Указ президента Удмуртии о моём назначении на должность по предложению общественных объединений предпринимателей республики был подписан 15 ноября 2013 года. За это время вместе с предпринимательским сообществом и властями многое удалось сделать, но ещё больше работы – в планах.

За весь период – от начала работы по сентябрь текущего года – к нам поступило 546 письменных обращений от предпринимателей. Большинство из них были просьбами о восстановлении нарушенных прав и содействии в защите законных интересов. По 151 обращению предпринимателям были восстановлены нарушенные права, остальным оказана бесплатная юридическая помощь. Мы участвовали в 31 судебном процессе на стороне предпринимателей, и в большинстве из них удалось доказать нашу правоту. Мы смогли решить многие системные проблемы в нормировании предпринимательской деятельности, не допустив ухудшения условий ведения бизнеса в Удмуртии. Был реализован ряд законодательных инициатив на федеральном уровне, в том числе через внесение предложений в доклад, который готовится для президента России.

Есть успехи, можно сказать, и на международном уровне. Удмуртия вошла в число 15 пилотных регионов, которые взаимодействуют с экспертами Совета Европы в обобщении практики по антикоррупционным направлениям. У нас есть положительный опыт по закупкам, который, возможно, будет транслироваться в другие регионы.

Но думаю, что самое главное, чего удалось добиться, – предприниматели поверили в этот институт. Очень ценно, что по работе, которую мы проводим пятый год, мы получаем от них хорошие отклики. На последнем общественном совете положительные оценки высказали руководители всех предпринимательских объединений. Люди понимают, что здесь будут стараться защитить их права и что их мнение будет услышано и может на что-то повлиять.

Обратная связь и доверие предпринимателей – это очень важная часть работы. Одним из её инструментов служит Совет при уполномоченном. Актуальные проблемы, которые ежегодно «набрасывают» предпринимательские объединения, мы открыто обсуждаем, самые актуальные из них выбираем для включения, например, в доклад президенту. Видя, что я выполняю свои обязательства, что их мнение может на что-то повлиять, предприниматели участвуют в работе Совета. В целом же увеличение общественной активности предпринимателей констатировать, к сожалению, сложно. Если мне на встречах рассказывают: «я раз писал, два писал замечания – а их никто не учитывает, власти принимают нормы так, как считают нужным», то сложно потом упрекать людей за пассивность и недоверие. Думаю, что если предприниматели будут верить в то, что их позиция может быть услышана и вслед за ней последуют фактические изменения, – наверное, тогда они будут активнее выражать свою точку зрения.

В регионе надо смотреть на узкие, болевые точки – их надо «расшивать», принимать решения, и главное – доводить это до бизнеса. Если обратная связь будет установлена, то активность предпринимателей увеличится. Любой совет должен быть интересным и результативным для его участников. Важный шаг, что на последнем совете при главе была добавлена тема инвестпроектов. Предприниматели увидели, что власть развернулась к ним лицом в плане обсуждения интересных проектов. Возможно, стоит рассматривать на этом совете дополнительные направления. Например, информировать бизнес о предстоящих изменениях. Потому что не всегда предприниматели владеют оперативной информацией, а она очень важна для планирования их деятельности.

Мы стараемся сделать для защиты интересов предпринимателей то, что в наших силах. Но нужно смотреть правде в глаза: нельзя сказать, что ведение бизнеса в Удмуртии, в России стало комфортнее. Мы ежегодно проводим опрос предпринимателей по оценке ведения бизнеса. К сожалению, что несколько лет назад, что при последних исследованиях она остаётся невысокой и примерно на одном уровне. По последним опросам – это 2,5 из 5. Конечно, не «единица» и не «двойка», но ещё есть к чему стремиться. Данные федеральной статистики ещё более печальные. До 80% владельцев готовы продать своё дело. Зная, с какими проблемами сталкивается бизнес, понимаешь, что у многих действительно нет желания этим заниматься.

Есть и ещё один показательный факт: видя, как мучаются родители, многие представители нового поколения не стремятся идти в предприниматели. Сам я, конечно, несмотря на все трудности, не стану отговаривать детей, если они решат заниматься бизнесом (это интересная разноплановая деятельность), но государство должно стоять лицом к предпринимателям. Ему нужно идти в том направлении, чтобы люди хотели быть бизнесменами.

Почему популярность этой сферы снижается? На это влияет много разных факторов, нюансов, которые можно обсуждать долго и подробно. Бремя на бизнес не уменьшается – это факт. И связано это и с налоговыми условиями, и с административным давлением, которое не получается эффективно снижать. Предпринимателям в России не хватает стабильности в условиях ведения бизнеса, установленных государством. В Швейцарии и Англии правила, регулирующие ведение бизнеса, установлены уже столетиями – а у нас они меняются семь раз на дню. Те силы, которые можно было бы направить на развитие, предприниматели тратят на то, чтобы оставаться на плаву. Изменения, естественно, необходимы, но они должны быть плавными. Должны быть понятные, стабильные, комфортные условия ведения бизнеса.

Предприниматели работают на свой страх и риск – об этом говорят регулярно во всех госорганах. Но одно дело – риск коммерческий, другое когда он возникает со стороны государства, причём не всегда оправданный. Снижение рисков – это тоже одно из направлений, по которому надо двигаться. Считаю, что со стороны государства, скорее, даже нужно меньше регулирования. Надо просто не мешать. И чтобы были установлены налоги, которые предприниматель мог бы спокойно заплатить именно от заработанных денег, а не от своего имущества.

Поэтому работы впереди много, и нужно пытаться сообща решать эти вопросы. Из наиболее важного и сложного – снижение административного давления. У нас сегодня 2 млн обязательных требований к бизнесу, часть из них даже сами контролирующие органы считают невыполнимыми. При этом рядом есть положительный пример: Казахстан оставил не более 40 тыс. обязательных требований к бизнесу. Конечно, не должны расти налоговые и неналоговые платежи. Это мнение высказывает и президент. Но где-то точечно мы видим, что такое увеличение происходит. И тут надо, может быть, оперативно менять законодательную базу.

Планов много…

Но, к сожалению, сейчас численность аппарата уполномоченного далека от оптимальной: если сначала в нём было четыре человека, то в апреле этого года количество сокращено до двух. Сегодня фактически в аппарате работает один человек.

Мы неоднократно обращались к правительству с пожеланиями о том, что нам необходимы в штате семь человек. Для сравнения, в Ярославской области, регионе меньших размеров, в аппарате уполномоченного более 10 человек, если взять наших соседей – Башкирию, Пермский край, Свердловскую область – в каждом тоже больше десяти сотрудников.

Должен ли быть отдельный госорган по защите прав предпринимателей? Я всё-таки считаю, что это даёт больше независимости. Сейчас есть инициатива правительства отдать обеспечение работы уполномоченного под аппарат главы Удмуртии – и мы рассчитываем на то, что он возьмёт на себя юридическое, аналитическое сопровождение. Надеюсь, после завершения реструктуризации работа будет проводиться эффективнее. За эти годы мы приобрели необходимый опыт, и я уверен, что в дальнейшем работу удастся активизировать, сделать более успешной.

Я работаю на этой должности не столько ради собственных благ, сколько для того, чтобы делать полезное людям, – от этого получаешь больше удовлетворения, чем от зарплаты. Мы понимаем, что, оказывая реальную помощь, мы делаем благое дело. Очень ценно, что большинство общественных организаций предпринимателей написали письма поддержки в адрес и главы республики, и уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ, предлагая мне продолжить дальше работу. И если будет оставаться такая же поддержка от бизнеса, если будет желание видеть меня на этом посту у главы республики, то, конечно, я готов дальше заниматься этой полезной для общества и предпринимательства деятельностью.

При активном содействии уполномоченного:
  • снижены размеры платежей на патентной системе налогообложения, а также введена дополнительная льготная категория для индивидуальных предпринимателей, ведущих бизнес в сельской местности;
  • снижена ставка по налогу на имущество организаций, исчисляемому от кадастровой стоимости, на 2016 год;
  • предотвращены попытки неоднократного расширения перечня объектов, облагаемых налогом на имущество от кадастровой стоимости, которое при недостаточно объективной текущей кадастровой оценке объектов недвижимого имущества могло повлечь непредсказуемые негативные последствия для бизнеса в Удмуртской Республике;
  • восстановлено право начинающих индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавшихся в период с 1 января по 15 июня 2015 года, на применение нулевой налоговой ставки;
  • восстановлено право начинающих индивидуальных предпринимателей, занимающихся разработкой программного обеспечения, на применение нулевой налоговой ставки;
  • отклонена законодательная инициатива об ограничении розничной торговли алкогольной продукцией в помещениях многоквартирных домов, переведённых из категории жилых в нежилые;
  • отменены нормы о предоставлении ежемесячных нулевых отчётов в органы службы занятости населения об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей.