У многих результаты работы в 2020-м оказались по понятным причинам неутешительными. Есть сферы, в которых наступление серьёзных проблем практически сразу отражается на многих людях, – к таким можно отнести, особенно зимой, систему ЖКХ. И здесь можно отметить, что крупных инцидентов в пандемийный год и нынешний отопительный сезон в Удмуртии было немного. О том, как жилищно-коммунальное хозяйство республики развивалось в проблемном 2020 году, рассказал министр строительства, ЖКХ и энергетики Удмуртии.

Победы неспокойного года

Главный вызов прошлого года для сферы ЖКХ, как и для всех других, конечно, был связан с пандемией. Но надо отметить, что отрасль хорошо прошла такой «стресс-тест».

Когда весной 2020 года юридические лица начали останавливать работу или закрываться, а люди переходили на «удалёнку» или попадали под сокращения, были велики риски недоплатежей за коммунальные услуги. По самым пессимистичным прогнозам, собираемость могла составить 40–50%. Однако в реальности она составила 90%, сократившись лишь на 2%. Думаю, что одним из факторов здесь стала помощь со стороны государства на федеральном и региональном уровнях. Это меры поддержки населения и предприятий, выделение из регионального бюджета дополнительно 100 млн руб. в рамках подготовки к зимнему сезону, выделение средств управляющим компаниям, в частности, на противоэпидемическую обработку. Поэтому пандемия сколько-нибудь значительно на эту сферу не повлияла, в отличие, например, от энергетики, где серьёзно снизился объём потребления.

Отмечу, что в 2020 году отрасль занималась не только выживанием – были и победы, причём такие, которых в спокойные годы достичь не удавалось. Отрасль не простаивала в ожидании лучших времён.

Мы наконец смогли вывести из убытков «Ижводоканал». Это был лакомый кусок для многих игроков рынка – например, у нас были серьёзные предложения по концессии от двух федеральных операторов, интерес остаётся до сих пор. Но мы приняли решение: выйти на путь развития предприятия через согласованное увеличение тарифа. Некоторые оппозиционеры мне пишут, что кроме повышения тарифов, мы больше ничего не сделали. Нет, это не так: проведена серьёзная оптимизация по энергохозяйству, по техническим циклам, по кадрам. В итоге предприятие вышло на безубыточность, что позволило ему привлекать кредитные средства для развития. С учётом существующей инвестпрограммы водоканал должен привлечь 10 млрд руб. за десять лет.

В Воткинске также силами самого муниципального предприятия запустили инвестпрограмму водоканала, которая предусматривает 2 млрд руб. вложений за десять лет. В конце года заключили концессию по теплоснабжению в Глазове. В модернизацию сетевого хозяйства здесь будет вложено 700 млн рублей.

Сдвинули с места вопрос с завершением строительства в Ижевске 26-го коллектора и 3-й городской канализационно-насосной станции (ГКНС). В этом году будет начата модернизация, которую мы закончим через два с половиной года и которая позволит значительно уменьшить риски аварийности. Это должно привести и к увеличению экономической активности в части стройки. До этого невозможность или дороговизна подключения к сетям были серьёзными сдерживающими факторами для ввода нового жилья и объектов в городе.

Но больше всего хочется рассказать про установку котельной в пос. Новом. Система теплоснабжения находилась в критическом состоянии: 96% – износ сетей, более 75% – износ котельной. Необходимо было провести её полную реконструкцию. Старая котельная находилась в 3 км от посёлка, новую мы установили в центр нагрузок, внутри микрорайона, заменив все сети и, по сути, установив новую мощность. При этом сейчас это полностью автоматизированная котельная, сэкономлены значительные средства ФОТ. Новая котельная работает с декабря, обогревает 5 тыс. человек. Сейчас проводим работу вместе с муниципалитетом и управляющими компаниями по организации циркуляционной системы внутри многоквартирных домов. Фонд содействия реформированию ЖКХ признал этот проект одним из лучших и попросил поделиться опытом его проведения на уровне Федерации.

Система эффективности

На примере пос. Новый мы показали, что можно и нужно реализовывать концессии не только в городах. Сейчас в работе проекты по водоотведению в Каракулино и Дебёсах, ведём работу в ряде других райцентров. У нас семь портфелей, и мы ставим себе задачей отработать их в таком же ключе.

В качестве позитивного момента 2020 года стоит отметить, что мы получили одобрение ФАС по всем инвестдоговорам. Орган, который, по сути, проверяет проекты на целесообразность и эффективность, ставя во главу угла защиту граждан с точки зрения платежей. Причём, если раньше мы заявлялись с одним-двумя инвестпроектами, то сейчас их семь – те, которые начнут реализовываться в текущем году. Считаю, что это говорит и об их качестве, и о сбалансированности, и о необходимости.

Кроме этого, думаю, что мы начали менять отношение коммунальной отрасли к своей работе. Есть известный тезис: кто-то зарабатывает на прибыли, а коммунальная отрасль – на убытках. Мы искореняем его тем, что поддерживаем теперь не просто всех, кто просит денег, а только тех, кто доказывает, что хочет и будет нести ответственность, а не планирует заработать в моменте и скрыться. При этом мы ушли от простой раздачи денег – теперь мы будем поддерживать компании через такие механизмы, как субсидирование.

Зарабатывать с убытков будет уже невыгодно. Если компания будет заниматься своим делом профессионально, качественно, с душой, она не только получит средства, но и сможет экономить за счёт сокращения энергозатрат и увеличения эффективности процесса. Это мы ставим во главу угла.

Кроме того, благодаря тому, что мы исключаем из процесса неэффективные организации, занимающиеся выработкой теплоэнергии, в прошлом году сумели на 128 млн руб. сократить задолженность перед «Газпромом». И у нас уже есть договорённость, что эти средства будут направлены в республику на строительство новых спортивных объектов.

После того как мы начали погашение долгов, у нас ускорится реализация программы газификации. На 2021–2025 годы на эти цели будет выделено порядка 5,6 млрд рублей. До 2025 года будут газифицированы все населённые пункты численностью жителей свыше 100 человек.

Конечно, проблемы по оплате долгов остаются. Например, в Сарапуле концессионер, являясь единоличным собственником котельной, по сути, просто перестал платить за газ, за два года накопив задолженность 221 млн рублей. Дальше обещаний дело, к сожалению, не сдвинулось. Поэтому мы вышли на расторжение концессионного соглашения и готовимся к тому, чтобы исключить его из схемы теплоснабжения, перестроив её с приоритетом на модульные котельные в городских микрорайонах.

Усилить работу

Если говорить о планах на 2021 год по включению в федеральные проекты. Вместе с главой Удмуртии Александром Владимировичем Бречаловым мы обсудили их на встрече с министром строительства и ЖКХ России Иреком Энваровичем Файзуллиным. Одна из программ, по которой мы выступили с инициативой участия, – «60+», это процент износа сетей, которые возможно заменить в рамках программы.

Ещё одно новшество – компенсация до 60% средств инвестпрограмм через гранты Фонда содействия реформированию ЖКХ. В этом  году мы хотим заявить минимум три проекта. Договорённости уже есть, средства на это есть, компетенции у нас есть, уважение и авторитет федеральных органов – тоже, так как они видят, что в Удмуртии это получается.

Очень эффективно участвуем в федеральном проекте «Чистая вода», который предполагает использование современного перспективного оборудования в водоканалах. Проект предусматривает финансирование 97% от Федерации и 3% – от республики. Так, «Ижводоканал» в текущем году получит по этому проекту порядка 120 млн рублей. Плюс к этому мы вплетаем в него инвестпрограммы коммунальных предприятий. В целом за пять лет по этому проекту в Удмуртии будет реализовано мероприятий на 1,8 млрд рублей.

Самый важный для нас показатель работы 2020 года – это снижение аварийности. Пусть не намного, на 3–4%, но после того отношения, которое долгие годы было у нас к сфере ЖКХ, это дорогого стоит. На это, в том числе, повлияла и продажа «Ижевских электросетей» компании «Россети», у которой гораздо больше возможностей для модернизации. Федеральным министерством уже внедряется программа учёта инцидентов и аварий, теперь любой из них в течение часа становится известен в Москве. Система управления модернизируется и переходит в цифру.

В конечном итоге всё направлено именно на комфорт потребителей. Ведь ЖКХ – это сервис, пусть и специфический, и его тоже нужно отстраивать – в части уменьшения аварий, укорачивания процессов, организации обратной связи. Во всех этих направлениях улучшения есть, но не в такой степени, как нам бы хотелось.

Нам предстоит усиливать работу по цифровизации, оптимизации процессов и вообще управлению коммунальным хозяйством. Задача в том, чтобы вся информация стекалась в одно место и была структурирована. Это очень большой пласт работы. По моему мнению, всё должно перейти в приложения, чтобы человек мог решить свои вопросы, просто зайдя в телефон и сделав пару кликов. Мы это реализуем. Не так быстро получается, но задача такая стоит.

Конечно, до идеальных условий ещё далеко, но есть положительные тенденции, даже в условиях пандемии. Наша команда была отмечена по итогам года, и я думаю, что это заслуженно, причём заслуга эта – всего министерства, всех подведомств, всего комплекса участников этого процесса. Задач становится всё больше, они все усложняются, – но команда с ними справляется всё лучше и лучше.