Администрация Ижевска в финансовой политике, похоже, стала заложником «синдрома отличника». При плачевном бюджетном раскладе с растущей кредиторской задолженностью и муниципальным долгом ситуация преподносится стабильной. Более того, финансовая проблема вуалируется, приближающийся коллапс выдаётся за «рабочие моменты», и всё это напоминает собственноручное копание долговой ямы, ставящее под удар благополучие города.

Патовость ситуации раскрывает руководитель депутатской фракции КПРФ Гордумы Мария Бобылева. Выражая компетентное мнение, она ставит главную цель – обратить внимание администрации и депутатов на всю серьёзность положения, вызванную низким качеством бюджетного планирования.

– Мария Геннадьевна, члены фракции КПРФ и вы лично неоднократно поднимали проблему неэффективности муниципального финансового менеджмента, нарушения бюджетного законодательства. И, что не менее важно, называли индикатором ухудшения дел в финансовой сфере города бюджетную недостоверность.

– Ситуация с управлением муниципальными финансами действительно близка к критической. Для членов фракции КПРФ и лично для меня она – из разряда «это ненормально».

Финансовая политика администрации на протяжении последних лет – это недальновидное бюджетное планирование, непринятие во внимание реальных финансовых возможностей муниципалитета, финансовое «авось», когда живут не по средствам, берут не взвешенные расходные обязательства и, как следствие, не выполняют их.

Чтобы понять, из чего исходит такая оценка, достаточно взглянуть, с какими показателями Ижевск завершает очередной финансовый год и с каких планов он начинался.

Доходная часть бюджета на 2017 год (с учётом множества поправок) принималась в размере 4,9 млрд руб. собственных доходов. К чему подходим сегодня? Муниципалитет заявляет показатель 4,4 млрд рублей.

Как видим, образовался пробел… И внушительный – 500 млн рублей. О чём это говорит? На эту сумму увеличится кредиторская задолженность муниципалитета!

Что самое интересное, показатель прогнозируемых собственных доходов в 4,9 млрд руб. изначально не был обоснован администрацией. То есть при утверждении бюджета цифру озвучили для того, чтобы соблюсти предельные показатели и сказать: «У нас всё хорошо». Такая финансовая политика – ненормальное явление!

– Вы прогнозировали это?

– Конечно, члены фракции КПРФ говорили, что показатели, с которыми выходит администрация, неадекватны. Уже тогда было понятно, что город не обеспечит предполагаемые показатели дохода и что расходы будут гораздо больше, чем заложено в бюджете. В тот момент они уже были на пределе.

Мы всячески подчёркивали, что необходимо максимально сократить расходы, эффективно сработать в части оптимизации. Именно по нашей инициативе, поддержанной председателем Гордумы, была создана антикризисная рабочая группа по оптимизации бюджета-2017. Однако администрация смогла свести на нет и эту работу. Всё ушло в бюрократию и чиновничью волокиту. В итоге группа работала зря.

Между тем был целый ряд источников, которые могли бы обеспечить приток бюджетных средств. Например, увеличить доходную часть вполне возможно было за счёт решения вопросов с земельными участками. И наша фракция выходила с такими инициативами. Цена вопроса по одному лишь такому участку составляла минимум 50 млн рублей. Что сделала администрация в этом случае? Она согласовала уступку прав аренды участка площадью почти 9 га (!) третьему лицу без проведения торгов. Город от этого не получил ничего!

Второй пример – организация платных парковок. Во многих городах такая практика существует, и она открыла дописточник муниципальных доходов. Однако администрация Ижевска не только не идёт по этому пути, но даже отказывается от проведения торгов о предоставлении в аренду мест под платные автостоянки, а опять же согласовывает арендаторам сумму арендной платы в четыре-пять раз ниже рыночной, теряя при этом минимум 15 млн руб. и ставя под угрозу жизнь и здоровье граждан, вынужденных проживать в непосредственной близости с рядом автостоянок.

Ещё один пример. Ряд муниципальных предприятий имеют источники внебюджетных поступлений, однако не отчитываются о таковых. То есть средства идут мимо «кармана» города. Наша фракция разбирается в ситуации. Депутаты давно отмечали необходимость проведения ревизии в данной части. И это вновь вскрывает пробелы в работе администрации.

Мы также неоднократно предлагали отказаться от такого инструмента, как депутатские наказы. Хотя бы частично – в пользу действительно проблемных областей, экстренно нуждающихся в финансировании. Это, например, ремонты в дошкольных учреждениях. Есть детсады, находящиеся в аварийном состоянии, угрожающем жизни и здоровью детей. Почему не направить средства, заложенные для исполнения депутатских наказов, в этот сектор?

Предложения только от нашей фракции могли бы увеличить доходы бюджета на 65 млн рублей. Плюс оптимальное использование депутатских наказов (а это 67,2 млн) позволило бы решить проблему с аварийным состоянием детсадов, компенсацией расходов на льготное питание, частичным погашением кредиторской задолженности муниципальных предприятий. Но администрации, видимо, проще и легче обратиться с «протянутой рукой» в правительство УР…

Сегодня под угрозой – не только исполнение инвестпрограмм, но и тех обязательств, которые есть у города, – своевременная выплата заработной платы, перечисление налогов, оплата коммунальных услуг и т. д.

– Ситуация как-то вскрывается?

– Депутаты, работающие в балансовой комиссии, видя финансовую отчётность муниципальных предприятий, бьют тревогу. Практически все крупные предприятия на грани банкротства! Однако администрация предпочитает замалчивать и этот факт, идя на крайние меры – предоставление недостоверной финансовой отчётности, неотражение в протоколе комиссии замечаний и предложений депутатов.

Дальше – больше. Администрация продолжает идти по пути вуалирования высокого дефицита, чтобы вновь сказать: «У нас всё хорошо».

А что такое дефицит? Это кредиторская задолженность, по которой тоже есть предельные показатели. И здесь снова – двойное дно. Просроченная кредиторская задолженность не должна быть выше 30% собственных доходов. Но администрация не желает огласить её в полном объёме. Это значит, что игры с искусственным нивелированием проблемы продолжатся… В итоге скрытая кредиторская задолженность перейдёт на следующий год. Это некий «снежный ком» проблем, который, как рентген, высвечивает финансовое неблагополучие муниципалитета.

– Прошли «нулевые» чтения бюджета на 2018 год…

– Здесь мы также не увидели системно проведённой работы! Данные по главному финансовому документу года были предоставлены в урезанном формате. Мы не получили информацию о размере кредиторской задолженности, по объёму дефицита, о реальных потребностях в деньгах распорядителей бюджетных средств.

При защите проекта бюджета стало ясно, что не проведена существенная работа по увеличению доходной части, оптимизации расходов. В целом нет глобального подхода.

– В чём вы видите корень зла ситуации?

– Ещё раз отмечу – неэффективность финансового планирования. Кроме того, администрация города надеется на помощь республиканского бюджета. Политика «протянутой руки» – это неверно. Обсуждать с руководством республики финансовую политику и финансовое состояние города, безусловно, надо, но в рамках решения таких вопросов, как, например, исполнение инвестиционной программы по строительству и реконструкции системы водоснабжения и водоотведения в городе, решение проблемы «обманутых дольщиков» и т. д.

Фракция КПРФ обращается с таким посылом к администрации города. Первое: нужно озвучить реальное положение дел. Второе: определиться с финансовой политикой муниципалитета. И третье: открыто обсуждать с депутатами все варианты вы хода.

У города есть обязательства, и их надо выполнять. Именно потому фракция заявляет о критичности ситуации и важности скорейшего преодоления барьеров.