В январе 2022 года в столице родникового края планируется открытие первого частного музея мотоциклов. Называться он будет «Ижевский мотомузей Кожушковых». В этот музей вы не только пожелаете сходить сами, но и позовёте с собой родных и близких. «У моего папы было хобби – он собирал мотоциклы по всей стране, а потом в мастерской своими руками чинил, восстанавливал и реставрировал, – рассказал журналу «Деловая репутация» основатель музея бизнесмен Павел Кожушков. – Делом чести было восстановить все незаконченные экспонаты, которые он не успел доделать, и открыть музей, чтобы каждый желающий мог прикоснуться к истории». 

Дедов Калач

Интерес к технике – это семейное, то, что передалось по папиной линии. С техникой ещё дед любил возиться. Когда он вышел на пенсию, его потянуло на юг, и он уехал в Калач-на-Дону (Волгоградская область, излучина реки Дон). Городок маленький, провинциальный, но легендарный – Калач сыграл важную роль в Сталинградской битве. Я ездил к деду каждое лето, помогал ему по дому, а он разрешал мне на мотоцикле покататься. Первым моим «железным пони» был мопед «Рига-26», потом я пересел на «Муравей» – это такой грузовой трёхколёсный мотороллер, в хозяйстве вещь незаменимая. В Ижевске сесть за руль возможности не было, а в Калаче катайся – не хочу, поэтому летних каникул ждал с особым нетерпением. «Муравей» и «Рига» – часть музейной экспозиции. Они до сих пор в хорошем состоянии, краска чуть пооблупилась, зато заводская, родная. Чтобы вы знали, сохранённая краска увеличивает историческую ценность экспоната.

Кстати, по поводу краски. Отцовский спортивный мотоцикл «ИЖ К-15» 1981 года покрашен в неоригинальный золотой цвет – тогда это, по всей видимости, было писком моды. Мы его решили оставить в том виде, каком он есть, пусть будет золотым.

Давай за «ГАЗ»!

На самом деле, к мотоциклам папа пришёл не сразу – карьеру реставратора техники он начал с автомобилей. Его первой большой удачей стал ГАЗ-67, один из символов Победы. Американцы называли его «Иван-Виллис», потому что наш ГАЗ был очень похож внешне на их «Виллис» – тоже с вырезами вместо дверей, только лучше и надёжнее. Выбор папы был легко объясним – мечта детства. Но воплотить мечту в реальность оказалось очень непросто – как выяснилось, найти ГАЗ-67 в нормальном состоянии практически невозможно. Уцелели единицы, которые стали музейными ценностями. Папа собирал «газон» буквально по клише, вместе с ним работала целая команда специалистов. Потратил на реставрацию около двух лет, но своего добился – потом выезжали на нём 9 мая, на парад Победы, радовали ветеранов.

Смена стратегии

Однажды в разговоре с отцом авторитетный любитель ретро-техники обронил: «Артём Николаевич, коллекционеры всё сметают, скоро заготовок на восстановление совсем не останется». После этого разговора коллекционная стратегия у папы поменялась, он стал закупать старую технику и мотоциклы. У них есть один очень существенный плюс – они занимают меньше места, мотопарк значительно компактнее автопарка.

Уже один внешний вид мотоциклов, которые теперь собирал папа, доставлял эстетическое удовольствие. Когда он отреставрировал первый советский мотороллер «Вятка ВП-150» производства Вятско-Полянского машиностроительного завода – точную копию итальянского мопеда «Веспа», я подумал: «Вот это вещь!». Мне тоже захотелось подключиться к процессу, но по разным причинам, в первую очередь из-за занятости на работе, помочь получалось в основном на уровне «привези-отвези». Но я и этому был рад.

ИЖ какой!

Папа мечтал собрать всю интересную ему линейку мотоциклов «ИЖ». Я эту концепцию поддерживаю и продолжаю по мере сил. Насколько же они были легендарные, насколько востребованные! У нас в коллекции есть «ИЖ Планета Спорт» 1978 года в потрясающем состоянии – это личная история нашего реставратора Александра Коробейникова. Ему я всегда пою дифирамбы, перехвалить его невозможно. Когда папы не стало и я продолжил реставрационное дело, Саша мне очень помог – он, мастер «золотые руки», сразу возглавил процесс. Без него этого музея просто не было бы. Кроме того, что он великолепный специалист, Саша очень надёжный товарищ.

У «ИЖ Планеты Спорт» японские поворотники и рычаги управления. Поясню, что это не новодел, так и было задумано: в модели этого мотоцикла применялись детали из Японии.

Каждый экспонат несёт богатую историю. Вот «ИЖ-49» 1951 года – первый экспортный советский мотоцикл. Прототипом его послужил немецкий мотоцикл DKW, оборудование для производства которого было вывезено советскими властями после победы над фашистской Германией. Мы потратили на восстановление около года, собирая по винтику. Что ещё добавить? Прародитель «ИЖ-49», редкий и легендарный «ИЖ-350», в экспозиции обязательно будет, аккурат перед открытием. Идём дальше…

Эхо войны

Некоторые экземпляры в нашей коллекции совершенно уникальные. Только что мы говорили про DKW, вот полюбуйтесь – экземпляр, выпущенный в 1938 году: отлично сохранились цифры на шильдике, подтверждающие его дату рождения. Система амортизационной вилки уникальнейшая, на резинках. Немцы называли эти мотоциклы «маленьким чудом». Маленькие да удаленькие, они успели послужить Вермахту. С началом войны все мотоциклы в Германии были призваны на военную службу. Конкретно этот мотоцикл «участвовал» в наступлении на Москву и был брошен при отступлении. Мы пытаемся сейчас, насколько возможно, восстановить эту историческую цепочку. Учитывая педантичность немцев, по номеру шильдика мы можем узнать даже фамилию солдата, который на этом мотоцикле ездил. Как он появился в коллекции, пусть останется тайной.

Все экспонаты мне очень дороги, но если выбирать самый-самый, назову BMWR35. Мотоцикл совершенно потрясающий. Я долго уговаривал отца: давай сделаем. Он отнекивался: «Давай, но не сейчас, потом». Так и не успел. Это тоже военный мотоцикл. Скажу больше, модель R-35 была основной двухколёсной машиной Вермахта, во время войны BMW-R35 широко использовался в пехотных подразделениях, полиции, медсанбатах. Но этот мотоцикл не воевал, он 51-го года выпуска. Сохранён в родной окраске – по принципу коллекционирования мы его не перекрашивали. Родное кожаное сиденье, но некоторые детали пришлось заменить. Руль, например, это новодел. А вот принцип рычагов остался прежний. Мотоцикл полностью технически исправен, даже придирчивые реставраторы после близкого знакомства с ним не найдут явных изъянов.

Не продаётся!

Для меня это увлечение, которое сложно измерить деньгами – всё затевалось не с целью выгодной продажи. Но, скажу откровенно, запросы на выкуп поступают регулярно: продайте мотоцикл вот этот, вот тот. Отвечаю, что до открытия музея об этом не может быть и речи. Однако у меня нет желания распродавать экспонаты и после открытия. Некоторые наши мотомузеи из разных уголков страны уже предложили меняться экспонатами на время – и вот эти варианты я готов рассмотреть.

Мы можем предложить, кому это интересно, возможность в будущем реставрировать «под заказ», у нас всё-таки действующая реставрационная мастерская. Правда, она замкнута на одном специалисте и работает не так быстро, зато исключительно качественно. Сколько на один экспонат уходит времени? В среднем – полгода. Ценник «плавает». Есть реставрации, которые переваливают за полмиллиона. Можно сделать дешевле, но тут вся прелесть в мелочах. Есть уникальные вещи – крышки, краники от бензобака, фонарики, переключатели, которые могут стоить бешеных денег, если это оригинальная деталь. Человеку непосвящённому кажется, что отреставрировать, скажем, мотоцикл «Урал», чтобы он выглядел как новенький, можно от силы за 50 тысяч. По факту – от 300 тысяч. Не все готовы выкладывать такие суммы и ждать по полгода или больше.

Канильо подскажет

Хочу поблагодарить всю команду музея за любовь к проекту и проделанную работу, Фарита Губаева, председателя Гордумы Ижевска, за помощь словом и делом. Отдельное спасибо семье – любимой супруге и сыну за поддержку, помощь и терпение. Именно поездка с семьёй в Европу подсказала, что нужно делать дальше в музейном направлении, вдохнула жизнь. Когда мы приехали в Андорру, это где-то между Испанией и Францией, оказалось, что в горнолыжном посёлке Канильо есть удивительный музей мотоциклов, в котором собраны по-настоящему уникальные экспонаты. Мне понравилось там буквально всё, начиная от мотоциклов и заканчивая визуальным оформлением музея. Я сфотографировал практически каждый метр. Именно тогда появилась визуализация проекта, я понял, каким хочу видеть свой музей. Что получилось, скоро увидите сами. Скажу лишь, что с музеем в Канильо общего не так много.

Ждите сюрпризов

Мы планировали выставить на открытии музея 25 моделей, но с учётом того, что мотоциклы с колясками достаточно габаритные, не исключено, что их будет чуть меньше. Всего в коллекции порядка 50 мотоциклов, и я вас уверяю, что каждый из них рано или поздно своего часа дождётся.

Интересный момент, на который я тоже хотел бы обратить внимание: коллекция будет представлена не только двухколёсными мотоциклами, но и трёхколёсным «Муравьём», и четырёхколёсной двухместной мотоколяской, более известной в народе как «инвалидка». Сколько ей лет, не скажу, и изначально мы её не планировали выставлять в музее.

Есть ещё мотоциклы, которые я принципиально не анонсирую: мы рассчитываем на определённый эффект неожиданности. В Удмуртии таких экспонатов точно нет, это я заявляю со всей ответственностью.