В рамках каждого учебного года сфера образования решает стратегические задачи. Новая реальность потребовала от образовательного сообщества генерации особых усилий, а главное — открытости к глобальным перезагрузкам. Насколько сфера готова к радикальным перестройкам и что в целом ждать от учебного года 2020-2021, рассказывает начальник Управления образования Администрации г. Ижевска Наталья Гвоздкова.

— Наталья Геннадьевна, какое влияние пандемия оказала на сферу образования?

— Современный период поставил перед сферой образования новые вызовы. И это не только диджитализация, переход на технологии дистанционного обучения. Прежде всего, это вызовы адаптационные, ментальные, проверяющие на готовность к трансформациям всех участников процесса — образовательных учреждений, ученического, родительского сообществ. 

Мы получили вызовы, а вместе с ними – важнейшие вопросы. Как эффективно выстроить онлайн-обучение, как грамотно наладить систему, отслеживающую результат дистанционного образования, как с максимальным результатом включить в процесс ребёнка, обеспечить вовлечённость родителей? И главное – как не снизить качество образования. 

— Как решаются эти вопросы?

— В любых условиях нужно быть гибкими, уметь перестраиваться на прогрессивные платформы. Отмечу, что для многих образовательных учреждений Ижевска формат работы онлайн не был революционным. В городе есть немало успешных практик в сфере дистанционного обучения. Мы видим это, например, по воспитательной работе, в сфере инклюзивного образования. Хорошо показывают себя учреждения допобразования, их можно назвать флагманом перехода «на цифру».     

Наша задача – консолидировать современные практики, мобильно переориентировать на них педагогические коллективы. Отмечу, что новый учебный год – это год управленческих команд. Педагоги продолжат сотрудничество с ведущими федеральными экспертами, спикерами, обучающими лучшим практикам, выводящим на высокий образовательный результат. Продолжатся проекты, масштабирующие компетенции педагогов, в том числе «Взаимообучение городов», «Эффективный руководитель».

— Насколько готово к новшествам дошкольное образование?

— Есть желание, есть возможности, но здесь есть барьер в плане нехватки у педагогов компетенций по подготовке дистанционных заданий. А вот использование интерактивных, мультимедийных технологий – это уже давно часть непосредственно образовательной деятельности. 

Ещё одна задача — развивать детей дошкольного возраста даже в условиях внешних ограничений. С учётом эпидемиологической ситуации запущен виртуальный сервис «ДОШКОЛЬНИК ONLINE». Здесь опубликованы занятия, которые могут реализовать как педагоги в дистанционном формате, так и родители.

Какие проекты запланированы на учебный год?

— Проектный портфель ёмок, отмечу основное. Отдельного внимания заслуживает проект «Особый ребенок в обычной школе: «Гибкий» класс», он призван создать условия для качественной педагогической, психологической, социальной помощи детям с ОВЗ.

По-прежнему важна профориентация учащихся. Наши партнёры в этой сфере – АО «ИЭМЗ «Купол», Ижевский филиал Всероссийского государственного университета юстиции. Большие надежды возлагаем на проекты «Инженерный класс», Инженерно-технологический класс», «Биоинженерный класс», «Медицинский класс», «Агрокласс», «Предпринимательский класс «Бизнес-РостОК!», STEAM — образование.

Что в целом ожидаете от учебного года?

— Многие называют период временем проблем. Я бы назвала его «эпохой» задач. Главное – интеграция для их решения педагогического сообщества, эффективная отработка новой повестки администрациям учреждений, обеспечение результативного вхождения в инновационную зону всех участников процесса. И, конечно, стратегическая цель – высокое качество образования.