Учёба в школе – основа образования, по которому можно судить об академической системе государства, его направленности, культуре. Количество лет обучения, преподаваемые дисциплины, содержание учебных программ в той или иной стране достаточно сильно отличаются друг от друга. Как отзываются об опыте, полученном за рубежом, наши соотечественники, какие образовательные площадки им больше всего нравятся, расскажем в нашем материале.

Образование, которое ребёнок получает в детском возрасте, это не только залог его будущих знаний, возможность выбора дальнейшей специальности, но и формирование жизненных ценностей, воспитание, отношение к жизни, раскрытие талантов. Понятно стремление родителей подобрать школу, где дети будут гармонично развиваться, чувствовать себя личностью, получать качественные знания. Но это в идеале, на практике же эти желания не всегда совпадают с реальностью, тогда мы начинаем оглядываться вокруг в поисках необходимого варианта, копаемся в Интернете и киваем на заграничную практику, где тоже бывают как свои плюсы, так и минусы.

Мария Майнетти (Италия): 
– У меня были прямо ностальгические чувства, когда я смотрела в Италии русские каналы 1 сентября: цветы, улыбки, торжественные линейки для первоклассников, школьная форма, музыка. Так всё здорово и празднично! В Италии же прохожие только по внезапно увеличившемуся количеству детей на улицах понимают, что школы открылись. У нас нет формы, единого дня начала и окончания учебного года тоже нет. График плавающий: на севере школы начинают работать ближе к середине сентября, на юге, где теплее и можно ещё продолжить отдых, – на неделю-другую позднее. При этом о датах родители узнают, как правило, незадолго до начала, что затрудняет планирование отпуска. Учебный год длится 200 дней, которые захватывают Рождество и некоторые другие праздники.

Итальянские дети оправляются в школу в шестилетнем возрасте. Начальной школе отведено пять лет, средней – три года, старшей – пять лет. Первые две ступени – это обязательное образование, дальше – на выбор подростка и семьи. Кроме письма, математики, чтения, рисования, географии, истории, иностранного языка младшие школьники раз в неделю знакомятся с религией и осваивают игру на одном из музыкальных инструментов. Раньше после 5 класса сдавали экзамен, сейчас его отменили, считается, что это стресс для детей. Дальше учащиеся покидают привычные стены и переходят на следующую ступень – в среднюю школу.

Средняя школа длится три года, делится на младшую и старшую и охватывает возраст 11-14 лет. Дети изучают привычные нам дисциплины: родной язык, алгебру, геометрию, географию, историю, физику, химию, иностранные языки и физкультуру. К концу обучения перед родителями и детьми стоит выбор дальнейшего пути. Ребята посещают многочисленные дни открытых дверей лицеев и профессиональных колледжей, где им рассказывают о преимуществах того или иного профильного заведения.

Дальше учащихся снова ожидает смена коллектива и педагогов – они переходят в старшую школу, которая имеет два направления. Первый вариант – это лицей, где занимаются подготовкой подростков к поступлению в высшие учебные заведения. Как правило, к этому моменту ребята уже представляют, в какую сторону они будут двигаться, что их привлекает: юриспруденция, медицина, программирование, творческие профессии. Соответственно, выбирают тот лицей, который подходит им по профилю, с набором соответствующих дисциплин. Окончив лицей и получив аттестат, они имеют возможность поступать в высшие учебные заведения Италии.

Другой вариант – специализированные профессиональные колледжи, которые не только дают среднее образование, но и профессию. По его окончании выпускник получает диплом и возможность начать трудовую деятельность или пойти учиться дальше в вуз. 

Школьное образование в Италии бесплатное, если, конечно, речь не идёт о частной школе. В основном обедают ребята дома. Горячего питания, к сожалению, в большей части школ нет. Домашние задания достаточно объёмные, даже летом ученики должны выполнять некоторые задания, которые потом проверяют. Педагоги не занимаются дополнительно с теми, кто, например, не понял учебный материал или отсутствовал по болезни, только за дополнительную плату. Учебники покупают родители, они дорогие, даже не новый комплект обойдётся не меньше 300 евро.

Наталья Блиньи (Франция):
– Я живу во Франции уже 20 лет и у меня сложилось впечатление, что процесс образования детей здесь идёт бесконечно. В ясли ребёнка можно отдать уже с двух месяцев, в Ижевске, для примера, – только с полутора лет. С трёх лет маленькие французы начинают ходить в L’école maternelle, это детский сад, посещение которого стало обязательным для всех детей, проживающих во Франции, с прошлого года. Моему старшему сыну почти шесть лет, мы ходим туда уже три года.

Оплата детского сада зависит от времени, проведённого в его стенах, и дохода родителей. Если ребёнок ходит только до обеда, то семья не платит ничего, это бесплатно, не считая небольшой суммы в год на канцтовары. Те, кто оставляет своё чадо на продлёнке и он там обедает, платят определённые деньги. Они не такие большие, по сравнению с тем, во сколько обходится первая ступень детского сада, куда малыш ходит до трёх лет. За последний вариант мы с мужем платили за ребёнка почти 1000 евро в месяц. В Швейцарии, к примеру, родители отдают 200 франков (больше 16 тысяч рублей) в день. Не удивительно, что многие семьи там рожают детей-погодков, чтобы мама могла «отстоять вахту», сидя с ними дома, а потом, когда малышей можно будет отправить в обычный детский сад, выйти на работу. Кстати, у нас есть категории семей, которые совсем не платят (эмигранты, беженцы, безработные), а есть те, кто вносит сумму в полном объёме, расчёт производится в соответствии с заявленной декларацией в налоговые органы. Семьи, где растут два и более ребёнка, имеют льготы, которые потом тоже учитываются.

В детском саду ребятишек постепенно приучают к школьной жизни, водят на экскурсии в ближайшее учебное заведение, рассказывают и показывают, как там всё устроено, где проходит обучение. Во Франции в государственную школу, как и в детский сад, детей принимают по месту жительства. Родители предъявляют счета за оплату коммунальных услуг, это и есть, условно говоря, доказательство, что вы живёте рядом.

С шести лет у детей начинается школьная жизнь, она длится до 15 лет. Здесь нет культа раннего развития детей, как сейчас в России. Ребёнок должен только уметь писать своё имя печатными буквами, остальному научит школа. Обучение бесплатное, всё делается за счёт государства: учебники, тетради, экскурсии, дополнительные развивающие проекты, даже материалы для рисования и творчества не надо покупать. Родителей только просят приобрести спортивную форму, канцтовары, иногда оплатить проезд, если дети отправляются на экскурсию в другой город. 

Коллектив класса смешанный, вместе учатся дети самых разных имущественных сословий и религиозных конфессий. Сейчас во Франции много беженцев и мигрантов, которые живут как в престижных, так и в спальных районах, где им выделяют социальное жильё.

В первом классе начальной школы не задают домашних заданий, оценок тоже нет, проектные работы выполняют также в классе, родителей не привлекают совсем. Педагог по всем предметам один, он показывают табель раз в квартал, где есть отметки об успеваемости, усидчивости, умении писать. В конце года, когда ребёнок переходит в следующий класс, учитель пишет пожелания по тому или иному предмету, на что надо обратить внимание, что сделать. Во время учёбы дети много времени проводят вне школьных стен, посещая театры, музеи, цирк, кино, спортивные площадки, учатся плаванию, верховой езде, игре в теннис – всё за счёт школы.

Между уроками в школе есть перемены и обеденное время, которое длится два часа, чтобы ребёнок мог спокойно поесть и отдохнуть. Часть ребят обедает в школе, где им предлагают разные виды питания: стандартное, халяльное или вегетарианское, часто устраивают дни национальной кухни. Каждый квартал родителям выдаётся меню, где прописано, чем и как будут кормить детей. Те, кто не питается в школе, могут ходить домой. У французских школьников, кроме субботы и воскресенья, есть дополнительный выходной – среда. Считается, что детям надо давать возможность восстановить силы среди недели.

По окончании начальной школы дети переходят в среднюю – колледж. Он затрагивает возраст от 11 до 14 лет. Здесь появляется система оценок по 20-балльной шкале, по ней можно учитывать даже малейшие нюансы улучшения или, наоборот, ухудшения усвоения знаний. С 15 лет учащиеся отправляются в лицей – это заключительная ступень среднего образования, когда подростку надо определиться: будет ли он поступать в высшее учебное заведение или пойдёт осваивать какую-то специальность. Во Франции перед молодыми французами достаточно рано стоит вопрос профориентации. Если они планируют получать высшее образование, то им придётся учиться в колледже ещё три года, если хотят освоить рабочую специальность, – два. В соответствии с этим ребёнок и семья выбирают профильный колледж. Те, кто сдаёт экзамены, как наши ЕГЭ, могут поступать в университеты. Стоимость обучения в обычных вузах весьма скромная, если, конечно, речь идёт не о престижных заведениях страны. Надо сказать, что берут в вузы с любыми баллами, но после первого курса неуспевающих безжалостно отчисляют. На «пересдачу» в медицинском вузе, например, даётся только две попытки. Если не сдал, то студент навсегда лишается права учиться на доктора в дальнейшем.

Елена Нейз, педагог младших классов (Аляска):
– Я окончила УдГУ, юридический факультет. После замужества переехала на Аляску, где стала педагогом младших классов. «Рабочий день» школьника 5-6 лет киндергардена – подготовительного класса начальной ступени образования – здесь начинается в девять часов утра. Их сверстники в России в это время завтракают в детском саду, играют в игрушки, а занятия у них длятся не более двух часов. Тут же – алфавит, счёт, простые примеры, знакомство с окружающим миром и так почти до вечера. Конечно, малышам приходится трудно, они и капризничают, и могут под столом просидеть весь урок. Задача учителя – заинтересовать маленького школьника и дать ему возможность проявить себя. К концу года они могут читать элементарные слова, такие как мама, папа, игра, кот и другие, а также считать до 100 и решать примеры в пределах десяти. Не научился? Ничего страшного, продолжим в следующем классе. Чётких требований к ребёнку – «ты должен» – здесь нет, только пожелания, нет и отчётов об успеваемости школьников. Ребёнок может не усвоить материал, и вины педагога, как и его подопечного, в том нет, процесс обучения продолжится дальше. Иногда ребёнка оставляют на второй год, но это скорее норма, чем что-то необычное. Если он не справляется, значит, ещё не готов, поэтому по обоюдному решению педагога и родителей с нового учебного года он будет осваивать школьную программу с самого начала. Начальная школа длится шесть лет. Седьмой класс – мидлскулл – уже следующее звено, а завершает обязательное образование хайскулл – высшая школа, которая продолжается три года. Весь период обучения в муниципальной школе Аляски занимает 12 лет.

Благодаря законам, связанным с дискриминацией по цвету кожи, половому признаку, состоянию здоровья, дети совершенно разного физического уровня развития учатся в одной школе и сидят за одной партой: аутист и ребёнок с синдромом Дауна, девочка, страдающая ДЦП, и мальчик с задержкой развития. Я считаю, что в муниципальной школе совсем невысокий уровень образования на начальной ступени, но он даёт отличный результат – ребята растут толерантными, дружелюбными, готовыми принимать любого, кто оказался рядом с ними. Задача школы не только дать знания, а в первую очередь адаптировать детей к жизни, где есть место всем – здоровым и больным, людям с разным цветом кожи и ориентации. Педагог не ругает ученика, если тот не понял или не усвоил материал. Здесь действует принцип «получится в следующий раз», ведь каждый ребёнок – особенный, а значит, у него свой темп и свой уровень развития. Учителя так и говорят: ты – особенный, и Майкл, например, тоже особенный. Один хорошо рисует, другой – поёт, а значит, мы принимаем каждого, какой бы он ни был. Понятно, что дети бывают разные – и активные, и спокойные, попадаются также и агрессивные «экземпляры». То, что трогать их, даже хватать за руку, нельзя, это априори, только сила убеждения, уговоры, политика поощрения и опыт помогают найти с ними общий язык. К примеру, для тех, кто успешно справился с недельной программой, мы выделяем время для компьютерных игр или просмотра мультфильмов. Ну а хулиганов, как и везде, приглашают на ковёр к директору с составлением соответствующих документов в присутствии родителей или опекунов.

Начало учебного года зависит от погодных условий, поэтому в американских штатах нет единого дня начала школьной жизни, как, например, 1 сентября в России. На Аляске это обычно двадцатые числа августа, в Ютте – позднее, а где-то может быть и раньше. В это время наступает горячая пора для педагогов. Мы готовим классы, сдаём тесты на профпригодность из 13 пунктов, отчитываемся перед руководством об учебном плане на предстоящий период работы. В конце года директор учебного заведения оценивает наши результаты по системе: отлично, удовлетворительно, плохо. Денежных поощрений или категорий, которые присваивают российским педагогам, здесь не предусмотрено. Школьное утро начинается в семь часов, в это время за парты садятся старшеклассники. Для среднего звена – начало в восемь часов утра, у школьников помладше – в девять. Ребята приходят в школу самостоятельно или с родителями, с ближайших районов их привозит школьный автобус.

В настоящее время в Удмуртии появилось немало частных школ и образовательных площадок для детей всех возрастов, где оттачиваются новые техники, используются зарубежные практики, применяются разные методики преподавания того или иного предмета. Как они «выстрелят» в дальнейшем, покажет время, а пока их деятельность даёт родителям и детям возможность выбора и получение своего, такого нужного опыта. 

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).