Ирина Нарчемашвили. Прибыльные истины

В июне в Ижевске прошёл семинар-практикум «Точная формула увеличения прибыли» и встреча бизнес-клуба AXIS со спикером мероприятия – финансовым директором компании ATManagement Group, ведущим консультантом по финансовому планированию Ириной Нарчемашвили (Санкт-Петербург). Какие ошибки чаще допускают владельцы бизнеса и где скрыты резервы для роста прибыли – эксклюзивный рассказ для нашего журнала.

Об ошибках

По моему опыту, владельцы бизнеса обычно совершают две распространённые ошибки. Первая – собственника затягивает рутина, он занят операционным управлением. Это мешает компании развиваться, поскольку у владельца нет времени на разработку стратегии, на то, чтобы увидеть новые цели и повести к ним свою команду.

Другая основная ошибка – отсутствие финансового планирования. Большинство собственников компаний в прошлом – хорошие производственники или продавцы. Они зачастую действуют, опираясь на интуицию, редко вникают в нюансы, анализируют финансовые показатели. Отсутствие контроля над деньгами, особенно при расширении компании, приводит к тиражированию убытков, которые «съедают» прибыль.

О финансовой службе

В малом бизнесе функции финансовой службы часто выполняет тандем из собственника и главного бухгалтера. Это неправильный подход. У бухгалтерской и финансовой службы разные обязанности. Первая отслеживает движение денег. В её ведении – сдача отчётности, балансы, акты сверок, учёт активов, работа с дебиторской и кредиторской  задолженностью. Финансовая служба планирует будущий доход и создаёт прибыль компании. Именно за ней должно быть последнее слово в области финансовых решений. И подчиняться она должна непосредственно собственнику, а не наёмному директору.

О резервах

Резервы для роста прибыли скрыты в оптимизации расходов. Мой подход – не просто сокращать затраты, а добиваться максимальной отдачи от каждого вложенного рубля.

Обычно я советую обратить внимание на три статьи расходов. Первая – инструменты мотивации персонала, в том числе бонусы. Здесь цель – не экономить на оплате труда, а создать такую систему, чтобы сотрудник лучше работал и достигал своих целей в команде.

Вторая – реклама. Правильно выявить спрос потребителей и настроить эффективную рекламную кампанию – целая наука.

И третья статья расходов – работа с ассортиментом и ценообразованием. В торговых компаниях она самая затратная, но в ней скрыта половина потенциальной прибыли. В нашей практике был пример, когда только с помощью этого инструмента мы помогли фирме, занимающейся продажей элитных кормов для животных, увеличить прибыль вдвое.

О кризисе

Винить в управленческих просчётах внешние факторы — власти, налогообложение, сезонность, кризис – тупиковый путь. Вы должны быть внутренне готовы к подъёмам и спадам. На рынке сейчас спокойнее, чем в 2014–2015 годах. Это благоприятная ситуация, которой можно воспользоваться – быстро встать на ноги, улучшить финансовое положение компании, найти новые каналы сбыта. Если не уделять внимания развитию бизнеса, следующий спад может его добить.

Генеральный информационный партнёр – журнал «Деловая Репутация»

Читайте также: