Константин Сунцов, первый заместитель председателя правительства УР:
– МСП в Удмуртии сегодня – это 56 тыс. предприятий и предпринимателей, почти 26 тыс. самозанятых граждан. Для обеспечения устойчивой инфраструктуры развития бизнеса государство и республика формируют пакеты мер поддержки для субъектов МСП.

Наиболее востребованными для предпринимательского сообщества являются налоговые меры поддержки. Сейчас действует ряд налоговых преференций для «бесшовного» перехода субъектов МСП с ЕНВД на другие системы налогообложения. Так, для перешедших на УСН «Доходы» налоговая ставка составляет 2% вместо 6%, на УСН «Доходы минус расходы» – 5% вместо 15%. Такая же налоговая ставка действует в рамках «Года села» для предпринимателей, работающих в районах, в населённых пунктах с численностью населения до 5 тыс. человек. Снижена ставка по УСН на 2021 год для резидентов бизнес-инкубаторов и индустриальных промышленных парков: 5% по объекту налогообложения «Доходы минус расходы».

В 2022 году налоги по УСН для предпринимателей, перешедших с ЕНВД, также будут снижены: до 4% по УСН «Доходы» и 10% – по УСН «Доходы минус расходы».

С целью привлечения проектов и инвестиций в республику до 2024 года уменьшены налоговые ставки для предпринимателей, изменивших место регистрации и жительства с территорий других субъектов РФ на территорию Удмуртии, – как впервые, так и вернувших бизнес на территорию республики. По УСН «Доходы» – 1% в течение первого года и 3% в течение второго года вместо 6%. По УСН «Доходы минус расходы» – 5% вместо 15%.

Для социальных предприятий и субъектов бизнеса, пострадавших во время нынешних ограничений (задействованных в сферах кинопроката, общепита, организации концертов и подобных), также понижены налоговые ставки по УСН «Доходы» – 1% вместо 6%; по УСН «Доходы минус расходы» – 5% вместо 15%. Внесены изменения и в патентную систему налогообложения: теперь налог на площадь рассчитывается, исходя из фактической площади помещения, а не за каждые 25 кв. м. Определение численности наёмных сотрудников происходит с каждого наёмного работника, а не с четырёх, как было в законе ранее.

Также каждое юридическое лицо, обладающее объектом площадью до 1000 кв. м, имеет право получить вычет имущественного налога с 50 кв. м площади недвижимости.

Важным направлением поддержки также являются субсидии и кредиты.

Предпринимателям, чей бизнес базируется на предоставлении услуг общественного питания, кинотеатров, детских игровых комнат и развлекательных центров, уже доступны микрозаймы от Удмуртского фонда развития предпринимательства по льготным ставкам: под 0,1% суммой до 2 млн руб. и сроком возврата до двух лет. Также субъекты МСП, чья работа прекращена в период ограничений (детские игровые комнаты, фуд-корты в ТРЦ и кинотеатры), смогут получить субсидии в виде компенсации месячной арендной платы или коммунальных платежей за один месяц – не более 300 тыс. рублей. На территории республики действуют меры поддержки, предложенные 20 октября первым вице-премьером Андреем Белоусовым и одобренные президентом России: всем знакомые гранты в размере одного МРОТ на зарплату сотрудникам для компании из отраслей спорта, гостиничного бизнеса, общепита, дополнительного образования, бытовых услуг, культуры, организации досуга, развлечений и некоторых других. А также льготные кредиты по ФОТ 3.0 под 3% годовых. Сумма кредита составит один МРОТ на каждого сотрудника, умноженный на 12 месяцев. Первые шесть месяцев никаких выплат по кредиту, следующие 12 месяцев необходимо закрывать равными долями. Главное условие прежнее – сохранить 90% сотрудников.

Александр Прасолов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в УР:
– Сегодня ключевым вопросом для республики является сохранение действующего бизнеса. Пострадавшим отраслям нужно оказывать финансовое содействие – давать льготы, освобождать от ряда налогов. Арендаторы предлагают ввести освобождение от налога на имущество, чтобы собственники могли давать скидки арендаторам. Некоторые регионы уже приняли такие меры: снизили ставки по налогам вплоть до 0% в некоторых случаях. В Удмуртии подобные меры действовали в более простые для бизнеса и в не менее сложные для бюджета времена до 2014 года. Конечно, меры поддержки будут зависеть от ограничений, связанных с COVID-19. Здесь важно избежать принятия мер зауженной направленности и помочь в получении поддержки тем, кто действительно это заслуживает. Мы предлагаем широкие меры, которые будут просты в организации для налоговой службы.

Нужно понимать, что трудности для бизнеса в случае локдауна не пройдут через месяц или два, поэтому разумно принимать подобные меры бессрочно, а после анализировать состояние экономики и при её явном восстановлении возвращаться к более высоким ставкам налогов.

Юлия Камашева, сопредседатель УРРО ООО «Деловая Россия», директор ООО «АРТ-плюс»:
– Основным ОКВЭДом нашей компании до пандемии была розничная торговля лакокрасочными изделиями. Поскольку данный вид экономической деятельности не вошёл в число пострадавших, изначально мы не претендовали на меры поддержки. Но до 1 июля 2020 года предприниматели могли поменять основной ОКВЭД на один из списка пострадавших отраслей. Такая возможность была призвана помочь компаниям получить государственную поддержку. Мы изменили ОКВЭД, но помощи снова не получили. При введении новых ограничений в регионе мы также в рамках встреч региональных отделений «Деловой России» обсуждали, что было бы логично в этот раз расширить меры поддержки и на тех, кто ранее воспользовался возможностью уточнить ОКВЭД.

В целом во время локдауна и после него мы справлялись и без государственной поддержки: выручали b2b контракты и сыграла на руку небольшая численность сотрудников в штате.

Я знаю многих предпринимателей, успешно воспользовавшихся мерами поддержки: выплатами МРОТ и льготными кредитами. Однако в случае с последними банки иногда переводили льготные займы в кредит под 15%. Эту ситуацию также пытались урегулировать соответствующие органы, но всё ещё остаются вопросы к организационным моментам.

Я думаю, что в нынешней ситуации ограничительные меры вполне лояльные: большинство компаний могут работать, в этом – главное отличие сегодняшних ограничений от локдауна 2020 года. Конечно, сильный удар нанесён сфере непродуктовой розничной торговли, малым предприятиям общепита, сферам детских развлечений и игровых комнат. Радует, что им уже выделены определённые пакеты мер поддержки. Для многих предприятий снижены налоговые ставки. Отдельные категории субъектов МСП освобождены от уплаты ряда налогов и авансовых платежей. Однако большинство представителей субъектов МСП, добросовестно осуществляющих свою обязанность по начислению, выплате и отражению всех реальных сумм заработной платы, остались не затронутыми.

Справедливым в этом случае будет вернуть субъектам МСП уплаченные штрафы, пени за несвоевременную, неполную уплату сумм налогов на доходы физических лиц и страховых взносов за период с 2020 по 2021 год.

Александр Бабушкин, руководитель УРОО «Предприниматели Удмуртии»:
– Мне, как и большинству предпринимателей, не удалось воспользоваться мерами поддержки, разработанными для компенсации убытков во время эпидемии Covid-19. Помощь субъектам МСП оказывалась крайне избирательно, исходя из кодов ОКВЭД, которые не всегда отражают фактическую деятельность компании. Предприятие может изменить реальный вид деятельности уже после регистрации. Имели место случаи, когда помощь выделялась предприятиям, юридически числившимся в реестре пострадавших, даже если они никогда не занимались видом деятельности, указанным в документах. И наоборот: те, кто реально работал в наиболее пострадавшей сфере, но не имел об этом отметки в документах, не получили ничего.

Более справедливо было бы выделить пострадавшие предприятия по реальным показателям снижения выручки. Мы собирали подписи предпринимателей и отправляли письма в правительство с просьбой об изменении системы подхода, но всё осталось по-прежнему. Есть риск, что при новом локдауне такая ошибка случится вновь.

С точки зрения образовательных мер от правительства республики хорошо себя показал удмуртский акселератор. Не могу сказать, что все прошедшие обучение улучшили свои показатели. Но виной тому скорее общеэкономическая негативная тенденция.

У бизнеса накопился огромный пласт проблем. Мы надеялись, что во время эпидемии COVID-19 произойдёт снижение налоговой ставки УСН. Но его так и не было. Особенно обидно, что льготы по УСН получили предприниматели из других регионов, но на коренной удмуртский бизнес такой подход не распространился. Жёсткий удар получили инвесторы, чья деятельность связана с коммерческой недвижимостью. За последние годы в десятки раз поднялась кадастровая оценка помещений. С её ростом каждый год почти в два раза увеличивается ставка налога на владение коммерческой недвижимостью. Я только что получил новую платёжку по налогу за прошлый год, впервые за всё время мне не хватило денежных средств, чтобы погасить налог досрочно. Конечно, я оплачу всё в положенный срок, но приобретать новые коммерческие объекты в Удмуртии больше нет желания ни у меня, ни у моих коллег.

Для сохранения инвестиционной привлекательности Удмуртии будет уместно дать налоговые льготы на муниципальные объекты недвижимости, приобретённые инвесторами на торгах. Бюджет республики получит больше денежных средств, а инвесторы не будут связаны по рукам и ногам крупными налоговыми расходами.

Остро стоит вопрос малых архитектурных форм – киосков и других сооружений. Вследствие того, что администрация расторгает с предпринимателями договоры аренды, мы ежегодно теряем представителей этого бизнеса. Причём речь идёт не о нарушителях, а о вполне законопослушных успешных предпринимателях. В итоге устоявшийся локальный бизнес рушится, теряется клиентура, люди лишаются работы.

Также, что касается недвижимости, в августе была принята льгота: снижение 50% налога на имущество для субъектов МСП, в собственности которых есть объект площадью до 100 кв. м. Думаю, её необходимо распространить на всех предпринимателей – собственников недвижимости, и считать у каждого 100 кв. м по льготной ставке. Конечно, ещё лучше вернуть малому бизнесу освобождение от налога на имущество, которое действовало до 2014 года. С того момента прибыльность бизнеса уменьшилась, а количество проблем добавилось.

Хотелось бы попросить лиц, принимающих решения, задумываться не только о сегодняшнем дне, но и о будущем Удмуртии. На мой взгляд, резервы развития нужно искать в первую очередь внутри республики. Создавать условия для действующего удмуртского бизнеса, для людей, которые живут и трудятся в Удмуртии. И не мешать работать.

Валерий Песков, председатель правления Ассоциации «Деловая Удмуртия», основатель ООО «Увинская жемчужина», председатель совета директоров ООО «Штайнблок»:
– Исходя из опыта общения с предпринимательским сообществом, могу сказать, что основная проблема при остановке или ограничении деятельности компании, как, например, в локдаун, состоит в минимизации заработной платы. Выплаты МРОТ не помогут предпринимателю сохранить высококвалифицированных сотрудников: топ-менеджмент, инженеров, директоров, чья зарплата в обычные месяцы варьируется до 50–70 тыс. рублей и более. Даже официанты получают больше прожиточного минимума. Большинство работников не будут терпеть настолько низкую зарплату, и на плечи бизнесмена ложится выбор: закрыть предприятие или найти дополнительные средства из собственного кармана на сохранение численности сотрудников.

К счастью, наши компании по сферам деятельности не попали в список ограничений, но для других предприятий остаётся актуальной необходимость в перераспределении государственных денежных выплат для оплаты работы сотрудников. 

Николай Мамаев, предприниматель, председатель УРО «Опора России»:
– Члены УРО «Опора России» активно пользуются поддержкой Корпорации развития Удмуртии и центра «Мой бизнес», а также республиканских и городских фондов предпринимательства. В рамках республиканских субсидий под инфраструктурные проекты мы смогли привлечь грант на 2 млн руб. для строительства теплиц в с. Алнаши. Хорошим подспорьем являются акселераторы, где предприниматель может получить помощь в написании заявок для привлечения средств в бизнес.

При сотрудничестве с различными структурами мы стараемся сами улучшить бизнес-климат в республике. Наша цель – выстроить коммуникацию между фондами поддержки, властью и бизнесом. Совместно с комитетом по финансам мы разрабатываем и рассматриваем грантовые программы, ищем предпринимателей, которым данные средства необходимы, помогаем в работе с ценными бумагами. По нашей инициативе в Министерстве имущества Удмуртии была создана рабочая группа по критериям оценки кадастровой стоимости зданий, сооружений и земли. Насколько известно, сейчас правительство республики планирует упразднить комиссии, передать данный вопрос под ответственность БТИ и приравнять рыночную стоимость к кадастровой. 

Андрей Коченов, предприниматель, основатель сообщества «Бизнес-бизнесу»:
– Для предпринимателей крайне важна финансовая поддержка от государства. Наиболее актуальными инструментами господдержки для особо пострадавших отраслей сегодня стали льготные кредиты и временное освобождение от ряда налоговых выплат. Однако у каждой компании из пострадавших отраслей есть подрядчики, которые тоже теряют выручку, но не получают преференций: клининговые, бухгалтерские услуги и другие предприятия из сегмента b2b. Считаю, на них тоже необходимо обратить внимание с точки зрения господдержки.

Сейчас активно развивается выдача премий за трудоустроенных сотрудников, которые состоят на бирже труда. Но часто компании принимают на работу сотрудников, не дошедших до неё. За приёмом нового работника следует ряд расходов, поэтому для таких случаев также будут актуальны субсидии или освобождение от ряда соответствующих налогов на последующие шесть месяцев.

Бизнес не должен останавливаться в развитии даже в сложное для него время. Поэтому важно обратить внимание на обучение – один из мощных драйверов роста бизнеса. От команды зависит большая часть успеха любого дела. Поэтому предпринимателям интересны инструменты повышения квалификации сотрудников. Сейчас развивается региональная система обучения топ-менеджмента. Но бизнес вне зависимости от сферы деятельности испытывает потребность участия в образовательных программах на базе крупных федеральных бизнес-школ – «Сколково», «Мирбис», «Синергии» и подобных. Государственные гранты и субсидии на обучение в федеральных проектах могут быть как актом поддержки, так и поощрения за сохранение численности сотрудников.

Наши компании, в свою очередь, частично получили субсидии на выплату зарплаты, беспроцентный кредит на зарплату и возможность воспользоваться консалтинговыми услугами по «упаковке» франшизы.

Сергей Грудцын, предприниматель, бренд-стратег, коммуникатор, руководитель агентства «Тринадцать» и клуба «Деловар» в Ижевске:
– Среди мер поддержки бизнеса, наиболее актуальны налоговые послабления и зарплатные выплаты во время локдауна. Общее мнение участников клуба: поддержка бизнеса должна быть не точечная, а расширенная, распространяться и на другие предприятия, например, поставщиков услуг для отраслей, которые числятся в наибольшей степени пострадавших от ситуации. Уместно поддерживать не только компании, которые входят в наш регион, но и местных предпринимателей: снизить налоговую нагрузку и увеличивать в зависимости от роста оборота, помочь с получением льготных кредитов, оказывать помощь с разработкой, упаковкой и продвижением конкурентоспособных продуктов и выдавать ипотеку для индивидуальных предпринимателей. Проблемы существуют в сфере кадров. Бизнес нуждается в людях, но многие не хотят работать, не хотят учиться, поскольку для жизни им хватает выплат и пособий. Здесь хорошим стимулом к трудоустройству станет пересмотр размера пособий для представителей определенных профессий.

Эмиль Галеев, директор консалтингового агентства «Бизнес-Грант» (г. Казань):
– Государство предоставляет ряд мер поддержки бизнеса: финансовую, инфраструктурную, информационную, консультационную и прочие. В одних регионах, например, в Москве и Московской области, мер поддержки много. В других ее практически нет. Государство создает дорожные карты и прочие документы «развития предпринимательства», но эффективнее было бы спрашивать у самих предпринимателей: какая поддержка им нужна.

Некоторые программы бессмысленны для бизнеса. К примеру, есть регион, в котором можно получить компенсацию на покупку оборудования. Сумма субсидии для конкретного предпринимателя составила 500 000 рублей. При этом ему нужно официально нанять 30 человек в штат с зарплатой не ниже МРОТ. По факту «победитель» заплатит гораздо больше, чем получит на развитие бизнеса.

Другой пример: компания с оборотом 400-500 млн. руб. в год, впервые обращается к государству за поддержкой, но не может ей воспользоваться, поскольку у нее обнаружена налоговая задолженность 81 копейка. Очевидно, что компания с выручкой около 500 млн. и прибылью в несколько десятков миллионов может заплатить просрочку по налогам в 81 коп. У многих компаний «висят» пени, не потому что они не хотят их платить. Такой случай обращает наше внимание скорее на вопрос прозрачности начисления пени, чем на поддержку МСП.

Конечно, есть и эффективные меры поддержки. К примеру, в Алтайском крае есть программа субсидирование аванса лизинга. Её довольно просто получить .Это как раз и есть пример «разумной» и понятной программы поддержки с прозрачной системой отбора. Такие методы достигаются вследствие  тесного общения государства и бизнеса.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).