Марат Баширов. Направления послания

В послании Президента России далеко не личный мотив Владимира Путина является доминирующим. Мотивирующей является необходимость переоценить систему органов власти в России. Конституция, принятая в 1993 году, по которой мы живем с небольшими правками до сих пор, принималась в условиях вооруженного противостояния Верховного Совета и президента Ельцина. Фактически это была мини-гражданская война, и когда Ельцин одолел парламент, мы получили Конституцию, которая подразумевала очень сильную президентскую власть.

 

Новые Думы

Сегодня в президентских полномочиях сконцентрировано практически все, что касается и законодательства, и исполнительных полномочий, и силового блока, плюс внешняя политика, которая, впрочем, там и должна быть.

В итоге у нас выхолощенный парламент, который в одно время даже называли «бешеным принтером», штамповавший законы, проекты которых ему шли из правительства на 99%. При этом в Конституции закреплено право парламента заниматься законотворчеством, но все попытки Володина и Матвиенко в этом направлении наталкивались на жесткое сопротивление правительства Медведева.

Что сейчас предложил президент. Парламенту возвращается его законопроектная функция в большем объеме, сразу все вернуть не получится, компетенции пока нет. Для усиления роли Госдумы также вводится фактически партийное голосование за кабинет министров и премьера. Кадровая политика меняется принципиально. При этом у президента остается право отправлять руководителей исполнительной власти в отставку.

Сейчас партийная жизнь расцветет новыми красками. Полномочия, которые появятся у следующего созыва, гораздо более мощные, интересные. В партии пойдут новые люди.

У «Единой России» как правящей партии будет серьезный пересмотр кадровой политики. Если вы сами собираетесь писать законы и контролировать их исполнение, а контрольная по отношению к правительству функция у парламента тоже появляется, то они обязаны укрепляться, и мы увидим совершенно другого качества депутатов в составе «Единой России» на следующий созыв. Этот шанс упускать нельзя, и вряд ли они его упустят.

Другой вопрос, что Госдума получит эти полномочия и сможет ими воспользоваться только если президент после 2021 года и до 2024 года решит вдруг отправить правительство в отставку вместе с премьером. Именно правительство, а не отдельных министров. А также если изменения не будут иметь отложенного действия и полномочия согласовывать правительство не перенесутся на 2024 год после выборов Президента РФ. Хотя не исключаю, что такой эксперимент может быть проведен еще до 2024 года, исходя из каких-то соображений.

 

Образ власти

Вторая часть изменений — укрепление Совета Федерации через консультации по прокурорам. Важная новация, укрепляющая прокурорский надзор, дистанцирующая его от региональных особенностей и связей.

Следующая новация — это Госсовет. Пока это самая загадочная по части неизвестности принципов его формирования и полномочий. Знаем, что туда будут входить все губернаторы, но роль и статус пока не очень понятны. С одной стороны, это должна быть часть исполнительных органов, с другой стороны, он внутри президентского института. Если его статус будет закреплен в Конституции, значит, это уже не консультативный орган, как, например, Совбез.

Последняя новация — Конституционный суд получит право предварительно оценивать любой закон в части соответствия его Конституции. Это надзорная функция, а сегодня он действует по заявлению физического лица или организации. До сих пор в Минюсте, в Генпрокуратуре оценивали с точки зрения общего духа законодательства и поправок в законы нормативные акты, но это, по сути, внутренняя работа правительства внутри себя. А теперь часть этого функционала будет над правительством, над Госдумой и, кстати, над президентом в виде новых полномочий Конституционного суда.

Весь пакет, думаю, примут уже в этом году. Ведь когда мы говорим про трансферт, то это связано не с интересом президента Путина, а с интересом его противников. Они надеялись, что процедура оформления новой системы власти будет затянута и в этом процессе они получат возможность оппонировать напрямую президенту. В новой конструкции оппонировать им придется многоцентричному образу власти, где полномочия разделены между Госсоветом, Конституционным судом и парламентом. А бюджетная система укрепляется через систему единой публичной власти. Стремительность принятия решений направлена на снятие рисков противостояния. Никто не ожидал такой скорости и таких кардинальных изменений.