Изменения кадастровой стоимости: бизнес считает, что легче подарить, чем платить


Бизнес, похоже, не в силах выдержать ещё одного налогового кульбита. По предпринимателям ударил резкий рост кадастровой стоимости объектов недвижимости. Возросший в разы налог на имущество тянет бизнес на дно. В нашей статье – комментарии о том, как неликвидные объекты, новое налоговое бремя «помогают» МСП уходить с рынка и мнения, как его можно облегчить.

 

Александр ПРАСОЛОВ, уполномоченный по защите прав предпринимателей УР:

– В недавнем времени была пересмотрена кадастровая стоимость коммерческих объектов, которые облагаются налогом на имущество. Для многих она поменялась в большую сторону. Причём кадастровая стоимость объектов недвижимости стала в разы отличаться от рыночной. В ряде случаев превышение колоссальное – в десятки, а то и сотни раз. Соответственно, кратно возросли налоги. Сегодня к нам поступает множество обращений от предпринимателей Воткинска, Можги, Глазова, Ижевска. Бизнес не в силах покрывать возросший имущественный налог. Многие говорят о том, что неликвидные помещения способны привести к разорению бизнеса.
Беспокойство вызывает и то, что расширился перечень объектов, которые подпадают под критерии обложения налогом на имущество организаций от кадастровой стоимости. Раньше была установлена планка. Теперь её нет. Перечень расширился более чем в три раза. Конечно, есть механизмы переоценки кадастровой стоимости – через комиссию или суд. Но они затратны, и для этого нужно время. Урегулировать проблему можно с помощью снижения кадастровой стоимости, путём переоценки. Либо за счёт изменения ставок налога. Боюсь, если власть не услышит предпринимательское сообщество, ситуация станет плачевной, непосильное налоговое бремя вынудит кого-то уйти с рынка.

 

Сергей ЧЕРЕПАНОВ, собственник торгово-офисного комплекса по ул. Телегина в Ижевске:

– В настоящее время наш объект – умирающий комплекс. Делать в него какие-либо вложения нецелесообразно. Если раньше мы ещё пытались инвестировать в развитие, то теперь это бессмысленно. Потому что рыночная стоимость – 5–6 тыс. руб. за кв. м – отличается от кадастровой – а это почти 20 тыс. руб. за кв. м – в десятки миллионов рублей. Цифры удручающие.
Сегодня комплекс находится без электричества, отопления, потому что нет средств на оплату услуг. Все торговые организации, компании съехали с этого адреса. На 6 тыс. кв. м единственный арендатор – владелец автомойки. Что делать в этой ситуации? Подарить имущество? С радостью. Потому что пока мы решаем налоговый вопрос, придём к банкротству. Но у нас его никто не купит. И это весточка загнивания бизнеса. А в большом масштабе – многих крупных объектов в регионе.
 

Александр БАБУШКИН, предприниматель:

– После масштабной переоценки кадастровая стоимость нежилого имущества существенно повысилась, из-за чего, соответственно, возросли налоги. И без того относительное спокойствие предпринимателей стало вчерашним днём. Для большого их числа налоговые платежи возросли в четыре-шесть раз.
Второй момент. Почему объекты оценены по одной ставке, независимо от того, подвал это, полуподвал, цоколь, вторая линия, третья и т. д.? Нет дифференцированного подхода к оценке недвижимости. У меня сложилось впечатление, что при переоценке имущества никакого экономического обоснования сделано не было.
Сегодня большинство предпринимателей готовы за бесценок продавать помещения или безвозмездно отдавать их. Но я думаю, и с этим будут проблемы – вряд ли у кого-то возникнет желание приобретать недвижимость, которая потом будет опустошать карман.
Есть комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости недвижимости. За 2019 год ни одного существенного решения в пользу предпринимателей она не приняла. Нужно, чтобы в такие структуры входили бизнесмены и те, кто защищает их права.
 

Дифференцированные налоговые ставки в зависимости от местонахождения помещений

Категория объектов недвижимости, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость

Ставка налога
на 2019 год

Ставка налога
на 2020 год

Ставка налога
на 2021 год

Ставка налога
на 2022 год

Ставка налога
на 2023 и после-
дующие годы

В отношении административно-деловых центров и торговых центров
(комплексов) общей площадью,не превышающей 1000 кв. метров, и
помещений в них, в отношении нежилых помещений, расположенных
вне административно-деловых центров и торговых центров (комплексов)

0,6%

0,9%

1,2%

1,5%

2%

В отношении административно-деловых центров и торговых центров
(комплексов) общей площадью, не превышающей 1000 кв. метров, и
помещений в них, в отношении нежилых помещений, расположенных
в сельских населенных пунктах с численностью населения менее 3
тысяч человек

0,1%

0,4%

0,7%

1%

1%

В отношении нежилых помещений, расположенных (находящихся)
в многоквартирных домах, в том числе во встроенных и (или)
пристроенных к многоквартирному дому помещениях

0,6%

0,9%

1,2%

1,2%

1,2%

В отношении иных объектов недвижимого имущества

2%

2%

2%

2%

2%

 
Альберт ДАВЛЯТШИН, депутат Совета депутатов МО «Завьяловский район», предприниматель:

– Образно говоря, высокий имущественный налог – это наказание предпринимателей за то, что они ведут свой бизнес в республике, вкладывают в неё свои же деньги. Мы не уезжаем из региона, честно платим по налоговым счетам, помогаем территории в развитии. Но нам не платят той же монетой, совсем наоборот. Люди покупали помещения, которые сегодня оказались неподъёмной налоговой ношей, надеясь на развитие своего дела. Брали кредиты, урезали себя во всём, строили планы роста. В результате получили обратное – оказались у края большой налоговой ямы. У меня есть много вопросов по теме кадастровой стоимости помещений. Например, как могут объекты недвижимости, схожие друг с другом по многим параметрам, находящиеся на расстоянии 100–200 м, иметь отличную в 8–10 раз кадастровую цену. Экономика – это наука о сравнимых единицах. Или в данном случае правило не работает?

 

Борис ЛУЧНИКОВ, предприниматель, г. Воткинск:

– Ещё недавно в работе нашей компании было несколько проектов, касающихся строительной сферы. Но из-за непонятной картины с кадастровой стоимостью недвижимости их пришлось заморозить. Нарушили договорённости с партнёрами, взяли паузу. И наш случай – не единственный, когда из-за жёсткой налоговой дисциплины строительный бизнес ставится на «стоп».
Тяжело даже опытным компаниям, работающим на рынке много лет. Руководитель одной из таких организаций поделилась со мной своей болью. Она сказала, что за всё время работы ни разу не увольняла сотрудников. А накануне предстоящей зимы будет вынуждена пойти на такой шаг. Сейчас мы обсуждаем этот вопрос, а скоро на нашем месте окажется строительное сообщество, представители смежных сфер.
Кадастровый вопрос, если им не заняться, станет началом многих других проблем.

 
Ольга КИРИЛЛОВА, предприниматель, г. Воткинск:

– В 1998 году я открыла пекарню, развивала бизнес. Через три года удалось открыть цех мясных полуфабрикатов, затем кондитерский и рыбный цехи. С 2005 по 2010 год вкладывали средства в оборудование, работники получали достойную зарплату. Но налоги и прочие барьеры начали сдерживать рост. Давление быстро нарастало. В 2010 году пришлось закрыть цех мясных полуфабрикатов, в 2014-м – кондитерский и рыбный. В этом году закрылась и пекарня. Пытаюсь сдать ёе в аренду, но желающих нет. Из последних сил выплачиваю налоги.

 
 

Представитель компании «Новый дом», г. Воткинск:

– Мы занимаемся строительством жилья с 2004 года. Каждый год вводили в эксплуатацию одно или два пятиэтажных здания. Спрос на объекты был. Сегодня реализация просела, продаём по пять-шесть квартир в год. На следующий годовой период у нас нет перспектив. Ни площадок под строительство, ни проектов, ни разрешений на производство работ. Потому что бессмысленно что-либо делать, если знаешь, что впереди – большая налоговая нагрузка. Было бы правильно вводить льготы для компаний, хотя бы для работающих в малых городах. Ещё лучше – скорректировать налоговую ставку, сделать её посильной. Призываю чиновников: услышьте предпринимательские голоса, пока они не утихли из-за банкротств и разорений.

 

Ольга ПЬЯНКОВА, директор Фонда поддержки предпринимателей Воткинска:

– Недавно ко мне обратился воткинский предприниматель. Взяв большие кредиты, он выкупил здание, которое не продавалось три года. Казалось бы, это хорошо для города, самого бизнесмена. Объект простаивал, но пришёл инвестор, готовый вкладываться в «реанимацию». Реальность всё перечеркнула. Предприниматель столкнулся с непомерными налогами. Он приобрёл здание за 16 млн руб., кадастровую стоимость для расчёта налога на имущество ему предъявили в размере 61 миллиона!
 
 
Юрий ТЮРИН, председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Госсовета УР:

– На сегодняшний день в регионе созданы комфортные условия в части ставки налога на имущество. Снижение ставки вряд ли возможно. По результатам 2016–2017 годов мы занимали одно из последних мест по сбору имущественных налогов в ПФО. Другие субъекты округа во многом равны с нами по экономическому положению и существующим проблемам. Но мы собирали меньше налогов, и нам на это неоднократно указывали. Были предприняты действия для того, чтобы поднять долю имущественных налогов, ставки принимались не максимальные, мы сделали плавный переход. Считаю, что вопросов к процентным ставкам возникать не должно. Вопрос – к кадастровой стоимости.

 

Антон СЫЧУГОВ, первый заместитель министра имущественных отношений УР:

– Многое в вопросах кадастровой оценки имущества зависит от самих предпринимателей. Кадастровая оценка носит массовый характер, предусматривает наличие соответствующих документов, технических паспортов. Если в профильных органах инвентаризации имущества таких документов нет, если предприниматель их не передавал для учёта, специалисты службы и не узнают нужную информацию. Например, что у вас в собственности подвал, а не полноценный объект, что здание – в ветхом состоянии, на каком этаже расположено помещение и т. п. Эта информация в конечном итоге влияет на кадастровую стоимость недвижимости. Все понимают, что подвал стоит дешевле, но его надо отдельно поставить на учёт.

 
Гульназ ТИМЕРГАЛИЕВА, начальник управления прогнозирования и исполнения доходов Министерства финансов УР:

– В нашем регионе, если сравнивать с другими территориями ПФО, действуют самые низкие налоговые ставки. Поясняю, что, согласно закону по пониженным ставкам, всем органам местного самоуправления были даны рекомендации принять аналогичные по республике ставки. Соответствующие решения были приняты в Ижевске, Сарапуле, Глазове. В Ижевске в 2019 году для объектов менее 1000 кв. м ставка составляет 0,6%, в 2020 году – 0,9%, 2021-м – 1,2%, 2022–2023 годах – 2%. В Сарапуле были приняты аналогичные решения. В Глазове в 2019 году – 0,6%, планируются доработки в соответствии с рекомендациями Минфина. Льготные ставки распространяются на встроенные и пристроенные помещения. На остальные действует ставка 2%.

 

Венера Кузнецова, заместитель руководителя Управления ФНС России по УР:

– С 1 января 2014 года Федеральным законом № 307-ФЗ введён специальный порядок определения базы по налогу на имущество в отношении отдельных объектов налогообложения – как кадастровая стоимость административно-деловых и торговых центров, а также о нежилых помещениях, предназначенных (используемых) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, включённых региональными властями в соответствующий перечень.
В него могут быть включены следующие объекты недвижимого имущества: административно-деловые центры и помещения в них; ТЦ и помещения в них; объекты недвижимости, одновременно признаваемые административно-деловым и торговым центром (комплексом); нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо фактически используемые для их размещения.
Удмуртия вошла в список первых 28 российских регионов, где нововведение по исчислению налога на имущество от кадастровой стоимости вступило в силу с 1 января 2015 года. Всеми муниципалитетами до 1 декабря 2014 года были приняты решения, устанавливающие исчисление налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости, начиная с 1 января 2015 г.
На 2016–2018 годы ежегодно утверждаемый постановлением Правительства УР Перечень субъекта содержал порядка 3 тыс. объектов. Утверждённый постановлением Правительства УР на 2019 год Перечень субъекта для исчисления налога от кадастровой стоимости увеличился с 3 до 10 тысяч объектов.

 
Наталья ВОЗМИЩЕВА, директор БУ УР «ЦКО БТИ»:

– Предпринимателям, не согласным с установленной кадастровой стоимостью, рекомендую обращаться к нам. Специалисты помогут разрешить спорные вопросы. Но нужно понимать, что необходимы полные сведения об объекте, потому что на его кадастровую стоимость влияет целый ряд факторов – год постройки, материалы стен, площадь, транспортная доступность и прочее. Если собственник владеет объектом, находящимся в неудовлетворительном состоянии, ему необходимо подать декларацию. Мы не можем знать, что у здания, например, частично обрушены стены, обвалилась крыша и т. п. Специалисты должны узнать это из сведений, которые подаёт предприниматель. Также важно сообщать нам, в каком режиме функционирует объект. Как торговое помещение – это один случай, как склад – совершенно другой. Таких моментов немало. Нужно взаимодействовать с нами, работать в режиме диалога, призываю всех к этому.
 

Динамика поступлений налога на имущество организаций в консолидированный бюджет

Наименование субъектов,
входящих в округ

Поступления налога на имущество организаций в консолидированный бюджет РФ (млн руб.)

январь-август 2018 года

январь-август 2019 года

Темп роста/ снижения, %

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

93 422.8

86 246.3

92.3

Республика Башкортостан

10 523.2

9 349.4

88.8

Республика Марий Эл

1 418.5

1 191.0

84.0

Республика Мордовия

2 099.9

1 691.0

80.5

Республика Татарстан

18 357.4

17 753.9

96.7

Удмуртская Республика

3 487.9

3 350.4

96.1

Чувашская Республика

2 039.7

1 989.0

97.5

Кировская область

2 423.7

2 398.4

99.0

Нижегородская область

9 815.5

8 536.7

87.0

Оренбургская область

8 078.3

7 936.7

98.2

Пензенская область

2 650.8

2 600.0

98.1

Пермский край

9 951.6

8 998.4

90.4

Самарская область

12 681.7

11 608.3

91.5

Саратовская область

7 288.1

6 483.2

89.0

Ульяновская область

2 606.3

2 360.0

90.5