Моя работа в Министерстве промышленности и торговли РФ была связана с регионами. Мы курировали региональную промышленную политику, в т. ч. программы развития промышленности в регионах, инструменты поддержки инвестиционных проектов, процесс импортозамещения, развитие промышленной инфраструктуры и другие.

 Одним из направлений, находящихся в зоне моей компетенции, была организация деятельности   территориальных представительств Минпромторга в субъектах РФ, которые выдавали лицензии на экспортно-импортную деятельность.

После перевода этой деятельности в электронный вид АО «Российский экспортный центр» (далее – РЭЦ) предложило на базе имеющейся системы и компетенций персонала построить собственную сеть. Мне поступило предложение от РЭЦ принять участие в развитии региональной структуры компании в должности руководителя проекта по развитию региональной партнёрской сети, чем я сейчас и занимаюсь.

Приоритеты развития

Развитие экономики страны невозможно представить без внешнеэкономических связей. Наиболее высокие темпы экономического развития характерны для тех стран, где быстро расширяется внешняя торговля, особенно экспорт. Для увеличения доли России в международной торговле и оздоровления структуры российского экспорта требуется перестройка сложившегося экономического уклада, и в первую очередь использование экспортного потенциала регионов страны.

Вывод производства и продукции на уровень международных стандартов – это фактически неограниченные возможности для роста наших предприятий и развития экономики в целом. Внутренний потребительский спрос и доходность в стране не растут так, как хотелось бы. Большинство рынков близко к насыщению. Основной проблемой для многих предприятий сегодня является не освоение и производство продукции, а именно сбыт производимой продукции в необходимом для безубыточности объёме на долгосрочной основе. И выход компаний на экспорт в настоящее время является решением данного вопроса, залогом успеха их производственной деятельности, стабильности и дальнейшего развития. С этой точки зрения глобальный рынок неограничен. И если у тебя конкурентоспособная продукция на мировом рынке, ты всегда найдёшь на неё спрос.

В зоне моей ответственности в РЭЦ находятся два федеральных округа – Центральный и Северо-Западный, в ближайшее время к ним добавятся Урал и Сибирь. Приволжский округ в число курируемых не попадает, но контакт с Удмуртской Республикой я не теряю – многие предприятия Удмуртии активно сотрудничают с РЭЦ.

РЭЦ поддерживает не органы власти в регионах, не министерства и ведомства, а непосредственно экспортёров и экспортноориентированные предприятия. Российский экспортный центр – это объединение трёх компаний: «Росэксимбанка», который имеет финансовые механизмы поддержки, страхового агентства «Эксар», которое страхует контракты, сделки и выступает гарантом, и собственно головной организации РЭЦ. Вместе – это государственный институт поддержки несырьевого экспорта, созданный как единое окно поддержки экспортной деятельности в нашей стране.

РЭЦ ведёт свою деятельность в трёх направлениях. Во-первых, является штабом реализации приоритетной программы «Международная кооперация и экспорт». Во-вторых, является агентом правительства и осуществляет развитие экспортной среды через эффективное участие в выполнении отдельных государственных услуг и функций, направленных на развитие несырьевого экспорта. Ряд министерств имеет бюджетные средства на поддержку экспортной деятельности, каждое по своей линии. Например, Минпромторг – на компенсацию затрат по логистике, по сертификации, по омологации, Минсельхоз – по доставке сельхозпродукции и ряд других субсидий. А оператором по распределению и выделению данных субсидий выступает РЭЦ, мы принимаем заявки предприятий, делаем экспертные заключения, направляем в конкретное министерство, которое и выделяет субсидию.

И наконец, РЭЦ – это единый институт развития, оказания широкого спектра мер финансовой и нефинансовой поддержки. Продукты РЭЦ охватывают все этапы жизненного цикла экспорта, поддержка оказывается на разных стадиях развития экспортной деятельности – от анализа рынка до отгрузки продукции и возмещения затрат. Мы обеспечиваем такие услуги, как образование, анализ зарубежных рынков, поиск партнёров, поддержка по вопросам сертификации, регистрации объектов интеллектуальной собственности (знак, патент, изобретение и пр.), электронной торговли, таможенного администрирования, возврата НДС, оформления внешнеторговых контрактов, логистики, оказываем услуги страхования и финансирования контрактов и т. д.

Экспортные сети

Российский экспортный центр – это основной институт по поддержке экспорта. И если предприятие считает, что оно готово выходить на зарубежный рынок, что его продукция конкурентоспособна, то первое, что бы я посоветовал, – обратиться в наше ближайшее обособленное подразделение в регионе.

РЭЦ имеет сеть зарубежных представительств – около десятка на сегодняшний день, но их количество увеличивается. Наши подразделения открываются в приоритетных направлениях – это Ближний Восток, Азия, Европа, Китай и Латинская Америка – и осуществляют взаимосвязь с иностранными импортёрами российской продукции.

Российская сеть состоит из обособленных подразделений, которые располагаются по кустовому принципу. Всего их 15, ближайшее к Удмуртии находится в Уфе. Дальше сеть развивается с помощью партнёрских «точек присутствия» РЭЦ на основе заключённых соглашений. Региональная партнёрская точка может быть основана на базе Центра поддержки экспорта, который создаёт региональное правительство. Инициаторами также могут быть Торгово-промышленная палата, «Опора России», Союз машиностроителей или другая общественная организация. Всего на сегодняшний день подписано 23 соглашения о предоставлении статуса партнёрской «точки присутствия». Центров поддержки экспорта зарегистрировано 66. Причём создаются они на условиях софинансирования: 70–80% финансирует бюджет РФ по линии Минэкономики, остальное – региональный бюджет.

В обязанности ЦПЭ входят работа с экспортёрами и разработка региональных мер поддержки. Обособленные подразделения заточены непосредственно на клиентов: выявление, структурирование потребностей экспортёров и экспортноориентированных предприятий в финансовых и нефинансовых продуктах, информирование компаний о существующих мерах поддержки, ключевых параметрах и порядке их предоставления и, соответственно, организация предоставления необходимых мер поддержки. Здесь выбор за экспортёром – он может проконсультироваться в ЦПЭ, может обратиться в обособленное подразделение, где ему могут оказать содействие в подготовке документов и направить в нашу головную организацию. В планах развития партнёрской сети предполагается расширить присутствие РЭЦ во всех 85 регионах России и оптимизировать работу обособленных подразделений, реорганизовав их в территориальные управления в каждом федеральном округе с предоставлением дополнительных полномочий и расширением функционала по предоставлению «коробочных» мер поддержки и оказанию услуг РЭЦ на местах.

Центр знаний и поддержки

Один из главных барьеров наших предприятий – отсутствие необходимых знаний для выхода на зарубежный рынок либо расширения границ своих экспортных поставок. В РЭЦ есть бесплатная услуга – поиск рынка и поиск партнёров. Для этого на портале РЭЦ exportcenter.ru нужно зарегистрироваться в личном кабинете и оформить заявку. Потенциальному экспортёру могут сделать обзор рынка, проанализировав, где его продукция востребована, могут оказать содействие по выходу на зарубежных партнёров и т. д.

Кроме того, в конце прошлого года у нас был запущен новый инструмент – программа популяризации российских производителей и брендов под единым зонтичным брендом MadeinRussia. Это двухэтапный процесс. На первом этапе эксперты РЭЦ проверят опыт и деловую репутацию компании по ряду критериев: история, репутация, кадры, имидж, финансы, насколько компания стабильна. Если компания проходит первый этап проверки – аудита, ей выдаётся сертификат RussianExporter сроком на два года, и она попадает в реестр добросовестных российских производителей. Это достаточно знаковое для предприятия событие, поскольку оно даёт ряд преференций. Можно на этом остановиться.

Но есть и второй этап – это проверка качества продукции, соответствия требованиям на безопасность не только российским, но и той страны, куда планируется поставлять товар. Если компания проходит второй этап, её продукция получает сертификат MadeinRussia сроком на один год. И может использовать этот бренд в своих каталогах, программах, в рекламных кампаниях. Эта услуга тоже бесплатна. Кроме того, компании компенсируются затраты – 80% для малых и средних предприятий, 50% для крупных – по участию в международных выставках, которые проходят под эгидой РЭЦ. Их перечень также есть на сайте. Затраты компенсируются по факту. Кроме проезда и проживания возмещаются практически все основные затраты: это перевоз продукции, монтаж стендов, услуги переводчика, полиграфия. При этом фактически компанию рекламирует и РЭЦ через свои ресурсы. У нас достаточно широкий спектр – медийный, Интернет, полиграфия, СМИ. На телеканале RussiaToday, например, в ряде стран раз в две недели ведётся передача с целью популяризации российских производителей в данной стране. В Интернете проводятся различные рекламные акции и популяризация экспортёров. Они также попадают в каталог российской продукции на сайте мadeinrussia.ru, где приводится полная информация о производителях и выпускаемой продукции. Потенциальные импортёры могут выходить прямо на компанию или через портал РЭЦ, заполняя форму. В прошлом году через нас было подано более 50 заявок. РЭЦ сегодня активно продвигает это направление поддержки.

Одна из востребованных мер поддержки – повышение квалификации. В РЭЦ создана школа экспорта, которая готовит региональных тренеров, проводится обучение сотрудников ЦПЭ. Есть и курсы для предприятий-экспортёров по налоговому, таможенному законодательству, возмещению НДС, оформлению контрактов, механизмам поддержки экспорта, выставочной деятельности. Сотрудники ЦПЭ проходят обучение в РЭЦ, а потом бесплатно в регионах проводят курсы. Предприятия могут дистанционно проводить обучение сотрудников, это тоже бесплатно.

Дополнительные преимущества

Не надо забывать, что в ходе работы на этих двух этапах эксперты РЭЦ помогают компаниям выявить их слабые места, несоответствия, дают анализ производства и продукции, что именно не соответствует мировым стандартам. И это не говоря уже о спектре других мер поддержки, о которых, к сожалению, не знают многие предприятия, даже те, которые активно сотрудничают с РЭЦ.

Есть целый набор субсидий, направленных на компенсацию затрат. Один из основных видов затрат при экспорте – логистика, что может привести к неконкурентоспособности из-за транспортной составляющей. Поэтому есть компенсация 50% затрат по поставкам высокотехнологичной продукции на экспорт, чем, в частности, пользуется «АвтоВАЗ» при поставках на Кубу. Перечень видов высокотехнологичной продукции определён постановлением правительства России.

Поставка сельхозпродукции из центральной и западной части России на Дальний Восток – в Китай, Корею, Японию – также получает компенсацию затрат. Сейчас РЭЦ вносит изменения в постановление правительства, чтобы расширить направление поставок на «Коридор Север – Юг», то есть через прикаспийский коридор – в Иран, Ирак, Индию и т. д. – из западных, северо-западных, поволжских и каспийских регионов России. Компенсация затрат на логистику в настоящее время – очень востребованный продукт.

Существует и компенсация затрат на сертификацию. Если для поставки в другую страну требуется доработать сертифицированный продукт с учётом местной специфики, технических характеристик и параметров товара, требований стандартов страны-потребителя – это называется омологация. РЭЦ компенсирует до 80% затрат на это. У «Росэксимбанка» для экспортёров предусмотрено льготное кредитование под экспортную деятельность: финансирование оборотных затрат под экспортные контракты или финансирование иностранного партнёра, если он покупает российскую продукцию. РЭЦ обладает и таким механизмом, как стимулирование коммерческих банков. Тем из них, которые кредитуют экспортёров, процентная ставка компенсируется, что даёт возможность выдать льготный кредит по пониженной ставке. Из практики скажу, что финансовые инструменты больше используют крупные предприятия, а нефинансовые меры и специальные инструменты, к которым относятся субсидии, направленные на компенсацию различных видов затрат, – малые и средние.

Учиться и ещё раз учиться

Участие в федеральных программах, в механизмах, инструментах, институтах развития – это всё по большому счёту зависит от квалификации управленческих кадров. Работая в федеральных структурах, я часто вижу инертность некоторых региональных сотрудников органов исполнительной власти в тех вопросах, где можно было бы использовать механизмы федеральной поддержки. Представители органов власти на мероприятиях говорят: есть такие-то инструменты, и призывают предприятия участвовать. Но этого недостаточно. Крупные предприятия имеют возможность либо самостоятельно разработать бизнес-проект, либо привлечь специализированные организации, в то время как малые и средние предприятия ограничены в ресурсах и таких возможностей не имеют.

В Удмуртии создано много институтов – агентство по инвестициям, корпорация развития, центр кластерного развития, фонд малого и среднего предпринимательства, инкубатор МСП, управляющая компания машиностроительного кластера, профильные министерства и ведомства. Но нет структуры, которая бы помогала готовить бизнес-проекты предприятиям и несла ответственность за конечный результат. И не только бы помогала в разработке, но и сопровождала проекты при их рассмотрении в федеральных органах власти и институтах развития, доводя инвестпроекты до поддержки на федеральном уровне и реализации проекта в целом. В этих целях необходимо чётко регламентировать функционал существующих структур поддержки бизнеса с определением конкретных показателей деятельности. В ряде субъектов эти структуры созданы – в Калуге, Ульяновске, Татарстане, Ленинградской области. К примеру, предприятие может обратиться с просьбой сделать экспертизу проекта, при необходимости скорректировать, разработать новый проект, оформить заявку на участие в различных программах. Возьмём для примера Фонд развития промышленности. 90% заявок отклоняются по причине несоответствия критериев при оформлении документов. Никто ведь на федеральном уровне не будет разбираться – может быть, проект интересный, перспективный, а запятую поставили не там. Или указали не ту сумму: допустим, мера поддержки ограничена суммой 200 млн, а авторы указали 220 млн – всё, не соответствует критериям, проект снимается с рассмотрения.

Поэтому должна быть структура – в министерстве либо в корпорации, которая бы не только знакомила предприятия с мерами поддержки, но и помогала заполнять заявки, делала экспертизу проектов и сопровождала их далее. На мой взгляд, это необходимо. Во-вторых, хотя я и не очень люблю эту терминологию, должны быть KPI (показатели эффективности) в министерствах и ведомствах, они должны отвечать за конечный результат – сколько проектов поддержали, сколько инвесторов приняли, в каких федеральных программах и механизмах приняли участие, какой объём инвестиций привлечён, на какую сумму предприятия республики получили поддержку, какой экономический и бюджетный эффект достигнут и т. д. В современных условиях развития экономики и с учётом обозначенных руководством страны задач необходимо переходить к проектному управлению не только на производствах, но и внедрять проектный подход в организации деятельности органов власти.

Экспортная мастерская

В июне РЭЦ открыл «Проектную мастерскую» по разработке национального проекта по развитию несырьевого неэнергетического экспорта в соответствии с целями, которые в майских указах определил президент страны Владимир Путин: к 2024 году удвоить объём несырьевого неэнергетического экспорта до 250 миллиардов долларов, в том числе довести поставки продукции машиностроения до 50 миллиардов. До 100 миллиардов долларов должен вырасти ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм, транспорт, а также увеличить долю малых и средних предприятий в общем объёме несырьевого экспорта не менее чем до 10%.

22 июня завершилась основная часть её работы. Главной особенностью создания документа стал выбранный формат работы, основанный на методологии «Большие быстрые результаты» института PEMANDU Малайзии. В основе малазийской стратегии развития и преобразований заложены три основных принципа: установление чёткого фокуса и приоритетов при распределении ресурсов, детальное планирование и назначение ответственных, непрерывный мониторинг и активное решение возникающих проблем. Экспертные группы стали проектными лабораториями, куда стекались данные о проблемах, с которыми сталкиваются экспортёры, затем проектные лаборатории представили экспертам и специалистам из министерств результаты своей работы и получили обратную связь для внесения необходимых корректировок.

По итогам работы «проектной мастерской» был разработан проект национальной программы «Международная кооперация и экспорт», который включает в себя пять федеральных проектов: «Промышленный экспорт», «Экспорт продукции АПК», «Логистика международной торговли», «Экспорт услуг», «Системные меры содействия международной кооперации и экспорту».

Удмуртия должна быть в числе первых

Экспортный потенциал Удмуртии я бы оценил как значительный. Предприятия ОПК имеют/осваивают широкий ассортимент продукции «двойного назначения», по качеству не уступающей, а по некоторым позициям превосходящей мировые аналоги.  «Воткинский завод» – одно из предприятий, обладающее уникальными технологиями и современным оборудованием, в том числе по производству твердосплавных инструментов, продукция которого конкурентоспособна на мировом уровне. Много перспективных проектов у ИЭМЗ «Купол», «Элеконда» и других предприятий ОПК. В рамках диверсификации ОПК наши предприятия, многие из которых оснащены по последнему слову техники, по определению могут выпускать (выпускают) конкурентоспособную гражданскую продукцию и занять достойное место на мировом рынке. Это может произойти быстрее, если органы власти окажут максимальную комплексную поддержку по всем направлениям – на муниципальном и региональном уровне, по линии государственных институтов развития и по линии федеральных органов исполнительной власти.

С продукцией АПК – это яйцо, молоко, мясо, по которым мы входим в первую десятку российских производителей, – можно выходить на такие ёмкие продуктовые рынки, как Китай, Иран. Тем более что сейчас для этого созданы достаточно льготные условия.

Третье направление – неограниченные возможности по выводу экспортёров малого и среднего бизнеса. Есть небольшие, но высокотехнологичные удмуртские предприятия, продукция которых также может завоевать мировой рынок, и они вырастут в крупных экспортёров. Например, в республике есть небольшое предприятие, которое производит заточные устройства для ножей. Используя поддержку РЭЦ, успешно осуществляет поставки своей продукции во многие страны миры. К сожалению, большинство предприятий не используют предоставляемые возможности по разным причинам, в том числе из-за отсутствия информации. Таких надо «брать за руку» и выводить на мировой рынок.

Подводя итог сказанному, хотел бы отметить, что у республики есть все основания выйти на передовые позиции по экспорту среди субъектов России в ближайшие годы. Для этого есть всё необходимое: развитый промышленный комплекс, современная система образования, структура региональной поддержки бизнеса, определённые компетенции, полагаю, есть и желание развивать экспортную деятельность. Для достижения успеха, на мой взгляд, необходимо использовать комплексный подход.

На региональном уровне – создание эффективной инфраструктуры поддержки экспорта, создание технопарков, индустриальных парков, кластеров, формирование новых современных инструментов поддержки экспортёров, например, региональный экспортный контракт, региональный фонд развития промышленности, акционерное финансирование и прочие механизмы, апробированные на федеральном уровне и входящие в перечень лучших региональных практик.

По линии федеральных органов власти – участие в государственных программах и использование инструментов поддержки предприятий.

По направлению федеральных институтов развития – активное использование мер поддержки реализации инвестиционных проектов и поддержки экспортной деятельности.

Важное направление – активное участие Удмуртской Республики в реализации разработанного РЭЦ в соответствии с «майским указом» президента России национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Олег РАДИОНОВ, руководитель проекта по развитию региональной партнёрской сети АО "Российский экспортный центр", в 2009–2015 гг. – министр промышленности УР