В 2019 году ижевский Гуманитарный лицей часто был ньюсмейкером образовательных новостей в регионе. И связано это не только с тем, что он на протяжении последних лет внедряет передовую систему развивающего обучения – и добивается в ней успехов, но и с перезагрузкой, в первую очередь кадровой, в самом образовательном учреждении. О произошедших изменениях и о выбранном векторе рассказывают сами первые лица лицея.

Анна Ковальчукова, заместитель директора по научно-методической работе:
– С момента своего создания Гуманитарный лицей являлся инновационной образовательной организацией, осуществляющей исследовательскую и проектную деятельность в сферах образования старшеклассников, подготовки педагогов для работы в инновационном режиме, образовательной и кадровой политики города и региона. Проектные семинары, сессии и другие образовательные инициативы, реализованные педагогическим сообществом Лицея, серьезно повлияли на образовательную ситуацию Удмуртии в целом.

На протяжении последних десяти лет Лицей являлся федеральной инновационной площадкой, интенсивно работая над проблемой модернизации содержания и технологий обучения в старшей школе. Педагогами Лицея создано много инновационных технологий, авторских продуктов, практик, ориентированных на решение задач индивидуализации обучения, и поэтому нам было легко включиться в реализацию нового федерального образовательного стандарта и обеспечить выполнение его требований. Не менее интенсивно мы работали в основной и начальной школах. Помимо этого, Лицей всегда отличала четко сформулированная миссия и значимые для всех участников образовательного процесса ценности.

Я очень надеюсь, что новая команда сможет и дальше выступать в качестве хранителя этих ценностей. Сегодня перед нами стоят новые стратегические задачи, решить которые без опоры на накопленный опыт не представляется возможным.

Ханафи Гулиев, заместитель директора по учебно-воспитательной работе по основной и старшей школе:
– Я начал работать в лицее в сентябре, приехав в Ижевск из Москвы. Чему по-хорошему удивился в первую очередь – это общему культурному уровню ижевских лицеистов. Они знают, зачем пришли именно в это учебное заведение, они отлично мотивированы, и проблем с дисциплиной, с конфликтами интересов здесь нет. В настоящее время Гуманитарный лицей внедряет очень серьёзный проект. Внутри нашего образовательного учреждения создана сетевая онлайн-школа индивидуального образования.

Какие новшества с этим сопряжены? Теперь у нас нет традиционных ежедневных домашних заданий. По блочно-модульной системе обучения лицеисты получают задание сразу на месяц. Учить детей планировать своё образование, управлять своим временем, прививать им навыки самостоятельной работы – в этом и заключается суть нового федерального стандарта. Мы не используем традиционную систему оценок. Наши ученики оценивают себя сами, сами выбирают планку, на сколько баллов по стобалльной шкале учиться по тому или иному предмету, и в соответствии с выбранным уровнем получают задания. Два раза в год эта планка может подниматься или опускаться, в зависимости от результатов учёбы. То есть таким образом ученик становится автором своего образования. В сети у каждого личный кабинет, логин, пароль, и учитель может общаться с учеником онлайн, корректировать задание хоть 24 часа в сутки.

Со временем ижевские лицеисты смогут общаться с учениками из других регионов, делиться знаниями и опытом. Такая система апробирована московскими школами и, надеюсь, будет успешно работать и в Ижевске.  

Александр Балицкий, заместитель директора:
– В этом году лицей переходит на новый формат обучения. Частично задел развивающему обучению был создан в прошлые годы, а лицейская история насчитывает около трёх десятков лет. В соответствии с этой траекторией и с новыми образовательными трендами нам нужно было искать новые формы развития существующих практик.

А это в первую очередь – переход на бОльшую самостоятельность в обучении, прежде всего – за счёт цифровизации. Однако новый формат цифровой образовательной среды приветствуется не всеми педагогами. Поэтому часть коллектива в самый ответственный момент – в июле-августе – покинула его и тем самым создала искусственный офсайд. И мы ринулись на поиск людей, которые могли бы продолжить прежний курс развития лицея, при этом обновив его существенно. В этом нам согласился помочь Алексей Борисович Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», а теперь ещё и заместитель директора Гуманитарного лицея, для образовательного сообщества это известная и яркая фигура.

Сегодня мы должны всё сделать для того, чтобы обеспечить работу цифровой платформы, на которой строится образование в лицее. Наша задача – объединить в «цифре» интерес ребенка к конкретному предметному курсу и конкретного преподавателя, автора этого курса.

То, что мы проводим, во многом революционно для образования. Но нас это не пугает. Определённую уверенность в успехе придаёт то, что в лицее работает новый, идейный, профессиональный коллектив. Мы ищем и находим лучших преподавателей – несмотря на то, что в Удмуртии есть педагогический вуз, это не так просто. Большинство его выпускников не могут работать в нужном нам формате. И это – огромная проблема для начальной школы, а тех, кто готов работать в траектории развивающего обучения в старшем звене, – единицы. Но я надеюсь, что при постоянном кураторстве со стороны Московского городского педагогического университета и такого опытного мастера, как Воронцов, мы сможем подготовить в лицее новую кадровую силу, способную работать в современной цифровой среде и соответствовать требованиям современного образования.

Татьяна Ковалёва, руководитель группы индивидуализации и тьюторства МГПУ, доктор педагогических наук, профессор, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации:
– Гуманитарный лицей был одним из трёх учебных заведений, которые положили в России основу тьюторству.  Представители трёх городов – Томска, Москвы и Ижевска – учредили тьюторскую ассоциацию, разработали и утвердили профессиональный стандарт тьютора, ввели профессию «тьютор» в единый квалификационный справочник. Поэтому, когда меня все спрашивают, где началась тьюторская практика, я отвечаю, что в Ижевске, на базе Гуманитарного лицея. И мы все видим её результаты. Когда я встречаюсь с ижевскими лицеистами, они выделяются в первую очередь тем что мы так ценим в тьюторстве, – они очень осмысленные, умеют действовать и принимать верные решения. Если выбирают профессию, то не просто так, если уезжают из города, то тоже понимают, зачем. На современном этапе это очень важно, и этому учат тьюторство и система развивающего обучения.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).