Лифт дальше не идёт?

«Вертикальный транспорт» ищет финансового «донора». Давно и малоуспешно. Лифты требуют замены, однако средства для модернизации скудны. Регионы нащупывают выход. Удмуртия на фоне других пока более уверенно выбирается из этого лабиринта.   

В республике успешно реализовали факторинговую программу по модернизации лифтов во многоквартирных домах (МКД). С привлечением льготных банковских средств, благодаря поддержке Фонда ЖКХ в домах было заменено более 40 «подъёмников». Такой прорыв пришёлся на 2017 год. Но похоже что, совершив его, регион может вновь скатиться на дно в решении проблемы с обновлением лифтового оборудования.

В Удмуртии по-прежнему требуют замены порядка 2 тыс. лифтов, и если реновация не произойдёт, положительные аспекты, достигнутые сегодня, будут перечёркнуты. Многие в отрасли надеются на пролонгацию сотрудничества с банками. Привлечение льготных заёмных средств – один из немногих способов обновить фонды. У собственников и управляющих компаний, по сути, мало других реальных возможностей, обеспечивающих «лифты без рисков». Между тем именно они ответственны за состояние общего имущества МКД, и именно им приходится разбираться с ситуацией.

В заложниках у коммунальных обстоятельств находятся, конечно, не только жители Удмуртии. Причины того, почему оборудование изнашивается, продолжается эксплуатация небезопасных объектов, и есть только минимальное количество мер против лифтовой головоломки, пытаются объяснить эксперты.

Лифты без «лифтинга»

– Чуть менее 80% лифтов, если говорить в целом о российских регионах, являются на сегодняшний день потенциально опасными. И, соответственно, требуют замены, – считает руководитель отдела сертификации Машин и Оборудования ООО «СЕРКОНС» Константин МИХАЛЕВ. – Корни проблемы различны, но главная, полагаю, в том, что государство отстранилось от её решения. Оно, в сущности, переложило всю ответственность за надёжную работу лифтов на собственников. Именно они несут расходы по капитальному ремонту помещений многоквартирных домов, в том числе по замене всех эксплуатируемых механизмов.

Учитывая огромную задолженность, существующую в части оплат услуг ЖКХ, можно сказать, что перспектива замены лифтов становится ещё более туманной: ремонтники, обслуживающие лифты, исправно пишут акты о необходимости замены аварийных механизмов, однако средства им не выделяются по ряду объективных причин.

Хотя, если затрагивать тему причинно-следственных связей и выискивать ключевой фактор, вызвавший проблему, надо отметить следующее. Согласно поправкам к ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которые вступили в силу 15 марта 2013 года, из списка опасных объектов были исключены «вертикальный транспорт», подъёмные платформы для инвалидов и других маломобильных групп населения, эскалаторы, пассажирские конвейеры. То есть они вышли из категории опасных производственных объектов, и контроль со стороны Ростехнадзора в их отношении, по крайней мере, в прежнем объёме, был исключён. До сих пор нет единого мнения о том, кто должен при действующем законодательном поле осуществлять госконтроль за безопасной работой лифтов. Между тем, без своевременной замены подъёмных механизмов, назначенный срок службы которых истёк, возрастает вероятность аварийных ситуаций. И риски возникновения таких инцидентов увеличиваются с каждым годом.

Несколько по-иному расставляет акценты, поясняя причины ситуации, руководитель юридического отдела по вопросам ЖКХ ООО «ГК Димарт» Артём КОЛЧИН:

– Существует комплекс факторов, которые вызывают «лифтопад» и объясняющих, почему не производится своевременная замена лифтов. Основным считаю «перебрасывание» ответственности за состояние оборудования между управляющими компаниями и специализированными организациями, которые по договору осуществляют техническое обслуживание. Эти безответственные пасы усугубляются ещё и так называемыми панибратскими отношениями между указанными субъектами. Соответственно, управляющие компании не следят за тем, как специализированная организация выполняет обслуживание лифта, ежемесячно подписываются акты выполненных работ. И всё благополучно, правда, лишь «на бумаге», и до тех пор, пока что-нибудь не случится.

С одной стороны, в больших городах есть множество компаний, которые занимаются обслуживанием лифтов. С другой стороны, их никто не контролирует. Государству необходимо взять на контроль такие технически сложные объекты, как лифты, осуществлять раз в год комплексное обследование лифтов, лицензировать деятельность по техническому обслуживанию. Ранее их приёмка осуществлялась специальной комиссией, в присутствии представителя Ростехнадзора, соответственно, был контроль со стороны государства. Сейчас такой практики нет.

Мультириски – это необъективно

На фоне общей, не вполне обнадёживающей оценки экспертов выделяется такой факт. Характерен он локально для Удмуртии. Надзорные органы, пожалуй, впервые за последнее время приводят оптимистичную статистику. Специалисты Западно-Уральского управления Ростехнадзора, курирующие Удмуртскую Республику, отмечают, что в регионе снижается количество нарушений, выявляемых при эксплуатации «вертикального транспорта». А также улучшается «фон» аварийности по объектам лифтового хозяйства.

В 2017 году, если проводить сравнения с 2016-м, число нарушений снизилось на 400 отметок. Уровень лифтового ТО, напротив, несколько возрос. Более того, за последнее десятилетие не допущено аварийных ситуаций, связанных с работой «внутридомового» транспорта. Это, кстати, серьёзный показатель, особенно если учитывать статистику с «лифтопадом», которая имеется в других регионах.

Однако, по классике жанра, контролирующие структуры, несмотря на общую удовлетворительную оценку, апеллируют к негативным цифрам. Напоминая вновь о том, что в Удмуртии требуют замены порядка 2 тыс. лифтов.

Понятно, что Ижевск в рамках республики — лидер со знаком «минус» по числу небезопасных подъёмников. 30 лет без ремонта – такой удел постиг порядка 600 лифтов, эксплуатируемых в многоквартирных домах города. Есть регламенты, которые предписывают: объекты следует привести в порядок до 2020 года. Если они будут нарушены, весь парк в 600 единиц попросту встанет с дальнейшими очевидными проблемами для собственников.

Плата за спокойствие

Исполнительный директор «Деловой России» Ирина ПОНОМАРЁВА наполняет тему конкретным контентом:

– Колоссальные растущие риски  – в таком контексте принято обсуждать в последнее время тему безопасности лифтов. Да, сложности в этой сфере существуют, но, думаю, надо говорить не о том, что есть угрозы и они возрастают, а предпринимать конкретные шаги. Что, в принципе, и делается сегодня организациями республики, отвечающими за сферу ЖКХ, совместно с властью.

Эту тандемную работу можно назвать сложной в том плане, что ранее массовая замена лифтового оборудования в регионе не проводилась. Осуществлялись так называемые реставрационные мероприятия в отношении подъёмного оборудования, которые можно сравнить с поверхностным косметическим ремонтом. И они, конечно, не решали проблему.

Сегодня в республике есть понимание того, что требуется глобальное обновление фонда. В Удмуртии хорошо показала себя программа замены лифтового оборудования, финансируемая с участием Фонда содействия реформированию ЖКХ, с привлечением кредитных средств на льготных условиях. Со стороны Фонда и банка собственникам было обеспечено выгодное поле для сотрудничества. В его рамках успешно произведена замена 46 лифтов.

Планируется, что в ближайшее время профильная программа будет возобновлена. Для региона это, безусловно, позитивный сигнал, если в особенности учитывать факт того, что сегодня в республике эксплуатируется 3364 лифта, и к 2020 году поставлена задача масштабного обновления действующего парка.

Сообщество управляющих компаний региона, действительно, показывает готовность к мобильному решению вопроса.

– В настоящее время для жителей домов, находящихся под управлением ЖРП № 8, проводятся отчётные собрания, – рассказывает директор ООО «ЖРП8 ГРУПП», депутат Госсовета УР Фарит ГУБАЕВ. – Собственники получают полную информацию о плановых работах, проводимых в МКД. Также обсуждаются актуальные вопросы, разрабатываются планы на будущее. В числе обсуждаемых – и вопрос замены лифтового оборудования. Граждане очень активны. Они высказывают готовность комплексного обновления лифтов в своих домах. Понятно, что для этого требуется большой объём средств.

Считаю, что общая ситуация в лифтовом хозяйстве Ижевска стабильна. Лифты в многоквартирных домах работоспособны. Высказывания надзорных органов о ненадлежащем состоянии лифтового фонда – это сигнал к более активной работе по модернизации, а не показатель системной проблемы.

Надеемся на дальнейшую поддержку Фонда содействия реформированию ЖКХ, привлечение льготных банковских средств для замены лифтов – очевидно, что коммерческие кредиты жителям попросту не по плечу. Если будет предоставлена возможность субсидирования процентной ставки по кредиту, к примеру, на уровне 7%, то жильцы будут брать эти кредиты на срок три-пять лет, проводить не точечную, а комплексную замену лифтов.

Читайте также: