8 декабря в онлайн-формате продолжился бизнес – форум «Сделано в Удмуртии». В этот день участники ознакомились не только с лекциями от спикеров, но и увидели долгожданный событийный календарь, где освещены главные событийные мероприятия 2022 года в Удмуртии.

Лысенкова Елена, заместитель руководителя Федерального агентства Ростуризм  отметила, что основной целью создания событийного календаря является поддержка внутреннего и выездного туризма, популяризация и продвижение уникальных мероприятий, которые будут происходить в течение года на территории Удмуртской Республики. 

Михаил Тумин, министр экономики Удмуртии рассказал, что туризм – это серьёзный бизнес, и, несмотря проблемы отрасли от ограничений в пандемию, жители России все равно активно посещали регионы, поддерживая внутренний туризм.

Ключевыми событиями в Удмуртии названы следующие мероприятия:

  • 31 декабря – 9 января: Новогодние гуляния на усадьбе Тол Бабая
  • 12 февраля: Фестиваль «Всемирный день пельменя»
  • 5 марта: соревнования «Тракторный биатлон»
  • 19-20 марта: Лыжный марафон имени Г.А. Кулаковой
  • 17-19 июня: «Эктоника–табань Fest» и фестиваль «Бабушкина дача»
  • 2 июля: Гастрономический фестиваль Быг – Быг
  • 07-10 июля: Фестиваль искусств на родине П.И. Чайковского
  • 6-7 августа: Фестиваль «Русь Дружинная»
  • 18 сентября:  Соревнования «Калашников Спорт. Биатлон»
  • 29 октября: Автокросс Adrenalin Chek
  • 19 ноября: Ночной забег «Светлая ночь»
  • 10-11 декабря: Фестиваль «Сказочные герои на родине Тол Бабая»

Гостем презентации стал блогер–путешественник Эльнар Мансуров из Перми. Эльнар  рассказал о важности развития бренда городов. Сегодня бренд города является не просто способом привлечения туристов, но и инструментом для развития инвестиционной и предпринимательской активности, а также мотивации населения  горожан. Блогер обратил внимание, что бренд города состоит не только из логотипа и айдентики, но и из удобной и доступной городской среды, приятных культурных пространств и развлекательной программы. 

Для продвижения городов и регионов эксперт предлагает использовать привлечение амбассадоров, развития брендов (таких, как vizitudmuria) и визит-центров, а также организацию блог–туров с приятной визуальной составляющей для блогеров.  

Лиля Бородина, совладелица федеральной сети студий заботы о теле «Рельсы – Рельсы, Шпалы — Шпалы», практикующий психолог и гештальт –терапевт рассказала о моментах, которые нужно учитывать при покупке бизнеса на базе франшизы. Лиля обратила внимание на следующие аспекты:

— Наличие позитивного опыта у управляющей компании – продавца франшизы. Хорошим показателем будет возраст компании больше одного года, на практике дольше 365 дней существуют только 10% компаний.  

— Наличие успешных кейсов партнёров. Идеально, если управляющая компания предоставляет информацию по прибыли своих франчайзи, в противном случае следует лично пообщаться с покупателями франшизы и узнать об их показателях.

— Наличие роялти является огромным плюсом, поскольку управляющая компания, получающая процент от продаж своих партнёров заинтересована в их росте. Более того, в рамках такого механизма, при увеличении оборота франчайзи, управляющая компания  сможет вкладывать деньги в развитие федерального бренда, что сыграет на руку всем представителям сети.

Также важно наличие сопровождения при запуске и развитии франчайзи. У управляющей компании должны быть два отдела – отдел запуска и отдел развития, в чьи обязанности будет входить ряд значимых для бизнеса решений: от поиска помещения до помощи в создании корпоративной культуры.

Последним пунктом стало совпадение ценностей предпринимателя — покупателя франшизы и управляющей компании. По словам эксперта, данный нюанс поможет более слаженной работе.

Юлия Воликова, креативный предприниматель-новатор, основатель сервиса Exedrive посвятила своё выступление новым бизнес-трендам и возможностям, появившимся в эпоху пандемии.

Первым трендом Юлия определила такое явление, как вдумчивое потребление. В пандемию снизилась покупательская способность. Соответственно, снизилось количество импульсивных покупок. Сейчас люди дольше выбирают, сравнивая, оценивая товар и в целом сферу, где намерены осуществить покупки. Следовательно увеличилась цепочка от первого информирования человека о продукте до покупки – сейчас для приобретения услуги или товара клиент делает 10-12 шагов. Задача бизнеса – на каждом из этих шагов напоминать о себе, приводя к покупке.

Следующий тренд — изменения в сетевом маркетинге. Эксперт утверждает: пользователь стал меньше доверять информации, сейчас повсюду много рекламных объявлений. Доверие к бренду сегодня формируется через сарафанное радио – контакты пользователя с близкими людьми, испытавшими позитивный опыт при приобретении товара или услуги. Предпринимателю нужно думать о том, как в продвижение встраивать рекомендательный маркетинг, амбассадоров и создавать сообщества.

Вовлечение потребителей и поставщиков в процесс создания продукта также является трендом. Люди устали от того, что им постоянно что-то продают. Им хочется, чтобы их  спросили: что им хочется? Для того, чтобы это сделать необходимо собирать комьюнити, общаться с людьми, спрашивать их, что можно улучшить, тем самым делать их причастными к созданию продукта. Именно через сопричастность люди чувствуют  продукт «своим», и, следовательно, говорят о нём.

Ещё один тренд — инвентаризация офлайна. Люди устали от онлайн–историй. Живое общение теперь представляет собой редкость и ценность, за которую клиенты готовы больше платить. Поэтому необходимо продумать концепцию, при которой клиенты будут встречаться в офлайне – друг с другом и с основателем бренда. 

Однако тренд на диджитализацию никто не отменял. Цифровые технологии позволят  снизить затраты на продвижение и развитие компании. Например, через онлайн–платформы можно наладить экспортные продажи.

Катерина Норикова, СЕО экспортного агентства IMGR рассказала о 10 ошибках экспортёров.

Эксперт отметила, что одной из ключевых ошибок является стихийный подход к экспорту, восприятие его в качестве хобби. Для успеха важно планомерно подходить к этому процессу и всегда знать цель, с которой компания выходит на экспорт.

Ещё одной ошибкой является отсутствие экспортной команды. Для выхода на зарубежные рынки нужны специальные люди: хорошие многозадачные, общительные и адаптивные продавцы, которые знают английский язык, компанию и её продукт.

Минусом при выходе на экспорт станет отсутствие знания специфики международного рынка и конкурентов. Для нивелирования риска провала следует проводить маркетинговые исследования.

Следующим пунктом в списке ошибок стал неправильный выбор целевого рынка и целевой аудитории. Чтобы избежать этой ошибки необходимо учитывать географию страны, на которую будет транслироваться товар, её экономику, демографию, законодательство, внутреннюю политику, культуру и местный уровень развития технологий.

Ещё одной ошибкой станет отсутствие маркетинговых материалов: сайтов, лэндингов, презентаций и экспортных питчей.

Пренебрежение государственными и региональными мерами поддержки является ошибкой, поскольку поддержка экспортёров сегодня позволяет покрыть расходы на многие специфические статьи расходов и  является залогом эффективного нетворкинга в среде экспортёров.

Отсутствие плана работы и навыков владения английским языком, по понятным причинам, также вошли в список ошибок экспортёров.

Отсутствие гибкости и медленная реакция на входящие запросы являются причинами потери клиентов на внешних рынках, и поэтому предпринимателю или представителям компании необходимо встречаться с клиентом онлайн или офлайн, и стремиться отвечать на запросы как можно быстрее.  

Здесь же и отсутствие инфраструктуры для начала экспорта. При выходе на зарубежные рынки необходимо изучить специфику сертификации, условий на таможне, разработать шаблоны для экспортных контрактов и учесть другие нюансы.

Евгений Щепин, руководитель проекта «ВкусВилл.Практика», рассказал о человеческом подходе – клиентоориентированности в бизнесе

«Мы используем  клиентоцентричную модель» — заявляет Евгений, перечисляя зрителям форума постулаты и механизмы такого подхода.

Первый тезис звучит следующим образом: «Клиент не знает, как вам строить бизнес, но это не значит, что вам не нужно спрашивать его об этом». Необходимо понимать, почему люди пользуются или не пользуются продуктом, и лучше них об этом никто не расскажет. Результативным приёмом будет попытка пробудить в целевой аудитории желание рассказать, какие проблемы существуют в компании и дать совет, как исправить недочёты.

Второй постулат клиентоцентричной модели: клиент мыслит результатом, а предприниматель и сотрудники думают о процессе. Например, когда зарплата продавцов зависит от процента с продаж, это выглядит логично со стороны предпринимателя, но клиент видит перед собой навязчивого продавца, который постоянно пытается что-то продать. Также в концепцию клиентоцентричной модели входит адаптация к поведению покупателя. Например, поскольку современный клиент стал интровертом, появились кассы самообслуживания. Из данного примера следует ещё один тезис: инновации необходимы каждому бизнесу. Но инновация – это не запуск большой, масштабной «ракеты», а маленькие технологичные шаги. Также эксперт обратил внимание на то, что финансисты и юристы далеки от покупателя. Они должны быть исполнителями, а не законодателями в компании.

Антон Козлов, управляющий партнёр и сооснователь 4fresh посвятил своё выступление процессу выстраивания команды единомышленников, действующей по принципам самоуправления.

Антон рассказал, что найм сотрудников осуществляет через три собеседования. На первой встрече с потенциальным сотрудником обсуждаются его ценности и достижения, а HR-менеджер отвечает на любые вопросы о компании.  Второе собеседование – собеседование скиллами. На данном этапе человеку даётся задание, которое он самостоятельно выполняет в офисе. Здесь представителям компании важно увидеть, как соискатель рассуждает. Третье собеседование проводит непосредственно Антон Козлов. Здесь будущему работнику объясняют, почему ему не понравится работать в компании. Такой подход позволяет увидеть общий настрой и донести фундаментальные ценности.

Эксперт отмечает, что важно, узнавать интересы сотрудников и их личность. «Помимо рабочих целей, мы поддерживаем личное развитие людей» — рассказывает бизнесмен, указывая на то, что так в компании образовываются микрокомьюнити, а достижение целей формирует команду.

Также Антон Козлов рассказал о необходимости выстраивания доверительных отношений в компании и отсутствии результативности штрафовой системы: «Штрафы не работают, потому что когда человек случайно допустил ошибку, он чувствует себя плохо, и компания, вычитающая зарплату в этот момент, точно не станет другом. А тот, кто всегда делает плохо – бесполезен, и его лучше уволить».

Информационный партнер журнал «Деловая Репутация»
Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).