Потенциал для экспорта у предприятий есть, важно захотеть и суметь им воспользоваться.

– На сегодняшний день одна из главных проблем наших предпринимателей – страх и неуверенность в себе. Мы со своей стороны делаем всё, чтобы изменить это. Поэтому очень важны истории успеха. Для многих работа с зарубежными компаниями кажется несбыточной мечтой, но мы должны понимать, что это реальность, которая происходит уже сегодня. У нас есть множество примеров, когда республиканские предприниматели не просто выходят на российский рынок, а уверенно заявляют о себе и за рубежом. В ряде отраслей наши компетенции таковы, что продуктами из Удмуртии интересуются и закупают в странах Персидского залива и Западной Европы. Надеюсь, с каждым годом подобных примеров будет больше.
Ещё одна важная деталь – это маркетинг. Тут мы серьёзно проигрываем даже соседям. Банально, но нашим предприятиям не хватает знания иностранных рынков. Сегодняшний курс валют вкупе с доступом к основным ресурсам и нашими компетенциями в машиностроении и ИТ позволяют нам создавать конкурентоспособные на мировом уровне продукты, но важно не просто сотворить их, а правильно позиционировать, уметь продавать, чувствовать потребности инвестора. Пока такой опыт и знания есть не у всех.
Выход на любой иностранный рынок – это не разовая акция, которую легко можно реализовать за короткий период. Как правило, это трёхгодичный цикл, и всё это время основное предприятие должно «кормить» своего новорождённого экспортёра. Существенных затрат требуют международная сертификация, защита патентов за рубежом и открытие представительства. Не все предприятия обладают запасом ресурсов для этого. Наша задача – предоставить этот финансовый ресурс на приемлемых условиях.