К продвижению региона в Удмуртии в последнее время активно подключают соцсети. Практически с первого дня своей работы в регионе руководитель республики Александр Бречалов настойчиво рекомендовал главам муниципалитетов завести аккаунты в соцсетях, чтобы быть более открытыми для общественности. В интернет-пространстве появились хэштеги #сделановУдмуртии, #инвестируйвУдмуртию, #Удмуртия_территория_спорта #Удмуртиязаряжает и т.д. Заговорили о необходимости «формирования моды на регион», поскольку внутренний туризм для региона – «точка роста».

В качестве инструментов для формирования моды на Удмуртию и позиционирования её как «части глобального мира» используются, в том числе, пресс-туры, в которые приглашают журналистов, а теперь к этому подключили инста-блогеров.

Ижевские тренды

Группа журналистов уже приезжала в республику прошлой осенью. Акул пера пригласили познакомиться с туристическим потенциалом региона. Первые лица республики долго рассказывали журналистам о том, какие мероприятия планируется провести в Удмуртии, тогда же было озвучено, что Удмуртия станет первым регионом России, где пройдут Всероссийские спортивные любительские игры. Предполагалось, что по итогам тура журналисты опубликуют свои впечатления об Удмуртии и сделают ей своеобразную рекламу.

Но без антирекламы тогда, увы, не обошлось. Так, в одном из популярных в Москве и Петербурге изданий после этой поездки вышла заметка, повествующая об унылых буднях  ижевчан и про одинокого крокодила Гену, потерявшего своего вечного спутника Чебурашку:

«Главный город Удмуртии Ижевск на первый взгляд может показаться совсем не туристическим. Местные жители встают с рассветом и идут работать на заводы: Ижевск является оружейной столицей, здесь развиты оборонное и машиностроительное производства. Уже после восьми вечера улицы города пустеют, а найти круглосуточный магазин в случае острой надобности не так уж просто. Здесь нет высоток в 20 этажей, а город разделён искусственным прудом: по одну сторону стоит оружейный завод, по другую живут его работники. <…> В Ижевске знаменитый крокодил Гена является своеобразным символом города. В центре стоит памятник ему: довольно худощавый герой сидит на скамейке, закинув ногу на ногу. Правда, без своего вечного спутника Чебурашки».

С нами блог

Совсем недавно в Удмуртию приезжали уже не журналисты, а именно блогеры. В республику привезли девушек, популярных в «Инстаграмме», при поддержке – что неожиданно – Минсельхоза Удмуртии.

На самом деле девушки познавательно-развлекательно пишут про моду, красоту и путешествия и имеют тысячи подписчиков. Но пригласили их в Удмуртию в рамках федерального проекта «Три молочных продукта в день» от некоммерческой организации «Союзмолоко». Миссия проекта – популяризировать потребление молочных продуктов.

Этот проект уже не первый год существует в России, но за пределы Московской и Ленинградской областей он вышел впервые. «Замечательная идея по поводу популяризации молока. К нам приедут блогеры со всей России. Мы им покажем наши фермы, нашу переработку молока. Не можем не показать и нашу колоритную республику – Тол Бабай нас обязательно будет ждать. Будет очень интересная встреча с диетологом, которая развеет все сомнения по поводу того, что молоко употреблять необходимо», — анонсировала визит Ольга Абрамова, министр сельского хозяйства и продовольствия УР. Она подчеркнула, что проект не решает накопившихся в сельском хозяйстве и молочной отрасли проблем, но послужит хорошим инструментом пиара для её продукции.

Удмуртия в итоге стала первым регионом, куда приехали «блогеры со всей России». Но собралось всего шесть девушек: по две из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. В программе было заявлено, что с ними встретится и глава Удмуртии Александр Бречалов, однако он, в конечном итоге, пообщаться с девушками не смог.

При непосредственном участии и всесторонней поддержке профильного министерства в Удмуртии даже открылся филиал для продвижения проекта «Три в день». На базе филиала планируется и дальше реализовывать этот образовательный проект. «Образовывать» будут именно потребителей, объясняя им, что пить молоко – это здорово и очень полезно.

«Ольга Абрамова проявила интерес, и Минсельхоз Удмуртии не просто поддержал этот проект, но и создал свой филиал в Удмуртии. Что будет происходить в рамках филиала, конечно, зависит от Министерства сельского хозяйства, но в большей степени от сообщества предпринимателей молочной индустрии в регионе», — рассказала координатор проекта «Три молочных продукта в день» Виктория Керская.

«Сейчас рекламируется, что пить молоко не модно. Когда наши дети вырастут на такой рекламе, пить молоко будет уже просто некому», — считает Ольга Абрамова, ссылаясь на данные статистики: за последние 20 лет уровень потребления молока и молочной продукции в России снизился до 250 кг при минимальной рекомендованной медицинской норме в 325 кг на человека в год. Виной тому отчасти считается антимода на молоко и молочные продукты.

А спонсор кто?

Куратор федерального проекта за круглым столом с представителями предприятий молочной отрасли пыталась обсудить форматы возможного сотрудничества, предлагая предпринимателям спонсировать те мероприятия, которые будут в соцсетях и в СМИ популяризировать потребление молочной продукции (в том числе, например, подобные блог-туры). По её словам, масштабность проекта напрямую зависит от суммы вложений.

«Когда мы пришли к Ольге Викторовне, мы сказали, что производители внутри региона могут сами для себя определить формат финансового участия. Может, это будет по 10 тыс. рублей – о’кей, пропишем на это какие-то активности, будет отчёт по всем тратам. Если вы захотите работать с большими масштабами, активность будет более широкая.
Для нас важна активность, которую вы делаете», — рассказала она участникам круглого стола. Она пояснила: даже если предприниматель становится спонсором проекта, его конкретный бренд всё равно не рекламируется.

«Вот к нам часто в федеральный проект пытаются зайти компании и спрашивают: «Хорошо, мы дадим вам деньги, где о нас расскажут?». Мы отвечаем: «Нигде про вас не скажут». Они говорят: «А зачем нам тогда давать вам денег?» Ну, потому что если вы вложите эти деньги в свой маркетинг и расскажете о своем бренде, через год получите 500 новых человек, лояльных к вашему бренду. А если вы вложите эти деньги в наш проект, то и через 10 лет вы продолжите продавать свой продукт, потому что образование молодёжи как потребителей сейчас находится на крайне низком уровне. Авторитеты у молодёжи немного сдвинуты, они прислушиваются к тем, кто популярен в Интернете. Именно с ними мы работаем в социальных сетях», — рассказывала Виктория Керская представителям молочной отрасли Удмуртии. При этом организаторы проекта признали, что «антимолочная» мода, которая, по их словам, идёт волной по стране, Удмуртии коснулась не так уж сильно.

Но это представителей отрасли не сильно убедило и не побудило в одночасье поддержать тему и стать спонсорами проекта. По их мнению, спрос на молоко падает не от того, что потребителям кто-то «поправляет» мозги по поводу вреда молока, а просто из-за того, что люди из-за уровня жизни, который «оставляет желать лучшего» и из-за снижения покупательской способности не могут купить себе качественную молочную продукцию без растительных жиров. И проблему снижения покупательской способности, которая влияет на снижение спроса, программа «Три в день» не решает.

«Итоги нашей встречи пока нельзя назвать абсолютно успешными. К сожалению, не все переработчики пришли к мнению, что лучше вложить сегодня 10 руб. в образование потребителя (этим занимаемся мы), чем вложить 10 руб. в свой маркетинг, собственную рекламу и учить потребителя завтра», — резюмировала куратор федерального проекта Виктория Керская.

Так или иначе, первая партия блогеров, призванная на помощь переработчикам, которые не увидели в ней нужды, побывала в Удмуртии и провела в республике три чудесных дня. Они побывали в АО «Путь Ильича», на «Шарканском льнозаводе», на производственных площадках ООО «Шарканский трикотаж», в рыбном хозяйстве «Пихтовка» и весело гостили у Тол Бабая. Девушки остались очарованы красотой родникового края и гостеприимностью жителей республики. Блогеры не расставались со своими телефонами и честно от души формировали моду на потребление молока и «моду на регион». В их объективы попадали буквально каждое поле с цветами и каждое дерево. Всё это тут же выкладывалось в Инстаграм и собирало тысячи «лайков» от их подписчиц.

По словам руководителя филиала «Три в день» в Удмуртии Яны Вахрушевой, это была «обкатка» проекта, и следующую партию блогеров планируется привезти в республику уже осенью.