Депутаты Госсовета УР внесли изменения в республиканский бюджет на 2017 год и увидели проект документа на 2018-й. Какие показатели изменились и намечаются ли пути выхода из сложной финансовой ситуации – в нашем материале.

Трудный год
Станислав Евдокимов, и. о. министра финансов УР:

– Изменения в бюджете 2017 года связаны с необходимостью выполнения условий соглашения между правительством УР и Минфином РФ по предоставленному региону бюджетному кредиту. По условиям документа на 1 января 2018 года госдолг республики не должен превышать 95% налоговых и неналоговых доходов, а объём рыночных заимствований – 60%. Для выполнения соглашения сокращаются расходы по ряду направлений – прежде всего, неиспользованные резервы по государственным обязательствам, остатки средств по субвенциям и дотациям. Это даст нам возможность продолжить дальнейшую работу по привлечению средств в экономику республики.

Сократить расходы на обслуживание госдолга удалось в том числе благодаря вхождению в программу замены коммерческих кредитов бюджетными. Для снижения ставки активно проводим торги. Сегодня максимальная ставка – 9,2% годовых, в то время как в начале года доходила до 11%. Думаю, что до конца года ставки по основному кредитному портфелю будут ниже 9%.

Алексей Прасолов, председатель Госсовета УР:

– В конце прошлого года была совершена большая ошибка. Республика взяла коммерческий кредит, который направили на авансирование различных мероприятий. В результате мы нарушили всё, что можно было. В 2016 году республика шла с дефицитом бюджета более 5 млрд рублей, сейчас цифра снижена до 2,2 миллиарда. Это, безусловно, экономия, и она не во вред и не вразрез социальным вопросам. 

Обновлённые показатели бюджета 2017 года

Доходы – 64 млрд 670 млн руб.

Расходы – 66 млрд 934,5 млн руб.

Дефицит – 2 млрд 264,5 млн руб., или 4,3% к собственным доходам

Госдолг – 49 млрд 84 млн руб. (сокращён на 2,5 млрд)

996 млн руб. сэкономили на обслуживании госдолга благодаря замещению коммерческих кредитов бюджетными

На 1 млрд 215,4 млн руб. сокращены бюджетные ассигнования для министерств и ведомств (в основном недоведённые лимиты бюджетных обязательств и сэкономленные средства)

На 1,8 млрд руб. увеличены расходы, в том числе:

– 1 млрд 70 млн руб. – создание резерва для уплаты налога на имущество государственных и муниципальных учреждений

200 млн – дотации в бюджеты муниципалитетов

18 млн – организация работы МФЦ, которые передаются с муниципального на региональный уровень

Профицитный бюджет?

Правительство Удмуртии утвердило и проект бюджета 2018 года. В нём заложен профицит более 1,2 млрд руб., но, по словам Станислава Евдокимова, это только пока. Выступая перед членами правительства, он назвал этот профицит «техническим». Такое соотношение доходов с расходами в проекте бюджета связано с параметрами соглашения с Минфином РФ, по которому Удмуртии летом было предоставлено 15,1 млрд руб. бюджетных кредитов. Согласно этому соглашению, госдолг не должен превышать 95% налоговых и неналоговых доходов региона. Из-за падения собственных доходов Удмуртии на 3% правительство на эту же сумму должно уменьшить и госдолг.

Основными источниками формирования доходной базы остаются налог на прибыль организаций и НДФЛ.

Федеральных поступлений, скорее всего, будет больше, но их точный объём станет известен после принятия бюджета России. Ко второму чтению в Госсовете Удмуртии в проект бюджета-2018 будут внесены изменения.

Доходы – 59 млрд 651 млн руб.

Расходы – 58 млрд 445 млн руб.

Профицит – 1 млрд 206 млн руб.

Налоговые и неналоговые доходы – 49 млрд 499 млн руб.:

Налог на прибыль – 18 млрд 700 млн руб.

НДФЛ – 15 млрд 930 млн руб.

Акцизы – 5 млрд 419 млн руб. (из них на нефтепродукты – 2 млрд 835 млн руб.)

Налог на имущество – 4 млрд 720 млн руб.

Транспортный налог – 925 млн руб.

Безвозмездные поступления из бюджета РФ – 10 млрд 154 млн руб.

Из расходов основную часть составят социальные – 69%, господдержка в отраслях национальной экономики составит 15%, остальное – расходы на государственное программное обеспечение реализации отдельных государственных функций. 

Александр Бречалов, глава Удмуртии:

– В 2018 году нас ждёт очень жёсткий, антикризисного формата бюджет. Помимо того, что пока прогноз по доходной части меньше, чем даже на 2017 год, остаётся много обязательств перед Федерацией. Мы не можем брать никакие кредиты: достигнут предел в соответствии с законом. Нам просто не дадут этого сделать. А ещё мы должны снизить объём госдолга и рассчитываться с кредиторами.

Время, когда все возникающие проблемы и вызовы мы решали за счёт коммерческих кредитов, закончилось в этом году. Хорошо, что у нас нет возможности для таких заимствований, какие делались раньше. Потому что нельзя назвать это ответственной политикой управления, политикой для людей.

Вся доходная часть и прогноз преимущественно строились на показателях наших крупных предприятий ОПК и нефтяных компаний. Что в итоге? Даже небольшое снижение поступлений по этому сегменту сразу отражается на бюджете. Помочь малому, среднему бизнесу в освоении новых рынков, быть самим более эффективными – этого делать не хотели.

Сейчас мы должны будем показать, насколько умеем управлять и быть эффективными.

Начинаем, естественно, с себя – существенно сократили объём финансирования администрации главы Удмуртии.

Несмотря на серьёзные негативные прогнозы, я оптимистично смотрю в будущее. Надеюсь, что в 2019 год будем входить с бюджетом развития.

Особое сообщение бизнесу: мы с самого начала определили формат взаимодействия как партнёрский. Сейчас наращиваем работу и станем более активными в вопросах освоения новых рынков сбыта. До конца года будет сформирована Корпорация развития Удмуртии. Модель уникальна. В первую очередь она заточена на продвижение наших товаров и услуг. Хочется, чтобы и бизнес внимательно оценил свои прогнозные показатели 2018 года.

Анатолий Строков, и. о. вице-премьера УР:

– Основной принцип формирования бюджета на 2018 год – выполнить все социальные обязательства и по заработной плате, и по льготам, и по выплатам. То есть это будет профинансировано в 100-процентном объёме. Остальное под вопросом. Будем решать проблемы исходя из прогноза поступлений. В первую очередь должны наполнить дорожный фонд. На следующий год он предусмотрен на уровне 4 млрд 600 млн руб., но пока источники его покрытия где-то на уровне 4 млрд 100 миллионов.

Валерий Бузилов, депутат Госдумы РФ:

– Мы внесли в федеральный бюджет 2018 года поправку, которая предоставляет право правительству РФ реструктурировать задолженность регионов перед Федерацией. Это поможет за семь лет погасить бюджетных кредитов на сумму 748 млрд рублей. То есть деньги реально пойдут в бюджет регионов и будут работать на их экономику.

Разработаны новые правила взаимоотношения между центром и субъектами РФ. Вводятся новые понятия «модельное планирование расходов регионов» и «модельный бюджет», учитывающие расходы региональных бюджетов на одного жителя. Эти цифры варьируются от 30 до 50 тыс. руб. для юга и средней полосы России до 100–150 тыс. для северных районов и Дальнего Востока. Для Удмуртии показатель составляет 50 тыс. рублей. Согласно модельному бюджету, расходы республиканского в 2018 году составят 75 млрд руб., в то время как в проекте документа заложено 58,4 миллиарда. Необходимо изыскать более 15 млрд руб., чтобы выполнить все полномочия. Конечно, возникают сомнения. Но есть реальные пути. Во-первых, наращивание налогового потенциала: в 2018 году дополнительно полученный налог на прибыль останется в регионах. Во-вторых, увеличен объём дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2018 году запланировано выделить регионам 645 млрд руб., и Удмуртия тоже претендует на часть этой суммы.

Прогнозы на развитие

Тем временем правительство Удмуртии одобрило представленный Минэкономики прогноз социально-экономического развития республики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. Как всегда, он подготовлен в двух вариантах – базовом, который предполагает сдержанный внутренний спрос и ограниченные государственные расходы на развитие, и целевой, который связан с оживлением инвестиционного и потребительского спроса.

По данным и. о. министра экономики Михаила Зайцева, основные факторы, которые будут влиять на экономический рост в 2018–2020 годах, – неблагоприятный прогноз внешнеэкономической конъюнктуры и невысокие темпы роста доходов населения и потребительского спроса. Поэтому в обоих вариантах прогноза указан умеренный рост валового регионального продукта. В базовом это 1%, в целевом – 1–2%.

Основной вклад в экономику Удмуртии останется за нефтедобычей и ОПК. Но в базовом варианте прогнозируется снижение добычи нефти и умеренное развитие обрабатывающих производств. При этом отмечается вывод промышленности на новый технологический уровень модернизации производства и развитие направления импортозамещения.

Приведём динамику развития по основным показателям за 2017 год и плановый период 2018–2020 годы по базовому прогнозу (в сопоставимых ценах).

Серьёзное снижение в текущем году коснулось строительной отрасли: по итогам девяти месяцев – на 20,1%, по году ожидается на 15%. Минэкономики связывает это с уменьшением объёма заказов, нестабильным состоянием хозяйствующих субъектов в отрасли и отсутствием у них оборотных средств. С 2018–2020 годов в отрасли ожидается рост – но лишь на 1–2,1%.

Наибольшее падение по году – почти на треть – прогнозируется по виду «производство готовых металлических изделий» (кроме машин и оборудования).

А вот инфляция будет умеренной – по итогам 2017 года 3,6%, в среднесрочной перспективе в пределах 4–4,3%. Сдерживать её будут постепенная сбалансированность рынков и рост предложения товаров.

Теперь этот прогноз должен утвердить Госсовет Удмуртии.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).