Внутренний туристический поток в России нужно измерять в Мышкиных. Это сразу делает статистику наглядной и помогает осознанно управлять развитием.  Если Мышкин в прошлом году посетило 183 тыс. туристов, а Удмуртию – около 500 тыс., значит, туристический поток Удмуртии меньше трёх Мышкиных (но это, между тем, 41-е место из 85 регионов). А вот Ярославскую область в 2017 году посетило 3,6 млн туристов. Это 20 Мышкиных.

Об измерении развития туризма

Туризм как индустрию правильнее мерить и сравнивать, опираясь на  территориальные доходы от туризма, но здесь адекватной и доступной статистики меньше.

Наконец, есть интегральный показатель, который максимально сдержанно и достаточно корректно отражает сравнительный уровень развития туризма – и внутреннего, и въездного. Это данные Госкомстата РФ по численности размещённых лиц в гостиницах и прочих аналогичных объектах в 2016 году

Как между собой соотносятся эти параметры, можно проследить на примере Ярославской области. По итогам 2017 года туристский поток  в область вырос  на 24,1%. Количество туристов, размещённых в отелях, увеличилось на 10%. Средний чек туриста вырос на 13%.

ЧИСЛЕННОСТЬ РАЗМЕЩЁННЫХ ЛИЦ В КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВАХ РАЗМЕЩЕНИЯ В 2016 ГОДУ(по полному кругу хозяйствующих субъектов),                                                                                                                                 тыс. человек

 

В ПФО по итогам 2016-го Удмуртия делит с Чувашией 9–10 место из 14 регионов, что вполне объективно. В ближайшие годы ситуация чуть поменяется. Удмуртию догонят Мордовия – после ЧМ по футболу – и Ульяновская область – после 150-летия со дня рождения В. И. Ленина. В Марий Эл, несмотря на архитектурные реплики Йошкар-Олы, поток, скорее всего, поднять удастся не сильно.

 О ключевых стройках наступившего шестилетия, которые повлияют на внутренний туризм

Ключевые объекты, которые будут построены или строительство которых будет начато до 2024 года.

Планы:

  1. Два моста через Обь (ЯНАО и Новосибирск), мост через Лену.
  2. Железнодорожные высокоскоростные магистрали до Казани и до Воронежа.
  3. Скоростные дороги на Северном Кавказе.
  4. Обновлённая инфраструктура Севморпути.
  5. Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле.

Предположения:

  1. Возведение знакового культурного объекта на месте хрущёвского Дворца съездов. Полное открытие Кремля для горожан и гостей столицы.
  2. Если в ближайшее время отношения с Японией вдруг потеплеют, мостовые переходы с материка на Сахалин и (силами Японии) с Сахалина – на Хоккайдо будут, как минимум, начаты до 2025 года.

Из этого ряда мегастроек Удмуртию коснётся только ВСМ до Казани, которая значительно сократит время железнодорожного сообщения и с Удмуртией тоже, в том числе для туристов.

О стремительном росте в туризме

Если стоит задача увеличить долю российского туризма в ВВП до 10%, то нужны точки стремительного роста внутреннего и въездного туризма – в 100 и более раз (в людях и/или деньгах).

Можно несколько безответственно предположить девять возможных точек такого роста туристического потока к 2030 году (наверняка – это не все):

  1. Московский Кремль как полностью туристическая территория с построенным вместо Дворца съездов Московским «Эрмитажем»/«Лувром».
  2. Тематические парки с героями современных российских мультсериалов – Подмосковье, Краснодарский край, Поволжье/Урал, Новосибирская область, Приморье.
  3. Туристический стандарт новогодних праздников в каждом регионе.
  4. Речные круизы (Енисей, Амур, Печора и т. д. – сейчас практически без туристов).
  5. Морские круизы по Северному морскому пути и к Северному полюсу.
  6. Казань как одно из ведущих в России мест христианского паломничества, как это было до 1917 года (одно из главных признанных в мировой традиции мест явления Богородицы, наряду, например, с Фатимой, место обретения высокочтимой более четырёх столетий иконы).
  7. «Внутренняя Турция» в каждом макрорегионе (речные и озерные пляжи + круглогодичные аквапарки и термальные комплексы + шопинг). Сейчас таковой формируется в Казани вместе с Лаишевским районом и гигантским Камским устьем (40 км шириной).
  8. Владивосток и Приморье (въездной туризм).
  9. Космический туризм после создания Национальной орбитальной космической станции – после 2024 года.

Для внутреннего и въездного туризма  Удмуртии эти гипотетические точки роста не принесут пользы, более того – оттянут на себя часть существующего потока.

О «Золотом кольце»: истинные причины феномена

Новые межрегиональные кольца (Восточное, Серебряное, Приволжское и т. д.) – одна из ставок в современной политике развития российского туризма. Поэтому ниже приведено столь детальное доказательство неповторяемости этого удачного опыта. Все бесспорно успешные турпродукты в России, кроме Золотого кольца, Транссиба и речных маршрутов, – это туристические продукты в одном регионе.

Коллективным экспертным разумом были собраны как минимум 15 причин бурного старта «Золотого кольца» в начале 1970-х, которых нет у нынешних межрегиональных колец и ожерелий.

  1. Логистическая «близость» Москвы.
  2. Огромные инвестиции в реконструкцию Суздаля 1965 года.
  3. Введение пятидневной рабочей недели с высвобождением ещё одного выходного дня по постановлению 1967 года.
  4. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС 1969 года «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране».
  5. Единственный разрешённый экскурсионный маршрут по православным храмам.
  6. Волна интереса к культуре средневековой Руси.
  7. «Золото» в названии (это повышающий коэффициент в России – есть масса примеров).
  8. Транспортная связанность узлов маршрута.
  9. Инвестиции в расшивку «узких мест» единого проекта – по линии ВЦСПС (проработка с 1968 по 1971 гг.).
  10. Труднодоступность организованных баз отдыха.
  11. Ограничения по личному транспорту для самостоятельных поездок на отдых за город.
  12. Гениальный ВЫБОР базовых восьми городов автором идеи – журналистом «Советской культуры» Юрием Бычковым (8 из 15 населённых пунктов, которые он проехал в ходе журналистской командировки).
  13. Начало и окончание маршрута – в Москве.
  14. Профицит бюджета, вызванный резким скачком мировых цен на нефть в начале 70-х, что позволило финансировать строительство новых городов даже на Крайнем Севере и развивать «Золотое кольцо» в том числе.
  15. Отсутствие альтернативы – единственный образцовый экспортный «вылизанный» маршрут. Использовался для приёма по разнарядке делегаций из дружественного соцлагеря, что влияло не только на сам турпоток, но и повышало притягательность маршрута для внутреннего туризма.

Удмуртии не стоит засматриваться на объединённые приволжские маршруты. Они либо бесперспективны, либо принесут бенефит более сильным туристическим регионам.

О матрице внутреннего туризма в России

Столетний опыт развития туризма в нашей стране показывает, что существует определённая матрица туристических проектов, которые могут быть повторены и реально повторяются в большом числе других регионов. К сожалению, у нас гораздо большим вниманием и славой пользуются уникальные нетиражируемые турпродукты, которые объявляются образцовыми. Многократные попытки повторить «уникальный образец» заканчиваются однообразно и нерадостно.

Итак, гипотеза о матрице туризма в российских регионах

В большом числе регионов есть следующие 25 успешных туристических форматов:

  1. Горнолыжные курорты.
  2. Бальнеологические курорты.
  3. Инфраструктура туризма выходного дня – особенно рядом с крупными городами.
  4. Из пункта 3 – многофункциональная туристическая популярность одного из районов, прилегающих к столице региона (в Якутии – Ханагаласский улус, в Воронежской области – Рамонский район, на Камчатке – Елизовский).
  5. Главная многодневная ярмарка региона, которая притягивает к себе и различные форматы культурной активности, и туристов, как правило, на месте исторической ярмарки.
  6. Резиденция местного Деда Мороза (другие новогодние персонажи не заменяют Д. М.).
  7. Комплексный семейный турпродукт с посещением зоопарка/океанариума, тематического парка, технических и научных музеев и т. д.
  8. Стоянки круизных теплоходов.
  9. Круглогодичный термальный комплекс с большой вариативностью типов бань.
  10. Пляжный – насколько это возможно – отдых (море, озеро, река, затопленный карьер и т. п.).
  11. Мемориальные музеи писателей и художников (музыкантов и композиторов в этом списке нет).
  12. Художественная галерея с возможностью временных выставок, в том числе выставок-продаж произведений местных художников.
  13. Фестиваль местного культового товара/продукта/рыбы/растения.
  14. Молочный фестиваль.
  15. Ключевой и уникальный национальный праздник, понятный по содержанию внешним участникам (якутский праздник встречи солнца Ысыах поэтому частенько называется якутским Новым годом, чтобы было понятнее гостям, хотя он проходит в конце июня).
  16. Ключевое событие всероссийского значения, отражающее одну из главных специализаций и уникальностей территории (водные феерии «Алые паруса» в Питере и «Крылья востока» во Владивостоке, бикини-спуски на Шерегеше и на Красной поляне).
  17. Нишевой кинофестиваль (анимационный фестиваль).
  18. Многодневный культурный фестиваль (в Ярославле – Волковский, в Воронеже – Платоновский, в Вешенской – «Шолоховская весна»).
  19. Многодневный Open Air фестиваль различной направленности.
  20. Реконструкторские фестивали.
  21. «Брендовый» беговой марафон или полумарафон.
  22. Туристические и экологические тропы.
  23. Мероприятия годового цикла народных и религиозных праздников (около 20).
  24. Рыбалка.
  25. Охота.

Удмуртия не имеет ни возможностей приграничных турпотоков, ни транспортных преимуществ, ни культурных объектов-магнитов, ни приморского побережья, ни объектов природы, достойных внесения во Всемирный список наследия ЮНЕСКО. Именно поэтому, на мой взгляд, Удмуртии нужно полнее использовать ресурс успешной матрицы регионального туризма, во многом уже воплощённой на её территории.

Как учит нас одноимённый фильм и его главный герой – Нео, вырваться за пределы матрицы можно лишь достигнув определённых успехов внутри неё. В этом и есть суть своеобразного неотуризма – не пытаться сразу реализовать небывалый мегасуперпроект или первым повторить потрясающий зарубежный стандарт, который почему-то десятки лет толком не приживается в России, а на нынешнем этапе старательно и всё более качественно растить то, что ежегодно всходит и приносит плоды на российской земле.  Разумеется, с учётом региональных преимуществ и приоритетов.