Страх – это нормальная реакция здорового человека на неопределённость. Но кто-то от этого, что называется, «присаживается». Если это состояние не преодолевается, то человек так и остаётся «на коленях»: даже наступающая благоприятная ситуация не подымает его, у него только притупляется ощущение коленопреклонённости. Другое дело, когда естественная жажда жизни преодолевает в человеке страх, – это тоже нормально для здорового (во всех смыслах) организма.

Любой руководитель находится на «канате», который держится на двух описанных опорах, – страхе и жажде жизни. Только это уже не уровень личностных переживаний, хотя они так воспринимаются. Это уровень организационных переживаний за жизнеспособность организации. Ключевой вопрос – как не стать их заложником, когда не человек управляет обстоятельствами, а обстоятельства им.

Что сегодня волнует собственника?

Уже много веков подавляющее большинство собственников банально заботится о сохранности своей собственности, меньшая часть – и о приращении. Совсем небольшая часть использует собственность как ресурс для достижения долгосрочного успеха. В данном случае неважно, какого успеха, личностного или…

Что их волнует? Степень предсказуемости будущего. Какого будущего? Для кого-то оно ограничивается двумя-тремя годами, для кого-то – большим периодом. В зависимости от прогнозируемого будущего собственники пытаются (стараются) строить свой бизнес.

Бизнес всегда даёт поводы для ощущения страха, но знание ситуации придаёт уверенность в собственных решениях. Другими словами, уверенность придают знание и умение это знание применять так, чтобы обеспечить устойчивый успех в прогнозируемом будущем.

Ни один собственник не испытывает страха, если уверен, что:

  • он знает перспективы своего рынка,
  • он знает, когда выйти из умирающей отрасли, чтобы вложиться в отрасль, мягко выскажусь, «неумирающую».

Почему сегодня так силён страх потери выстроенного годами детища? Может быть, потому, что собственник, руководитель не управляет теми процессами, которые приводят к воздействию на его бизнес?

Что делать в этой ситуации?

Любой собственник-бизнесмен обязан знать, что есть факторы, подконтрольные ему, и есть факторы вне его полномочий. Что делает грамотный собственник-бизнесмен? Он воздействует на факторы своего окружения, чтобы они создавали благоприятные условия для его бизнеса (собственности). Некоторые из факторов внешней среды ни при каких условиях не могут быть вам подконтрольны, или стремление к их подконтрольности экономически не оправданы (о политических мотивах я умолчу).

Реальный бизнес всегда находится «в новых условиях»: каждый деловой цикл – это новые условия, для которых требуется грамотное прогнозирование.

Условия нынешней весны – это форс-мажор.  Но, как можно заметить, не для всех бизнесов он стал кризисной ситуацией. Те, кто уже переживал кризисы, а они с определённой периодичностью возникают с 1985 года, спокойно воспринимают и эту пандемию.

Управление в условиях кризиса (которое не совсем грамотные люди именуют антикризисным менеджментом) в своём распоряжении имеет много инструментов, и сокращение деятельности – не самый основной среди них.

Повторюсь, для тех, кто умеет прогнозировать, режим самоизоляции не является проблемой. Сегодня не война, и не развал экономики 1990–1993 годов. Те, кто быстро привыкает к комфортным условиям ведения бизнеса, всегда впадают в кризис. У грамотно построенного бизнеса нет периодов комфортности, есть постоянное стремление находиться на грани баланса между устойчивостью и хаосом, т. е., между желаниями всё упорядочить, отточить и жаждой организационных изменений.

Как вы понимаете, балансировать на грани – это всегда быть в организационной форме, иметь эластичные мышцы, поддерживающие скелет, который именуется организационной структурой, в оптимальном состоянии.

Кризис это возможность?

Прошу понять правильно – в кризисе нет возможностей. Как замечательно отмечал классик, он всегда возникает в головах. Если вы не можете оценивать свой рынок, не в состоянии выполнить грамотное позиционирование в своей отрасли, то ни один кризис не пройдёт мимо вас.

Посмотрите, кто и как ведёт себя в последние два-три месяца: кто-то привычно пытается зарабатывать на глупости и жадности, а кто-то избавляется от организационного «жира», возникшего в период «сытости». Возможности держать такой тонус существуют всегда, но в «сытости» у нас нет времени на организационную «зарядку», нужно успевать деньгу заколачивать!

Грамотно построенный бизнес (читай – грамотное управление собственностью) никогда не позволит себе организационное ожирение, поскольку оно лишает компанию динамизма, а тут совсем недалеко и до гиподинамии. Не забывайте: любая организация – это не «швейцарские часики», а живой организм, который требует постоянной натренированности на преодоление препятствий.

Возможно, часть условий, в которых бизнес оказался сейчас, сохранится и после снятия ограничительных мер. Как правильно учесть это в построении бизнеса в будущем? Дам универсальный совет: нужно всегда находиться в тонусе, тогда то, что для кого-то станет проблемой, для хорошо натренированной организации будет легко преодолимым препятствием.

Кто-то этот совет воспримет банальностью, кто-то – пустословием, но для понятливого человека это станет только подтверждением его правоты.

Удачи нам всем в бизнесе и сохранении (преумножении) собственности!

Предлагаем

  • Для неуверенных – диагностику,
  • Для самоуверенных – организационный анализ
  • Для уверенных, но не очень – разработку программ развития.

Мы готовы принять активное участие в разборе ситуаций и нахождении пути движения, который приведёт к долгосрочному успеху. Разберём и соберём, сделаем апгрейд, научим делать вещи по-новому, поддержим в режиме реализации.

Контакты