Побывавший в Удмуртии в рамках литературного фестиваля «На Родине П. И. Чайковского» главный редактор «Литературной газеты» – одного из старейших в России СМИ – поэт, прозаик, публицист Максим Замшев  поделился с журналом «Деловая Репутация» своим мнением о плюсах и минусах цифровизации в литературе и журналистике в России.

Сейчас для многих людей характерно клиповое мышление – привычка получать информацию в коротких форматах. Появляется так называемая «фейсбучная распущенность» – стремление к потреблению необязательного, развлекательного контента. В содержании «Литературной газеты» мы не допускаем случайных элементов, поскольку хотим дать людям возможность провести время с удовольствием за чтением длинных текстов. «Литературная газета» должна не просто информировать, а делать человека лучше, поэтому мы публикуем мало новостей даже в электронной версии издания. Нам говорили: «закрывайте бумажные богодельни, выпускайте СМИ только в Интернете». Бесспорно, в цифровизации литературы много плюсов: больше удобства, быстрый доступ к информации. Но я против тезиса о том, что «цифра» эффективней. Развиваться должны все виды платформ. Нельзя принуждать к чтению интернет-ресурсов человека, предпочитающего печатную прессу. Проигрывают СМИ, которые слушают подобные советы и остаются без печатной версии. Мы видим пример «Московской правды» – газета полностью ушла в Интернет и снизила уровень своего влияния. Кстати, в Европе не умирают печатные СМИ. Наоборот, их тиражи растут. Был момент, когда они пытались «перейти в цифру», но практика показала, что без «печатки» далеко не уйдёшь.

Когда произведение попадает в серьёзную печатную прессу, появляется осознание: именно эти вещи редакционный коллектив отобрал, подготовил выпуск как некое целое, которое нужно воспринять как фактор общественной жизни. Газету легче дочитать как целостный медиа-продукт. В Интернете есть масса отвлекающих факторов: реклама почта, уведомления. Интернет обезличивает, мешает сосредоточиться и понять, что ты читаешь нечто, созданное людьми. Да, мы можем быстро найти в поисковой системе какой то текст. Но зачастую мы даже не будем видеть его первоисточник.

Если затрагивать тему печатных СМИ, то можно отметить: человек в кафе с газетой выглядит более стильно, чем с гаджетом. Если раньше «модный» телефон был атрибутом богатого человека, то теперь это признак ребёнка или человека с невысоким доходом. Состоятельные люди постепенно отходят от гаджетов, понимая, что для воспитания и развития личности это не самая хорошая история.

Казалось бы, какая разница, как читать, главное – что ты читаешь. Но система Интернета и цифровых устройств выводит на случайный контент. Поэтому мы за то, чтобы читатель мог выбрать сам: читать ему интернет-версию или печатную газету. За то, чтобы жизнь человека сделать прекрасной, показать ему то, что он до этого момента не знал: какие в России пишут замечательные стихи и литературные истории, создают сюжеты, какие выходят новые книги. Среди этого многообразия каждый сможет найти что-то интересное. Мы всегда за длинное, фундаментальное, медленное, вдумчивое чтение, а не просто вырванную строку из статьи с условным заголовком «Киркоров развёлся».

В конце концов, мы за то, чтобы человек затруднялся ответить: кто его любимый писатель. Задача просвещения – из множества вариантов предложить ему выбрать более подходящее для его натуры произведение. Когда широта этого выбора растёт – человек развивается. Легко ответить на вопрос о любимом писателе тому, кто читал лишь одного. Люди с большим литературным кругозором затрудняются сразу дать ответ. 

Поэт, прозаик, публицист, главный редактор «Литературной газеты»