Интеллектуальный геопространственный анализ (геоаналитика) позволяет бизнесу, отраслевым предприятиям, госсектору получать данные для эффективного развития территорий и инфраструктуры, мониторинга потребительского поведения или расширения каналов продаж. Геоаналитика помогает «взлёту» бизнес-проектов, социальных программ, повышающих качество жизни граждан.

Сканировать и развиваться

Что касается социальной сферы, здесь геоаналитика работает, пожалуй, с максимальным результатом. Геоанализ помогает решать один из актуальных сегодня вопросов – совершенствовать систему управления здравоохранением регионов.

Один из кейсов, демонстрирующих, как новые цифровые технологии оптимизируют работу учреждений отрасли, успешно реализован в Удмуртии. Республика сегодня активно развивает сельские территории, и в этой части акцент делается на масштабирование сети новых объектов здравоохранения, обеспечение жителей села качественными медицинскими услугами.

Для того чтобы чётко попасть в цель – развивать инфраструктуру села не на основе «бумажных отчётов», а исходя из реальных запросов и решения первоочередных задач, – вёлся поиск современной мониторингово-аналитической платформы с высоким КПД. Такой надёжной базой стал интеллектуальный продукт от экспертов Tele2 – геоаналитическое исследование.

Ответ на вопрос «где?» – ключ к решениям

Мобильный оператор консолидирует множество данных – от социально-демографического портрета групп клиентов до информации о районе проживания или работы, поездках. Геоаналитика – одно из самых перспективных направлений в анализе больших данных. Она отвечает на вопрос «где?». С помощью геопространственного анализа можно привязать объект к его положению в пространстве, даже если этот объект – большие потоки людей.

Понимание этого очень важно для бизнеса. Например, когда нужно выбрать место для открытия нового магазина: это можно сделать вслепую или основываясь на знании о том, в каком месте «обитает» целевая аудитория.

Нужно сказать, что в геоаналитике нет места персонификации. Всё тотально обезличено, информация обрабатывается в виде огромных массивов данных. Предмет анализа – не конкретная личность, а группы людей.

Константин Загуменнов, руководитель геоаналитических продуктов больших данных Tele2

– Когда несколько лет назад в экосистему Tele2 был интегрирован сервис геоаналитики, мы, по сути, стали для своих контрагентов партнёром нового уровня, – отмечает руководитель геоаналитических продуктов больших данных Tele2 Константин Загуменнов. – Благодаря геоанализу контрагент видит свои якорные точки роста, перспективы развития проектного и госуправления, понимает и предсказывает сценарий поведения объектов, процессов. Быть на шаг впереди – то, что нужно любому проекту.

То есть мы предложили компаниям и структурам, ориентированным на продвижение, инструмент, который в конечном итоге ведёт к новому уровню конкурентоспособности, финансовому благополучию и, самое главное, к повышению уровня жизни граждан. Если говорить о госсекторе, в частности, об управлении здравоохранением, могу сказать, что геоданные открывают большие перспективы. И Удмуртия – тому пример.

Социальный помощник

В рамках совместного проекта, направленного на развитие регионального здравоохранения, эксперты Tele2 и Минздрава УР поставили следующую задачу: исходя из важности наращивания системы первичной медицинской помощи на селе, оценить эффективность модели работы ФАПов. Кейс заключался в том, чтобы проанализировать загруженность фельдшерско-акушерских пунктов, определить верный алгоритм дальнейшего развития сети ФАПов. Территориально пилотом стала деревня Хохряки.

Зачастую бывает так, что число людей, которые пользуются объектами социальной инфраструктуры в населённом пункте, в несколько раз превышает количество тех, кто там прописан, а ещё сезонность и пандемия оказывают большой эффект. Отсюда возникает разрыв между реальностью и данными из официальных источников. Геоанализ как смарт-инструмент помогает определить ключевые «метки», необходимые в будущей работе: реальный трафик посетителей, динамику потоков, загрузку объектов, многое другое.

Полученный объективный анализ – ёмкий ресурс для того, чтобы в дальнейшем точечно, с попаданием в существующие потребности строить сценарии укрупнения сети фельдшерско-акушерских пунктов, развития системы мобильного качественного медобслуживания на селе.

Проект, безусловно, можно масштабировать. И не только в области оказания первичной медицинской помощи. Геоанализ – хороший партнёр системы здравоохранения. Он позволяет решать целый массив задач – планировать коечный фонд, оценивать доступность специалистов разного профиля и медуслуг, выявлять локации заболеваний, строить модели потока масс и учитывать их при ЧС и пр.

Более того, геоаналитику для здравоохранения можно применить в других инфосистемах региона. Например, с «Умным городом», региональной геоинформационной системой (ГИС) инструмент с мультиэффектом открывает новую формулу благополучия людей и развития территорий.

Работает везде

Геоаналитика – универсальный механизм, не ограничивающийся социальной темой.

Tele2 с аналитическим продуктом успешно заходит во многие регионы страны. Он востребован в самых разных отраслях. Лишь несколько примеров. Для ритейла инструмент, помимо оценки трафика, даёт информацию о портрете местных жителей, целесообразности развития сети в конкретной точке, наличии конкурентов, причинах перетока покупателей и пр. Продуктивен механизм для органов власти – за счёт геоданных регионы развиваются не по старым стандартам, а на базе реальных запросов общества. Чиновники могут эффективнее планировать общественные мероприятия, развивать инфраструктуру, привлекать туристов. Транспортники, применяя геоданные, повышают долю на рынке перевозок, оптимизируют маршрутное расписание.

Оцифровка пространства помогает расти и масштабироваться, выявлять и устранять проблемные точки. Пользователи инструментария уже идут впереди тех, кто сегодня только открывает для себя пользу «цифры».

Комментарий

Как отметили в Минздраве Удмуртии, с помощью геоаналитики ведомство сможет объективно оценить потребность в строительстве новых медицинских учреждений и потребность в специалистах-медиках в сельской местности. Цифровизация отрасли здравоохранения республики и современные технологии помогают медикам быстрее и качественнее оказывать помощь пациентам.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).