Парадоксально, но пандемия ускорила в компаниях МСП процесс принятия инвестиционных решений. Конечно, этого нельзя сказать в отношении большинства субъектов предпринимательства, но для многих период оказался действительно выходом «на плюс» и временем роста.  

В «воронке» — более трёхсот переговоров

За первое полугодие Корпорация взяла на сопровождение 11 инвестиционных проектов, сейчас эта работа масштабируется. Хотя она непростая. Нужно понимать: поиск и сотрудничество с инвестором – история долгая.

Пример – наша работа с Wildberries. Мы вышли на сотрудничество с международной интернет-площадкой в начале 2019 года, проводили различные целевые мероприятия, в том числе Дни Wildberries в Удмуртии, организовывали работу с поставщиками, демонстрировали потенциальному инвестору преимущества захода в регион и пр.

Помню, как в самый пик ограничительных мер (а это уже, как мы понимаем, апрель 2020 года) представители компании позвонили и сказали о том, что ищут новые территории для размещения своих объектов. Вместе мы приехали в Сарапул, обсуждали перспективы и возможности, рассуждали и договаривались, в итоге в августе подписали соглашение. В Удмуртии инвестор планирует реализовать свои проекты до 2022 года включительно. Инвестиционные истории – действительно долгие. Но мы готовы над ними работать.

Корпорация по итогам восьми месяцев заключила с инвесторами 16 соглашений на сумму 5,5 млрд рублей. В рамках их реализации будет создано больше 3 тысяч рабочих мест. Если говорить о специфике и профиле проектов, это разные бизнесы: от медицины и водоканала до логистического центра.

В целом по итогам года мы намерены подписать 26 соглашений на общую сумму 7,5 млрд рублей. Вполне вероятно, что цифра будет больше. Сейчас в «воронке» — свыше трёхсот переговоров.

Сегодня сохраняется проблема дефицита территорий для размещения крупных производств. Речь идёт, прежде всего, о промпарках. Что мы делаем? Решаем вопрос дефицита, ведём переговоры с инвесторами, с точки зрения географии смотрим в сторону Завьяловского района и Глазова.

Что уже сделано? Приобретена земля в Завьяловском районе, проведены бесплатные маркетинговые исследования на тему того, что там должно появиться. Очевидно, Диснейлэнд строить здесь не собираемся. Были хорошие идеи о том, чтобы создавать промышленные локации, эффективные с точки зрения логистики. Уже есть хорошие предложения по этому поводу, в частности, по размещению логистического центра. Пока, как я уже сказал, ведём переговоры, в том числе с крупными сетевыми компаниями из других регионов.

Что касается Глазова, нужен якорный резидент. Работа тоже ведётся, большего сейчас сказать не могу.

Поддержали треть

В «коронавирусный» период Корпорация приняла комплекс мер для поддержки предпринимателей. Эта работа велась в сотрудничестве с министерствами, контролирующими органами. Из первоочередных шагов – запуск «горячей линии», посредством которой предприниматели могли получить всестороннюю помощь (от консультаций Роспотребнадзора, юридического консалтинга до подробного разъяснения мер господдержки).

«Горячая» линия наиболее активно работала в конце марта, апреле-мае. Представьте: за конец марта и апрель поступило 12 тыс. звонков, а за весь 2019 год — 8 тысяч. Выросли показатели по посещаемости сайта: в апреле 2020 года – 55 тыс. человек, за весь 2019 год – 28 тысяч. И ещё показательное: число обращений в соцсетях возросло в три раза за один месяц по сравнению со всем прошлым годом – до 4 тысяч.

Во время пандемии порядка 30% местных предпринимателей получили федеральные и региональные меры поддержки. Региональными мерами воспользовались 16 тыс. компаний МСП, федеральными – 21 тысяча. Общая сумма поддержки — 14 млрд рублей.

На сайте Корпорации был создан спецраздел, где доступным языком пояснялись законодательные нововведения, принимавшиеся в период пандемии. Это огромный пласт информации, которая подавалась на чиновничьем языке. И наши эксперты «расшифровывали» её для предпринимателей.     

Считаю, что в это время бизнесменам важно было не только узнавать о новшествах. Компании хотели понимания того, что они – не один на один с «коронавирусной» реальностью. На первый план выходила эмоциональная поддержка. Мы постарались её обеспечить.

Что в перспективе?

Будем укрупнять практику содействия нашим предпринимателям в поиске зарубежных партнёров. Здесь из ближайших запланированных проектов — работа с Казахстаном, Вьетнамом. По типу инвестиционного онлайн-марафона «Удмуртия Calling» планируем проект «Италия Calling».

Намерены развивать туристическое лобби. Очень рассчитываем, что в районах Удмуртии в скором времени появятся глэмпинги. И неслучайно. Эти турплощадки сегодня популярны, как один из видов кемпинга, который позволяет в палатке или шатре объединить комфорт отеля и отдых на природе.

У инвесторов есть интерес развивать в республике глэмпинговую сеть. Предприниматели ставят цель создать новые туристические площадки в деревне Мувыр Игринского района, в Нечкино, в селе Светлое Воткинского района и на территории музея-заповедника «Лудорвай».

Правда, планы по открытию глэмпингов во многом зависят от того, получат ли бизнесмены поддержку в Ростуризме. Заявки на грантовую помощь туда уже направлены. Размер гранта может достигать 3 млн рублей.

Если проекты получат одобрение федеральных экспертов, новые объекты появятся в районах Удмуртии уже в следующем году. Туристы, выбирающие глэмпинги, смогут оценить одновременно и качество отдыха, который может предложить республика, и природные достопримечательности, которыми она обладает.

Ещё из планов – открытие в городах и районах новых центров «Мой бизнес». Они будут созданы по кустовому принципу. Офисы откроются в Сарапуле, Глазове, Воткинске, Можге, а также в посёлках Ува и Игра.

Благодаря развитию сети центров предпринимателям станет проще получать льготные кредиты, проходить регистрацию ООО или ИП, узнавать о возможностях экспорта продукции, решать другие вопросы, касающиеся поддержки МСП.

Генеральный директор Корпорации развития Удмуртской республики, владелец федеральной сети парикмахерских «Прядки в Порядке», совладелец женского футбольного клуба «Торпедо»