В настоящее время общероссийским трендом является работа в одной команде муниципальных и региональной властей. Искусственная автономия местного самоуправления, взятая с западной модели, не нашла своего применения в наших обычаях и традициях, в том числе в традициях публичного политического управления. В этих условиях очевидно, что муниципальная власть должна работать совместно с региональной. В связи с этим всё большее развитие получает проектное управление, которое осуществляется внутри администрации через проектные организации межведомственного значения, в том числе с участием представителей региональной и федеральной власти, а также бизнес-сообщества. Кроме того, в связи с развитием в стране государственно-частного партнёрства наличие в государственном или муниципальном аппарате большого числа чиновников уже неактуально.

Что касается ситуации в других регионах, то, например, в Московской области два-три года назад произошла оптимизация как на региональном, так и на муниципальном уровне, сопровождавшаяся существенным сокращением численности служащих. Такое решение было принято на основании анализа статистических данных, согласно которым за 2004– 2014 годы количество чиновников в Подмосковье выросло на 94% (с 44 до 86 тыс. человек). В результате начатой тогда административной реформы число государственных и муниципальных служащих в Московской области к 2016 году сократилось более чем на 20%, а экономия средств превысила 2 млрд рублей.

Читайте также: