Ярким событием в театральной жизни Ижевска стал визит Константина Райкина с труппой «Сатирикона».  Константин Аркадьевич гениален. Убедиться в этом ещё раз смог каждый слышащий и видящий человек, пришедший на встречу с ним в русский драмтеатр республики. 

При этом народный артист России, режиссёр, профессор, лауреат Государственных премий РФ, четырежды лауреат Национальной премии «Золотая Маска», лауреат премии Фонда Станиславского, «Хрустальная Турандот», «Чайка», «Кумир», «Триумф», художественный руководитель «Высшей школы сценических искусств», профессор, руководитель московского театра «Сатирикон» лишён всяческого наносного пафоса и снобизма. Общение с ним – подарок судьбы. Эксклюзивный презент талантливый режиссёр, харизматичный артист, мудрый человек и интеллигентнейший собеседник сделал читателям нашего журнала.

Мне важно, каким зритель уходит

Театральный зритель – не совсем типичная среда. Это абсолютное меньшинство по сравнению с теми, кто не ходит в театр вообще, но оно несёт в себе, определённо, отражение времени.  И он, этот театральный зритель, тоже очень разный. Иногда гибок, иногда нетерпим. Идёт сложный процесс в зрителе. Так всегда было и есть. И во мне происходят изменения. Мы – в потоке времени. Тут надо постоянно  «унюхивать», уметь поймать интерес зрителя и, вместе с тем, не идти у него на поводу. К примеру, скульптору  и писателю тоже не всё равно, как оценят их произведение, но у них есть надежда «на потом», так как их произведения остаются в истории.  Достоевский и Пушкин об этом могут говорить  практически  презрительно. «Поэтне дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдёт минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм…»

Поэту, писателю  такое легче перенести, хотя тоже трудно, а артисту театра – почти невозможно, если он не имеет успеха. Театр напрямую зависит от зрителя. И успешность надо угадывать, но и идти впереди, имея свою собственную шкалу ценностей…

Если говорить про мой поэтический моноспектакль, то обычно холодным зал не бывает. Всё-таки я профессионал. Я с первой секунды чувствую тонкие отношения со зрителем, с залом. По ходу спектакля я могу что-то прокомментировать, что-то изменить. Возможно, зрители приходят чисто из житейского любопытства – мол, посмотрим, что он на старости лет там делает. Да мне наплевать, почему они приходят. Мне важно, какие они уходят.  Я делаю с ними то, что мне нужно. Это счастье – испытывать власть над залом через искусство. Это самое сильное наслаждение, один из высоких моментов острого переживания счастья. И это меня убеждает в том, что нужно продолжать работать. При первом сомнении, что у меня это не получается,  я перестану это делать…

Удачный день – когда спектакль хорошо прошёл 

Вся моя жизнь, её оценка зависит от вечернего спектакля. Жизнь сложилась так, как прошёл спектакль сегодня вечером. Это мучительно. Порой сдохнуть можно от такого принципа!

Всерьёз единственное и главное для меня – ТЕАТР. Это искусство настоящего времени. Зрителю всё равно, как ты играл вчера и как ты будешь играть завтра. Именно поэтому актеры и спортсмены имеют шквальный успех. Это плата судьбы за кратковременность.

Я занимаюсь своим делом. Не дай Бог, я бы ошибся и пошёл другим путём. Это не значит, что мне легко. Мне безумно трудно. Но эта трудность имеет смысл.

Моя работа не терпит пафоса

Я даже слово «творчество» с трудом переношу применительно к себе.  Моя работа не терпит пафоса. Она очень конкретна, не переношу пену вокруг. 

У нас в театре много молодых актёров.  И у нас ставка на молодых. Они сразу начинают играть много крупных, часто – главных ролей. При этом выпускники Высшей школы сценических искусств не всегда попадают в «Сатирикон». Всё зависит от того, как складываются мои отношения с курсом. Никакой закономерности нет. С предыдущего курса я взял больше половины.  Из этого выпуска, возможно, не возьму никого. Но это не значит, что я их не люблю. Это связано, прежде всего, с конкретностью их результатов.

Несмотря на все разговоры о нашей замечательной молодёжи, я наблюдаю тревожные тенденции в обществе.  Молодых людей отучили читать, в школе они практически ничего не получают. Да, талантливые, без  сомнения, есть.  Но, к сожалению, преобладает дурная зависимость от гаджетов. Безволие. Иждивенчество. Очень поверхностные знания. Отсутствие интереса к истории своих предков, родителей. Недееспособность. Они читают великую русскую классику часто только в кратком изложении. Они – жертвы кратких содержаний.

Моя шкала ценностей не в денежных единицах

Я считаю себя обеспеченным человеком. Нет мысли, что мне нужно заработать больше. У меня есть  определённые  привычки и потребности сегодня, и мне хватает денег, чтобы их удовлетворять. Во всяком случае, сейчас. Как говорится, по доходам и расходы. Я привык к определённому уровню. Конечно, это несравнимо ниже доходов более обеспеченных людей из моей сферы, которые, например, занимаются шоу-бизнесом. Но меня это совершенно не тревожит. Моя шкала интересов и, если хотите, белая зависть расположена совсем в другом поле. Меня тревожит и мне интересно, когда человек умеет что-то, что я мог бы уметь, но не умею в своей профессии.

Есть богатейшие люди, с которыми я никогда не буду общаться, учитывая эксплуатацию ими низкого уровня притязательности и невысокую культуру большого количества зрителей. На этом они зарабатывают очень большие деньги. Их «творчество» вызывает у меня, в лучшем случае, сожаление, в худшем – презрение. Как профессионал  я имею определённую шкалу ценностей, и она – не в денежных единицах…

При этом деньги  – это очень важный компонент жизни. Процитирую Сомерсета Моэма, который в 60 лет, собираясь умирать, написал книгу «Подводя итоги».  К своему удивлению, он жил ещё долго и умер в 91 год. Это одна из очень мудрых книг, которые я рекомендую прочесть всем, кто способен интересоваться чтением. Так вот, Моэм говорит, что, конечно, счастье не в деньгах, но это такой компонент, без которого любое счастье неполноценно. И это очень точно.

Я имею возможность помогать своей сестре, финансово поощрять талантливых студентов, помогать разным людям и не испытывать при этом больших материальных трудностей.  В этом отношении у меня всё в порядке.

Отдых – смена картинки и набора проблем

Люблю путешествовать. Моя супруга любит новые места, а я люблю старые, люблю возвращаться. Чаша весов иногда склоняется в мою сторону, иногда – в её. Особые отношения у меня с Венецией. Раз в год я обязательно там бываю. Путешествуем обычно во время летнего отпуска, иногда получается отдохнуть и в новогодние каникулы.

Люблю горы, море, островную жизнь, главное – оказаться в другой атмосфере. Важно сменить картинку и набор проблем. В России есть масса интересных мест, но, отдыхая здесь, ты всё равно сталкиваешься с определённым набором проблем. Независимо от фантастической природной красоты, появляются  знакомые ощущения с порцией досады, которые очень утомляют и от которых никуда не уйти в нашей стране.  Хочется отдохнуть там, где всем хорошо, независимо от званий и кошелька. Такие страны есть, где человеческое отношение ко всем. Это не значит, что у тебя не будет других проблем в другой стране, но на короткое время хочется полной перемены условий жизни. Это целительно.

Система запретов – путь в никуда

По-христиански и по-человечески надо относиться к любому человеку. Это следует из нашей великой русской культуры. Гениальный Достоевский,  имеющий  колоссальное влияние на всю мировую литературу, одно своё произведение назвал «Идиот», второе – «Преступление и наказание». Один герой – эпилептик и юродивый. В центре другого романа – убийца, которых «грохнул» сознательно старуху и заодно – беременную женщину. Прервал три жизни. А мы следим за его психологией, сопереживаем,  мучаемся вместе с ним. Казалось бы, это нелюдь. А он – человек, и человек очень сложный.

Внутренние кнопки: решил, загадал, сделал

Курил я со школы, очень много, прикуривая одну сигарету от другой. Получается, с 15 до 35 лет. Однажды понял, что при интенсивной работе в театре мне это стало мешать. Решил, загадал и бросил. У меня есть свои кнопки.  После этого два года я не курил. Когда понял, что не курю, стал снова немного покуривать, стрелять. Стал втягиваться.  И тут уже просто встряхнул себя крепкой внутренней речью и бросил окончательно.

Но внутренние победы у меня были и посерьёзнее этой…

Еда для меня может быть и просто так называемым бензином. Могу существовать в режиме, когда мне будет всё равно, что есть.  Невкусно, ну и что. А могу быть большим гурманом. Люблю морепродукты, рыбу, мясо, люблю вино.

Я абсолютно враждебно и непримиримо отношусь к выпивке на работе или до работы, это категорически неприемлемо для меня, я выгоняю за это.  Но после работы – пожалуйста. Полгода я абсолютно не пил, такая у меня была программа жизни. А сейчас по вечерам с удовольствием выпиваю бокал вина.

Я очень остро реагирую на запахи. С детства. Как результат интереса к ароматам, у меня скапливается много парфюма, который дарит возможность погрузиться в нужную мне иллюзию. Есть такой приём: меняешь свой запах, чтобы он провёл тебя в иной мир. Но я могу отключать и эти свои механизмы.  Потому что в нашей стране, если реагировать на запахи, надо или застрелиться, или ходить, как Майкл Джексон в Москве, с респиратором.  Порой и искусство нужно, чтобы не умереть от правды. Я всё чувствую, но могу управлять своими кнопками.  В моей жизни были и есть несколько людей, которых я очень ценю и уважаю, но от которых плохо пахнет. Но что делать? Я с этим мирюсь. Если на чаше весов его высокие душевные качества, а на другой – запах, я решаю, что мне важнее…

Соревнование – удел подмастерьев

К наградам я отношусь иронично. Конечно, хочется, чтобы это совпало с какими-то достижениями. Вот премия «Оскар», например. Здесь идёт речь о награждении мастеров. А соревнование – удел подмастерьев. Тарантино – очень высокий мастер. На мой взгляд, «Однажды в Голливуде» – это лучшее, что он снял. Всё остальное его кино у меня вызывает ощущение большого таланта, но вместе с тем странного инфантилизма взрослого человека, который чего-то не испытал в жизни. От этого – чувство неразвитой души. Если бы он был на войне и по-настоящему прошёл её ужасы, вряд ли он любил бы всё это «мочилово». И впервые, как мне кажется, потрясающая работа души в фильме «Однажды в Голливуде». Мне очень понравился его ход, когда он увёл нас от реальности. Это по-настоящему  взрослый поступок. А дали ему «Оскара» или не дали, наплевать на это. Относиться к этому слишком серьёзно, по-моему, глупо.

Был год, когда на «Оскара» претендовали «Апокалипсис сегодня» Копполы и «Весь этот джаз» Боба Фосси. Это вехи в кинокультуре XX века. А премию получил «Крамер против Крамера». Киноакадемия специально сделала так, чтобы не сталкивать лбами эти два титанических фильма. «Весь этот джаз», с моей точки зрения, такой высоты шедевр, который вообще закрыл на какое-то время тему музыкального кино. Для меня это был просто новый этап жизни, так потрясла и поразила эта работа. А «Крамер» – средняя мелодрама с двумя великими артистами. И так бывало много раз.

Взять хотя бы Ди Каприо – фантастический артист, не знаю ему равного в этом возрасте. Он не получил награду за работу высочайшего уровня в фильме Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-Стрит», а взял премию за заурядную в художественном смысле работу в фильме «Выживший». 

Или. Фильм «Рокко и его братья» Лукино Висконти не получил в Каннах ничего: киноакадемики его просто «не расчухали», в то время, во всяком случае. И это говорит о фестивале, о жюри… Что такое вообще номинация «лучший артист года»? Любой артист, если он не дурак, прекрасно понимает,  что это абсолютная условность. В чём измеряется «лучший»? В метрах, децибелах, амперах? Это же не спорт…

Из детства произрастает судьба

Семья – бесконечная ценность Человека. Я вот готовлю сейчас Сказки Пушкина. Самая большая «Сказка о царе Салта́не». Кладезь для актёрской игры, для игрового театра – подарок. Вся сказка – о ценности семьи. Невероятно важные связи родных людей, подсознательное, божественное желание соединиться в семью тех, кто далеко друг от друга. «Видеть я б хотел отца»,  «Да скажите ж, князь Гвидон Шлёт де свой царю поклон…»,  летает туда шмелём, комаром,  и все чудеса, которые он приобрёл, – белка, рыцари с дядькой Черномором,  да и царевна Лебедь  –  всё, чтобы привлечь отца. И когда тот, наконец, приезжает – случаются гармония и счастье.

У меня было счастливое детство.  Характер – это воздействие среды. Я убеждён, что именно оно определяет характер, а вовсе не генотип. Истории реальных Маугли, то есть детей, воспитанных дикими животными, это подтверждает. Важно, кто окружает ребёнка и как к нему относятся. Из детства произрастает судьба. Моя среда в детстве – любвеобильная, интеллигентная театральная  семья. Хотя я был закручен на все советские гайки.

Дочь Полина – предмет моих интересов,  моего большого  внимания и гордости. Она унаследовала много свойств и принципиальных качеств  нашей семьи по линии Райкиных.  Честность, принципиальность, верность. И это было с детства, когда она ребёнком решалась на невероятно мужественные поступки. Например, вдруг оказаться одной против всех, защищая честь учительницы, против которой объединились родители и дети.  Учительница вынуждена была уйти из школы. И Полина, будучи ученицей 6 класса, а в этом возрасте так велико чувство стадности и так важно быть вместе со всеми, она одна ушла вместе с учительницей. И для меня это поступок мужественный и взрослый. Я не вмешивался в эту историю. И не вмешиваюсь в её жизнь. Хотя, конечно, волнуюсь и переживаю за неё по разным поводам. Она играет в театре, преподаёт. Мне интересно, как она это делает. Полина –  человек умный, самостоятельно мыслящий, часто оппозиционный по отношению ко мне, бывает нелицеприятной,  настырной,  –  какие-то мои зеркальные качества. С ней интересно.

Народный артист России, режиссёр, профессор, лауреат Государственных премий РФ, четырежды лауреат Национальной премии «Золотая Маска», лауреат премии Фонда Станиславского, «Хрустальная Турандот», «Чайка», «Кумир», «Триумф», художественный руководитель «Высшей школы сценических искусств», профессор, руководитель московского театра «Сатирикон»