2020 год в полной мере показал уязвимость такой сферы бизнеса и экономики, как туризм. Это послужило одной из отправных точек для изменений и смены стратегии в развитии туристической отрасли региона.

Минувший год стал плодотворным для развития внутреннего туризма. Несмотря на то, что локальные ограничения заставили нас столкнуться с трудностями, и туристический поток в республике за первые 11 месяцев снизился примерно в 2-3 раза по сравнению полным прошлым годом, Удмуртия всё же приняла 334 тысячи туристов. Максимальное количество — более 76 тысяч человек — посетили Завьяловский район, где сосредоточена большая часть туристических объектов региона. Второе место занял город Воткинск, третье — Шарканский район.

Лидером по созданию комплексных предложений в регионе среди бизнеса стала компания «МДС–тур». Это одна из старейших туристических компаний региона, которая предлагает 70 маршрутов по Удмуртской республике, представленных на федеральных агрегаторах и внутренних площадках включая локальный портал «visitudmurtia».

Новые проекты

В 2020 году был создан проект «Большая Кама», который будет объединять Башкоторстан, Татарстан, Кировскую область, Пермский край и Удмуртию единым событийным календарем и реестром туристических маршрутов. Также в прошедшем году нам удалось реализовать новый проект «Яркие выходные в Приволжье» — мы стали первым регионом, который принял из Москвы комфортабельный двухэтажный гастрономический вагон с туристами. Основная задача —  сделать так, чтобы туристы вернулись в столицу России полностью «заряженными» и могли продвигать наш туристический бренд и бренды местных производителей уже на федеральном уровне.

Также мы учитываем формирующийся тренд самостоятельных туристических поездок без участия туроператоров. Поэтому взяли в разработку создание маршрутов, направленных на пул качественных региональных проектов и продуктов в автомобильных путешествиях. В этой сфере созданы карты региона в ремесленном, гастрономическом и «сказочном» направлениях. Сказочная карта региона, ориентированная на детский туризм, стартовала уже в 2020 году. Гастрономическая карта будет представлена в главный день фестиваля «Всемирный день пельменя» в феврале.

Поддержка

Для активизации туризма в сельских территориях и районах был запущен проект — квест «ДАУР». Путешественники заранее намечали свой план передвижения по республике, включая в него места, посещение которых необходимо для выполнения заданий квеста. Благотворное влияние на привлечение туристов в республику оказала программа «кэшбэк» от Ростуризма, в которой приняли участие 10 удмуртских компаний. По условиям  программы туристам возвращалось 20% стоимости поездки в регионы или по всей России на карту МИР.

Но мы понимаем, что внутренний туризм будет по-настоящему развит тогда, когда у нас появятся инфраструктурные объекты. 28 заявок от Удмуртской республики были направлены на участие в федеральном гранте от Ростуризма (Постановление Правительства РФ №1619), основной задачей которого является развитие туристской инфраструктуры на территории России. Четыре удмуртских победителя гранта привлекли в регион федеральные средства на сумму более 8,5 млн. рублей.

Не последнюю роль в развитии инфраструктуры сыграл впервые организованный грант Министерства экономики Удмуртской республики. Мы рассмотрели много заявок, в итоге поддержка оказана конноспортивному клубу «АС». Выделенная денежная сумма будет направлена на развитие туристской инфраструктуры, реконструкцию и создание гостиничного комплекса. Теперь те люди, которые приезжают в конноспортивный клуб, смогут остаться здесь на более долгий промежуток времени. Для нас это важно, поскольку настоящим туристом является человек, который переночевал на территории другого региона, отличного от своего места жительства. Наш выбор был обоснован также тем, что выигравший клуб активно занимается и социальным туризмом, поддержкой инклюзивного туризма и ипотерапией. В этом направлении региону  определёно нужно развиваться, поскольку направление «медицинский туризм» входит как в «Стратегию развития Удмуртии 2030», так и в Стратегию развития Российской Федерации.

По итогам непростого 2020 года мы можем уверенно сказать, что количество предпринимателей, которые занимаются туристическим объектами и организацией экскурсий осталось прежним. Для снижения финансовой нагрузки на бизнес мы сократили налоговые ставки – это УСН «1% доходы» и «5% доходы за вычетом расходов». Также поддержка была оказана с помощью субсидирования процентных ставок, безвозмездной или льготной коммерческой аренды, которую мы предлагали на площадях других  предпринимателей в период локдауна. Например, Республиканский бизнес-инкубатор  бесплатно принимал на своей территории арендаторов с ОКВЭД № 79 (туроператорские услуги) – оплачивались только коммунальные услуги. Поддержка выражалась, в том числе, и в размещении услуг туристических операторов на портале visitudmurtia, где присутствует система онлайн-продаж, что выгодно для предприниматели без собственной платёжной системы.

Для улучшения условий работы туроператоров, был разработан закон о туризме. К нему Удмуртия шла давно. У нас есть Федеральный закон, но мы также разработали региональный, в котором поставлен акцент на развитие инфраструктуры и создание условий для внутреннего въездного туризма и улучшение сферы гостеприимства. Одна из целей регионального закона – обеспечить защиту и возможность развития туроператоров, определение приоритетных инвестиционных проектов и комплексное межведомственное развитие основных направлений туристической деятельности.

Обучение

Для развития команд предприятий, работающих в сфере туризма были запущены две акселерационные программы. В первом туристическом акселераторе прошли обучение 18 компаний региона. Под руководством федеральных экспертов,  было организовано 4 образовательных модуля: по упаковке продукта, продажам, маркетингу и  менеджменту.

В декабре были подведены итоги ремесленного акселератора, через который массовое обучение прошли муниципальные команды домов ремёсел. На протяжении трех месяцев команды обучали ценообразованию и расширению ассортимента. Основная цель акселератора: создание стратегии дальнейшего развития, перевод ремесленных домов в новую форму деятельности, которую можно активно продвигать в туризме.

Прогнозы

Мы можем с уверенностью говорить о том, что в 2021 году в Удмуртии появятся два современных глэмпинга и будет создан Музей старины под открытым небом. Развитие получат кузнечный комплекс в Сарапульском районе и водный круизный экскурсионный туризм по акватории Воткинского пруда. Это лишь начало. Многие путешественники сейчас только открывают для себя нашу республику. Поэтому, участвуя в федеральных программах, мы достаточно громко заявляем о том, что ехать сюда можно, находиться здесь интересно, и нам действительно есть чем привлечь, начиная от качественных медицинских услуг, заканчивая санаторно-курортным отдыхом.