Налоговый ниппель

В Удмуртии меняется налоговая политика. С одной стороны, предпринимателям обещан «зелёный свет» и ряд льгот, с другой – готовятся новые законопроекты, которые могут увеличить нагрузку на бизнес. Насколько эти меры повлияют на деловой климат?

В ручном режиме

Александр Бречалов, глава Удмуртии:

– Наша декларация о партнёрстве с бизнесом не претерпит изменений. Ни в коем случае мы не будем говорить с позиции силы. Сейчас прогнозируем доходную часть республиканского бюджета на 2018 год и можем оценить ситуацию по предприятиям, особенно тем, которым активно помогаем. Если видим, что выручка увеличивается, объёмы растут, а отчисления в бюджет остаются на уровне 2014 года, наверное, это не по-партнёрски.

И возникает вопрос, почему предприниматели, которые работают на территории республики, платят налоги в других регионах? Мало того: некоторые из этих предприятий пытаются получить у нас поддержку. Обращаются с просьбой содействовать в получении субсидии, льготного кредита. Мы включаемся – и только на третью неделю выясняем, что интенсивно помогаем Татарстану.

Я знаю, что есть несколько сюжетов, когда предприниматель был вынужден уйти из-за трений (с налоговыми органами/ – Прим. ред.). Мы по каждому случаю сейчас разбираемся. Если понимаем, что это улица с двусторонним движением, я даю гарантии: переводитесь, платите налоги – дадим «зелёный свет». Уверен, что налогового прессинга у нас не будет, если и мы, и вы будем выполнять «правила игры». 

Александр Свинин, и. о. первого заместителя председателя правительства УР:

– Удмуртию посетила рабочая группа Минфина РФ. У нас было поручение провести ревизию эффективных и неэффективных налоговых льгот, в том числе для бизнеса.

Нами разработаны два проекта региональных законов. Первый с 2018 года вводит льготную ставку в 5% для предпринимателей, выбравших упрощ`нную систему налогообложения (УСН) «доходы минус расходы». Есть предложение применять эту льготу целенаправленно к компаниям приоритетных отраслей: сельское хозяйство, IT-технологии, культура, спорт, здравоохранение, а также к резидентам государственных и муниципальных бизнес-инкубаторов и технопарков, чтобы стимулировать развитие небольших промышленных предприятий. В более рентабельных отраслях ставка будет установлена на уровне 10–15%.

Вторая инициатива предполагает продление на три года действия нулевой процентной ставки для ИП, применяющих патентную систему налогообложения. Льгота будет достаточно актуальна для предпринимателей, работающих в сфере социальных услуг. 

Людмила Ниязова, руководитель Удмуртского регионального отделения Партии налогоплательщиков России:

– Пока заявления о возвращении предпринимателей, ушедших в другие регионы, остаются на уровне деклараций. Другое дело, если это будет облечено в какие-то договорённости между налоговой службой и компаниями. У крупных налогоплательщиков отношения с фискальными органами всегда индивидуальны. При выполнении определённых условий они освобождаются от проверок, что прекрасно известно заинтересованным лицам.

Налоговые преференции, безусловно, хороши для действующих предпринимателей. Но сомневаюсь, что это поможет привлечь в бизнес новых игроков. Команда Александра Бречалова говорит о двукратном росте отчислений в республиканский бюджет за пять лет. Понятно, что такой объём налогов не собрать с уже действующих предпринимателей – ставку сделают на появление новых. Но сегодня немногие готовы открыть свой бизнес. Люди видят, что предпринимательство затратно и рискованно, его сложно «рекламировать». Раньше по инициативе Минэкономики УР для десятиклассников проводили серию занятий об открытии своего дела. Дети посещали предприятия, общались с предпринимателями, разрабатывали бизнес-планы. Однако потом на этот проект перестали выделять бюджетные средства… Для роста малого бизнеса нужно вести курсы для молодёжи со школьной скамьи, создавать больше пунктов для подготовки предпринимателей.

Зульфия Фазульянова, председатель комитета «Деловой России» по бюджету, налогам и финансам, директор аудиторской компании «Заря»:

– Мы внесли предложение установить льготную ставку для предприятий приоритетных отраслей, выбравших УСН, на уровне 3% для объекта налогообложения «доходы», а для остальных – 6%. На мой взгляд, данный механизм будет более прозрачен как для самого налогоплательщика, так и для налогового органа.

Налоговый кодекс давно дал право региональным властям применять льготную ставку. Но в одних субъектах РФ она действует, в других – нет. В ряде регионов для предприятий отдельных видов деятельности для УСН с объектом налогообложения «доходы» ставка составляет 4%, в Камчатском крае – от 1 до 6% в зависимости от категории, в Кемеровской области – 3%, в Курской – 5%, в соседнем Пермском крае – 1% (образование, здравоохранение, социальные услуги, научная деятельность) и 4% (гостиницы и общепит). При этом в Башкирии и Татарстане никаких льгот нет.

Считаю, что они, безусловно, нужны, но должны быть точечными, чтобы не возникало злоупотреблений со стороны предпринимателей. Возможно, многие сегодняшние проблемы решило бы введение единой системы налогообложения, когда все предприятия платят единый налог, а отдельные категории получают льготы. Сейчас действует много систем, что даёт определённое пространство для манн`вров – таких, как дробление бизнеса. А массовое администрирование предприятий дорого, и его фискальная эффективность невысока. 

Андрей Петухов, директор ГК «Глобал»:

– Одна из наших компаний при открытии попала под действие «налоговых каникул». Они действительно помогли её развитию, хотя изначально я в это не верил.

Чтобы соблюсти баланс между благоприятным деловым климатом и ростом отчислений в бюджет, необходимо заблаговременно просчитывать экономический эффект от каждого нововведения. Однако я не считаю, что в Удмуртии самая тяжёлая налоговая нагрузка. При правильном планировании бизнеса вполне можно успешно работать. 

Бремя увеличат

Одновременно Минэкономики УР разработан проект закона, который предполагает отмену ряда налоговых льгот как для бизнеса, так и для граждан, а также повышение транспортного налога. Этот документ может быть вынесен на рассмотрение на одной из ближайших сессий республиканского парламента. 

Анатолий Строков, и. о. вице-премьера УР:

– В Удмуртии ставки транспортного налога – одни из самых низких в Приволжском федеральном округе. И они не повышались 11 лет. Относительно их размера пока идёт внутреннее обсуждение. Окончательное решение примут в Государственном Совете, но с учётом наших пожеланий.

Что касается льгот по имущественным налогам, давайте называть вещи своими именами. Они были введены для определённых компаний и интересны опредёленным собственникам. Есть влиятельные люди, которые и будут лоббировать льготы в дальнейшем. Но мы недополучаем огромнейшие денежные средства. Поэтому планомерная работа с имущественным комплексом будет вестись. 

Ксения Степанищева, старший юрист Коллегии адвокатов г. Москвы «Ковалёв, Тугуши и партнёры»:

– Увеличение ставок транспортного налога – это мера, очевидно ведущая к пополнению регионального дорожного фонда. В отношении налога на имущество речь идёт о его «привязке» к кадастровой стоимости объектов недвижимости, что уже закреплено в действующем законе. При этом следует отметить, что этот механизм калькуляции налога на имущество был введён ещё в 2015 году, с 2018-го планируется пополнить перечень облагаемых таким образом объектов, например, жилыми домами, а в дальнейшем – иными объектами.

Существует целый ряд объективных критериев, которые анализируют потенциальные инвесторы и предприниматели на этапе принятия решения о вложении средств в регионе. Среди них – наличие инфраструктуры и ресурсов, действующая система законодательства в соответствующей области, а также налоговая система. Налоговые льготы являются только одним из таких критериев, которые оцениваются в совокупности. Новые инициативы призваны обеспечить общую сбалансированность бюджетного процесса и гибкость региональной налоговой системы. Речь идёт скорее об упразднении не оправдавших себя с течением времени налоговых преимуществ.

Кроме того, сами поправки в действующие законы в настоящее время остаются на уровне инициатив, которые ещё предстоит рассмотреть Госсовету республики. Для развития бизнеса на местном уровне и увеличения доходной части бюджета требуется проведение целого комплекса мероприятий, в том числе направленных на эффективность сбора и мониторинга неналоговых поступлений (например, аренда муниципального имущества), повышение качества межведомственного взаимодействия местных органов и налоговой дисциплины, которая, в свою очередь, зависит от финансового благосостояния налогоплательщиков. То есть это сложный и многогранный процесс, который не сводится только к установлению новых ставок отдельных налогов. Это скорее «дорожная карта», включающая в себя много этапов и ставящая целью не только рост поступлений в бюджет, но и улучшение качества бизнес-процессов и инвестиционного климата в регионе.

Читайте также: