Крутой поворот

В Удмуртии завершился строительно-дорожный сезон. Республика получила на федеральном уровне высокую оценку за реализацию проекта «Безопасные и качественные дороги». Что удалось сделать? Какие изменения наиболее значимы? Итоги и мнения экспертов – в нашем материале.

В организации и проведении работ произошли изменения. Во-первых, была создана межведомственная рабочая группа во главе с председателем Правительства УР Ярославом Семёновым, которая активно сотрудничала с представителями общественных организаций в вопросах контроля над качеством ремонта.

Во-вторых, проведены конкурентные торги (что давно предлагали те же общественники), позволившие сэкономить 169 млн рублей.

В-третьих, при строительстве и ремонте дорог использовались новые приборы и технологии, увеличивающие срок службы покрытия, – холодный ресайклинг, химические реагенты, беспилотные летательные аппараты для контроля дорожного трафика и прочее.

Глава Удмуртии Александр Бречалов назвал реализацию проекта «Безопасные и качественные дороги» удовлетворительной, отметив, что окончательные итоги предстоит подвести весной, после анализа качества уложенного в 2017 году дорожного покрытия: «Пристального внимания требует работа дорожных предприятий, их экономика, соответствие штатной структуре, модели управления. Также необходимо сосредоточиться на проектах сельских дорог 2018 года. Не менее важное направление – работа с материалами».

Алексей Горбачёв, министр транспорта и дорожного хозяйства УР:

– В отрасли не хватает специалистов – дорожных рабочих, операторов спецтехники, инженеров. Мы заключили договор с Российским университетом транспорта, который предполагает обучение в вузе специалистов из Удмуртии, консультации для снижения затрат на строительство и эксплуатацию дорожной инфраструктуры. Несколько раз уже привлекали представителей университета на наши объекты, в частности, при строительстве дороги Балезино-Сергино.

При составлении дефектных ведомостей высокую эффективность показал георадар. Этот прибор за один заход просвечивает 3,5 м в ширину и до 3 м в глубину, показывает плотность грунтов, пустоты, избыточную увлажнённость. По России стоимость диагностики 1 км полотна составляет 200 тыс. руб., нам удалось договориться с Удмуртским ЦСМ о цене в 50 тысяч.

Александр Тайга ров, председатель общественной организации «Автомобилисты Удмуртии»:

– Весной мы выиграли дело в Удмуртском УФАС против объединения лотов по ремонту дорог в один. Раньше в таких торгах традиционно побеждало МУП «ДРЭУ». На рынке появилась конкуренция, цены снизились, удалось выполнить работы на большем количестве объектов. Сейчас на рассмотрении УФАС находится аналогичное дело против монополизма в сфере содержания дорог.

Отмечу, что в этом сезоне больше учитывалось мнение общественности и уделялось внимание внедрению новых технологий в строительстве и ремонте. Сами подрядчики неохотно используют новации – для них это лишние заботы. Но дорожные работы были на особом контроле у руководства региона, и службе заказчика пришлось модернизировать свою деятельность.

Что касается качества ремонта, нельзя говорить о кардинальном изменении ситуации. Да, подрядчики старались не допускать брака и недоделок, зная о жёстком контроле. Но ошибки и накладки есть. Яркий пример – улица Грибоедова, где асфальт покрылся трещинами сразу после ремонта. Да и в принципе качество дорожного покрытия – сложная область, где надо прорабатывать множество нюансов, делать систему управления более эффективной. Внедрить все изменения удастся не ранее 2018 года, а возможно, переходный период затянется до 2020-го.

При организации торгов необходимо готовить дефектные ведомости на каждый объект, чтобы лот включал в себя не просто общий объём ремонта, а конкретную улицу с указанием площади и перечня необходимых работ. В ряде случаев важно провести исследование имеющегося полотна, чтобы понять, надо ли укреплять основание. Сегодня у подрядчика, участвующего в торгах, часто нет чёткого понимания, что конкретно он должен сделать.

Дмитрий Никонов, депутат Гордумы Ижевска:

– В Ижевске есть так называемые отдалённые районы – это микрорайоны Люлли, Медведево, Костина мельница. В некоторых из них выделяются участки для многодетных семей. Плотность населения там невысока, следовательно, и трафик значительно ниже, и лидерами голосования эти дороги не станут. В некоторых районах вообще нет асфальтового покрытия. Пока непонятен механизм, который бы позволил включить эти дороги в список по ремонту.

Борис Ломаев, председатель РОО УР «Автомобильная Удмуртия»:

– Положительный эффект принесло создание рабочей группы по контролю за качеством дорог. Мы участвовали в выездах на объекты совместно с Миндортрансом УР, Управтодором, Управлением благоустройства и транспорта Администрации Ижевска. Летом совершали ночные проверки, чтобы подрядчик перед сдачей дороги мог исправить найденные ошибки. Особо хочу отметить ремонт 39 км объездной дороги, которая, думаю, прослужит дольше гарантийного срока.

Мы видим увеличение объёмов работ. Качество в большинстве случаев нас устраивает, особенно по программе «Безопасные и качественные дороги». Однако возникают вопросы к выполнению работ по программам «Городская комфортная среда» и «Сельские дороги». На некоторых участках есть нарушения с прошлых лет.

По моему мнению, в перспективе важно шире использовать современные технологии при строительстве и ремонте дорог. Нужно комплексно подходить к составлению заданий для торгов, включать в проекты не только ремонт дороги, но и обустройство обочин, прилегающих территорий, парковочных карманов, остановочных комплексов.

Александр Чумаков, директор ДП «Ижевское»:

– Ежегодно закупаем две-три единицы техники. В 2017 году удалось приобрести шесть. Парк предприятия сегодня насчитывает около 300 единиц техники. Работы по укладке асфальта велись одновременно на четырёх-пяти объектах круглые сутки, в городе работало порядка восьми бригад.

Расходы на сугробы

Более сложная ситуация сложилась с содержанием и очисткой дорог Ижевска в зимний период. Согласно последним изменениям в городской бюджет на 2017 год, Управление благоустройства и транспорта дополнительно получит на эти цели 50 млн рублей.

Глава Ижевска Юрий Тюрин отметил, что с 2018 года изменится подход к содержанию улично-дорожной сети столицы Удмуртии. Контракты с подрядчиками будут заключаться на два года, кроме того, на аукционы будут выставлены шесть лотов – по одному на каждый район и один на территорию центрального квадрата. «Разыгрывать контракт будет «Служба благоустройства и дорожного хозяйства», наше муниципальное учреждение, а ДРЭУ – выступать как исполнитель. И другие предприятия будут работать не по субподряду, а в рамках контракта СБиДХ. Поэтому рассчитана сумма, чтобы надёжно обеспечить очистку улиц в этой концепции. Для этого потребовались дополнительные лимиты по 2018 году», – прокомментировал Юрий Тюрин.

Читайте также: