Думаю, реорганизация экономического блока исполнительной власти Удмуртии необходима. В республике за привлечение инвестиций отвечает много разрозненных структур, а реальных результатов их деятельности не было видно. Если Корпорация развития Удмуртии объединит в себе все функции профильных организаций – это правильно.

Сейчас необходимо консолидировать все направления развития инфраструктуры, привлечения инвестиций и федеральных механизмов поддержки. Они должны быть доступны в системе «одного окна».

Какой должна быть промышленная политика региона, чтобы он стал более привлекательным для инвесторов? Во-первых, необходимо создавать современную инфраструктуру в виде индустриальных парков и технопарков. Это точки роста, которые сейчас используют многие регионы. Особенно в таких мерах поддержки нуждаются малые и средние предприятия. Пока в Удмуртии этого не хватает. Есть один частный индустриальный парк, но нет ни технопарков, ни промпарка, который бы работал под эгидой республики. До сих пор не создано ни одного промышленного кластера, хотя это долго декларировалось.

Во-вторых, нужно более активно участвовать в федеральных программах поддержки и развития инвестиционных проектов. Удмуртия вошла в число пилотных проектов по внедрению экспортного стандарта. Но десять шагов, предписанных РЭЦ, пока выполнены не полностью. Так, в регионе должна быть разработана стратегия экспортного развития, в госпрограммах предусмотрены разделы по реализации экспортных проектов.

Другое направление – производство импортозамещающей продукции. На мой взгляд, нужно провести ревизию, какие проекты в этой области реализуются в республике. Безусловно, их нужно включить в 22 отраслевых плана импортозамещения, утверждённых Минпромторгом РФ, – перечень технологических направлений и продуктов, доля импорта которых – более 70%. В этот список вошли критически важные для отечественной промышленности позиции – комплектующие, оборудование, технологии.

Важно также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Минпромторг РФ предлагает серию мер поддержки по компенсации затрат на реализацию НИОКР, в том числе предоставление субсидий. В Удмуртии сильный научный потенциал, но зачастую у предприятий нет ресурсов на разработки. НИОКР помогут создать и вывести на рынок совершенно новые технологические продукты.

И, наконец, ещё один инструмент – привлечение федеральных инвестиций из Фонда развития промышленности. Сегодня в Удмуртии ФРП поддержан только один проект – производство алюминиевых конденсаторов на заводе «Элеконд». Больше заявок я не видел, хотя этот инструмент достаточно востребован другими регионами.

Кроме того, Корпорация развития Удмуртии может наладить более тесное взаимодействие с вертикально-интегрированными промышленными холдингами. Чтобы реализовать совместный инвестиционный проект, необходимы обоснования и доказательная база. Если руководство вертикально интегрированной структуры их не видит, оно не будет способствовать сотрудничеству. Приведу пример – в Удмуртии давно обсуждается тема создания кластера нефтегазового оборудования. Есть инициатор, предприятия-участники и конечный потребитель – НК «Роснефть». Но, не видя своей выгоды в этом, она не даёт согласия на вхождение в состав кластера своей дочерней компании. Здесь первая задача Корпорации развития Удмуртии и руководства республики – выйти на руководство федерального предприятия и показать все преимущества работы в новом формате. Вторая – создавать такие кластерные структуры, чтобы каждый участник мог воспользоваться федеральной поддержкой. Оформив необходимые документы и выполнив требования Минпромторга РФ к промышленным кластерам, определённые в постановлении правительства РФ № 779, каждое предприятие-участник может рассчитывать на субсидирование затрат по реализации инвестиционных проектов. Это способствует созданию новых продуктов и углублению кооперации, а в итоге – снижению себестоимости продукции для конечного потребителя.

В Удмуртии много промышленных предприятий, имеющих лишние производственные площади, которые можно использовать под инфраструктурные проекты. Для этого на федеральном уровне существуют две меры поддержки – компенсация процентной ставки по кредитам на создание индустриальных парков и технопарков, а также возмещение затрат по их строительству.

Таким образом, перед Корпорацией развития Удмуртии открывается большой фронт работ. Мы знаем примеры регионов, где подобные структуры успешно функционируют – Татарстан, Калужская и Ульяновская области. Там работают компетентные сотрудники, которые помогают предприятиям разрабатывать бизнес-планы, ориентируют по мерам господдержки. Данные структуры сегодня необходимы для привлечения инвестиций, модернизации и развития производств.

В Удмуртии сегодня есть интересные, высокотехнологичные промышленные разработки. На выставке «Армия-2017» был представлен целый ряд новых продуктов от наших предприятий – ИЭМЗ «Купол», АО «Сарапульский электрогенераторный завод», ОАО «Элеконд», концерна «Калашников» и других. Меня порадовала перспектива восстановления и развития производства мотоциклов в регионе. Концерн «Калашников» представил как готовые образцы мототехники для ГИБДД и полиции, так и концепты. У предприятия есть желание и потенциал для возрождения былой славы Удмуртии в этой отрасли. Хотя конкуренция сегодня высока – в дешёвом и среднем сегменте рынок насыщен китайской техникой, в дорогом – японской и немецкой.

Понравились мне и экспонаты других предприятий. В частности, разработки на основе альтернативных видов топлива с использованием электробатарей и так называемые «умные фары» – продукция двойного назначения как для транспорта всех видов в ОПК, так и для гражданских автомобилей.

Олег РАДИОНОВ, руководитель проекта по развитию региональной партнёрской сети АО "Российский экспортный центр", в 2009–2015 гг. – министр промышленности УР