Марина Рудольская. Запросы времени

Определение ценностей жизненного пути и выбор профессии – одна из основных задач современной школы. Овладение способами решения проблем и активная жизненная позиция позволяют выпускникам «тридцатки» на пороге взрослой жизни чувствовать себя так же уверенно, как и в школьных стенах.

Прогресс и технологии постоянно вносят коррективы в нашу жизнь. Современная школа должна использовать новые возможности во благо. Школа будущего – школа высоких технологий, и научить ребёнка добывать нужную информацию в огромном информационном пространстве необходимо сейчас, чтобы в дальнейшем он мог эффективно развиваться.

В нашем лицее мы стараемся своевременно реагировать на запросы времени. Работа с информацией – это только одно из направлений. Каждый кабинет лицея оснащён интерактивным оборудованием с выходом в Интернет, что даёт возможность организовать обучение на современном уровне. В следующем учебном году мы совместно с АО «Белкамнефть» откроем специализированные классы: потребность нефтегазовой отрасли в специалистах высокого уровня постоянно растёт. Таким образом, к основным традиционным направлениям лицея – физико-математическому, биолого-химическому и социально-гуманитарному – прибавится ещё и нефтегазовое. Считаю важным, чтобы ребёнок в стенах родного лицея мог получить максимально возможный спектр специализаций для будущего профессионального самоопределения.

Для успешной социализации в мировом поликультурном пространстве необходимо знать несколько иностранных языков. В настоящее время лицеисты имеют возможность изучать два иностранных языка – английский и немецкий, со следующего учебного года для учеников пятых классов мы вводим изучение по выбору трёх дополнительных иностранных языков – испанского, итальянского и китайского. Наш лицей является городским центром методических инициатив и ресурсов по языковому образованию и обеспечивает широкий спектр работы в этом направлении.

Основными показателями результативности обучения, согласно государственным стандартам, должны стать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий и корректировать их. Каждый лицеист должен в полной мере овладеть рефлексивной культурой. Как республиканская инновационная площадка, лицей реализует проект «Разработка и реализация технологии проектирования траектории личностного развития обучающихся с использованием web–ресурсов», помогая сформировать активное, ответственное отношение к построению личностной образовательной траектории. Мы создаём для каждого лицеиста информационно-сетевой ресурс – дневник саморазвития «Конструктор мечты».

Навыком будущего считается умение работать в команде, коммуникативная культура человека. Развитие эмоционального интеллекта – ещё один запрос времени и точка нашего развития. Мы планируем присоединиться к проекту «Сбербанка» по развитию эмоционального интеллекта, причём системная работа будет направлена на совершенствование и преподавателей, и обучающихся.

В современных условиях особое значение приобретают новые учебные дисциплины, такие как «Финансовая грамотность», призванная научить школьников управлять доходами. Это не теория в чистом виде, уроки направлены на изучение финансовых продуктов, системы налогообложения, кредитования, с консультациями специалистов банков и финансовых структур. Многолетнее сотрудничество нашей школы с «Ижкомбанком» помогает оптимально выстраивать обучение.

Ежегодно учащиеся нашего лицея вместе со своими педагогами выезжают в языковые центры Фолкстона, Солсбери, Кентербери (Великобритания) для совершенствования навыков владения английским языком. Стал традиционным Фестиваль музыкальной драмы для начальной школы The Best English of All Englishes («Самый английский английский»). Для участия в фестивале приглашаются команды учащихся начальных школ Удмуртии. Ежегодный проект Oxford World Theatre – программа театральных постановок на английском языке под руководством Джона Пэрри (Великобритания) –помогает лицеистам разных возрастов успешно взаимодействовать, овладеть навыками сценической культуры, совершенствовать языковые компетенции.

В настоящее время учитель призван не только дать детям запас знаний, но и развивать самостоятельность и критичность мышления школьников, порой педагогам перестроиться не так просто. Удачным решением проблемы считаю сочетание опыта педагогов со стажем с энергией молодых специалистов, которыми в этом году значительно пополнился наш коллектив. Для организации совместной эффективной работы мы ввели систему наставничества. Также наши педагоги ежегодно выезжают на стажировки в Москву, Казань, Сочи, в языковые центры Великобритании и Германии. Привезённые оттуда идеи и проекты мы внедряем в стенах лицея.

Реалии современной жизни требуют от любого человека наличия у него черт характера, которые раньше всегда считались прерогативой лишь избранных. Детям, живущим в стремительном «сегодня», просто необходимо быть немного лидером. Активная жизненная позиция «тридцатников» формируется в разнообразных социальных практиках, в работе школьников в системе самоуправления лицея, участии в детских общественных движениях. Всё это формирует человека, готового к вызовам современного общества, способного эффективно решать не только учебные, но и жизненные задачи и позитивно преобразовывать действительность. Считаем главной задачей лицея воспитать творца: творца своей жизни, творца новой общественной реальности, личность думающую, с глубоким, философским уровнем осмысления мира, свободного, активного человека, стремящегося к прогрессу и совершенствованию.

Читайте также: