По предварительным прогнозам, расклад сил в будущем Госсовете Удмуртии не претерпит серьёзных изменений. «Единая Россия» сохранит депутатское большинство ориентировочно в две трети мест, может быть, немногим менее. Однако не исключены значительные перемены в персоналиях. Ориентировочно 20 мандатов будут распределены между тремя системными оппозиционными партиями и каким-то минимальным количеством независимых кандидатов, возможно, ставших таковыми после непопадания в списки единороссов.

Изменения, внесённые в избирательное законодательство Удмуртии, благоприятны для правящей партии. Практика применения метода Империали при подведении итогов выборов в различных субъектах РФ показывает, что представительство «Единой России» увеличивается на один-два мандата. В отдельных случаях, как на выборах в городскую думу Волгограда в 2013 году, произошло чуть более существенное увеличение. При разнице всего в несколько процентов голосов ЕР завоевала 18 депутатских мест из 24. Справедливость указанного метода с момента его введения всегда вызывала сомнения как в РФ, так и в других странах. С позиций КПРФ и ЛДПР целесообразно ставить вопрос о применении метода Империале по правилу не наибольшего, а наименьшего среднего, либо возвращению к квоте Хэйра.

Другие проведённые изменения законодательства благоприятны для партий системной оппозиции, имеющих острую проблему малочисленности актива. Они представляют своеобразную компенсацию оппозиции за изменения подсчёта голосов в сторону, выгодную партии власти.

Проводящаяся параллельно кампания по выборам главы региона, безусловно, может повлиять на ситуацию, причём не только в сторону усиления позиций единороссов. Кампания Бречалова программируется в форме референдума доверия представителю президента РФ и фактически обречена на успех. Другой вопрос, как она будет корреспондироваться с кампанией партии в Госсовет. Всё зависит от позиционирования самого лидера, от того, насколько он будет отождествлять себя с партией ЕР и насколько даст ей возможность использовать его электоральный потенциал в кампании. Мера может быть различной, уровень допустимого использования административного ресурса в партийной кампании ЕР может быть различным. Что-то подсказывает, что беспредел «гальцинского» времени, когда партия власти получала предельное административное содействие, останется в прошлом. У других партий открывается возможность тематического прислонения к повестке нового лидера и лишения партии власти монополии на использование в кампании популярного имени.

Применительно к «Единой России» отметил бы ещё один важный момент. Региональный руководитель, безусловно, должен соотносить себя с президентской партией, каковой именует себя ЕР. Но руководящий состав регионального отделения, представленность различных элитных групп в кандидатском списке партии определялись прежним руководством. В какой мере новый руководитель и старый расклад партийного актива будут совместимы, остаётся вопросом. Есть признаки того, что притирка не обойдётся без определённой зачистки.

 

Политолог, руководитель аналитического управления компании, г.Москва