Кто может сравниться с «Матильдой» его?

Кинолента «Матильда» ещё не вышла в прокат, но ажиотаж вокруг неё продолжается уже год. Премьера запланирована на 26 октября. Как на фильм реагируют в Удмуртии?

В последний месяц зафиксировано множество случаев протеста по всем городам России – в Омске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и других. В социальных сетях созданы группы против выхода на экраны «Матильды». «Фильм, планируемый показать в кинотеатрах, изображает жизнь последнего царя Российской империи Николая II из династии Романовых и Матильды Кшесинской, известной балерины Мариинского театра. Два трейлера картины говорят о возможном содержании определённых элементов, цель которых – внедрить в сознание человека понимание того, что в историческом консенсусе ещё не решено окончательно, и вызывает определённые споры в виду отсутствия определённой доказательной базы», – отмечают её модераторы (стилистика сохранена. – Прим. ред.).

По мнению профессора кафедры истории России Института истории и социологии УдГУ Вадима Долгова, о романе Николая II и Матильды в петербургском высшем свете знали многие: «Сохранились воспоминания самой Кшесинской, дневниковые записи Николая. Сомневаться в том, что эта связь на самом деле была, не приходится. Впрочем, совершенно точно известно, что роман полностью прекратился до свадьбы царя», – отмечает он.

Многие религиозные деятели отмечают, что фильм порочит имя Николая II, который был причислен к лику святых. «Он был не самым лучшим правителем нашей страны: недостаточно решительным, недостаточно дальновидным. Однако нужно понимать, что к лику святых Николай был причислен не за свою правительственную деятельность. Более того, можно сказать, он признаётся святым и не за свою жизнь, а за то, как он и его семья приняли смерть: с достоинством и мужеством, – отметил Вадим Долгов. – Насколько я знаю, сюжет фильма не вполне соответствует исторической реальности, но само по себе это не страшно. В конце концов, д’Артаньян тоже был не совсем таким, каким его изобразил Дюма. Если фильм будет интересным, значит, деньги были потрачены не зря. Если будет интерес, будут и знания», – констатировал он.

По мнению куратора «Ижевского киноклуба» Андрея Смирнова, любой «хайп» для фильма только на пользу, так что продюсеры могут потирать руки: «фильм обречён на зрительское внимание». Но само то, какие при этом вскрылись раны общества и власти, вызывает большую тревогу.

– Надо понимать, что степень ажиотажа, если это не блокбастер, зависит от его скандальности. Настоящего шума наделал победивший в Каннах фильм «Жизнь Адель». Каждая картина Андрея Звягинцева выходит в России с некоторым нервозным бэкграундом. Но так, чтобы угрожали поджечь кинотеатры, а депутаты строчили кляузы на создателей в прокуратуру, – такое впервые», – рассказал эксперт.

Андрей Смирнов считает, что цензура в России есть: «В скрытом виде она называется «госрегулирование». Это и пресловутая выдача (или невыдача) прокатных удостоверений, и недавний проект закона о взносе в пять миллионов рублей за право проката, что тут же отсекает от людей малобюджетное авторское кино. В явном виде – это запрет на использование обсценной лексики, который коснулся многих шедевров и буквально кастрировал вопреки авторскому замыслу «Левиафан» или «Нелюбовь». Режиссёр Александр Амиров выделил фильм «Ученик», посчитав его очень достойным и острым: «Интересно, насколько он созвучен ситуации с «Матильдой», и как своевременно режиссёр Кирилл Серебренников говорит о религиозном фанатизме. Его сегодняшнее задержание – главный показатель точности высказывания».

– Феномен «Матильды» в том, что изначально обе стороны конфликта – провластные структуры. Отсюда невозможность быстрого силового решения и нарастание напряжённости. Некоторые действительно острые фильмы, которые могли бы вызвать широкое обсуждение в обществе, не удостаиваются таких баталий – они гасятся на корню. Им не дают прокатных удостоверений, они отзываются из кинотеатров. Поэтому общество иногда просто не замечает фильмов, способных пробудить бурную полемику, – подметил он. Режиссёр уверен, что жители Удмуртии пойдут на фильм вне зависимости от художественных свойств произведения и морального облика авторов. Кто-то будет сидеть в кинотеатре благодаря шумихе, а кто-то в знак протеста – назло беснующимся сумасшедшим. Стоит отметить, что киноцентры, представленные в регионе, от комментариев изданию отказались.

Фильмы, вызвавшие подобный ажиотаж
«8 лучших свиданий» (2016)

Общественная инициатива бойкота российской комедии возникла ещё до премьеры. Во время проката протестующие пикетировали кинотеатры, несмотря на то, что фильм Марюса Вайсберга поддержали окологосударственные структуры и Минкульт РФ. Причиной скандала стал главный герой фильма – Владимир Зеленский, который активно поддерживал бойцов АТО на Донбассе, перечислял им средства и активно делился этой информацией в соцсетях. Предполагалось, что картина соберёт 120-130 млн руб., но кассовые сборы обозначили цифру более 52 миллионов. Фильм не приняли не только в Москве, но и в Хабаровске, Саратове и других городах страны.

«Левиафан» (2014)

Картина Андрея Звягинцева была представлена в мае 2014 года на Международном Каннском фестивале. Однако в российских кинотеатрах фильм показали лишь в феврале 2015 года. За это время создателям киноленты пришлось её переозвучить из-за содержания ненормативной лексики. Кроме того, выходу фильма препятствовали православные активисты из-за «клеветы на РПЦ и Российское государство», обратившиеся за поддержкой к министру культуры РФ Владимиру Мединскому.

«Служу Советскому Союзу» (2012)

Фильм режиссёра Александра Устюгова, снятый по роману Леонида Менакера «Обед с дьяволом» к годовщине начала Великой Отечественной войны, вызвал бурю недовольства со стороны Министерства культуры и граждан. Федеральный орган обнародовал письма россиян, в которых говорится, что картина оскверняет трагическую дату, может нанести урон памяти павших и дезинформировать подрастающее поколение. По данным ведомства, за два дня пришло около 2 тысяч таких обращений. Сама съёмочная группа отмечает, что фильм в первую очередь о любви, а уже потом о политической обстановке того времени.

«Россия 88» (2009)

Фрагмент из фильма Павла Бардина был признан судом экстремистским, в результате чего вся картина попала в реестр запрещённой информации. В киноленте показывается неонацистская банда, которая снимает на камеру агитационные ролики,а потом выкладывает в сеть. Роскомнадзор обратился с просьбой в Генпрокуратуру РФ рассмотреть фрагмент в контексте всего произведения. Таким образом, фильм был исключён из «чёрного списка». На Берлинском кинофестивале фильм был успешно показан.

Читайте также: