Человечество уверенно шагнуло в сторону информационного общества, получение данных стало лёгким и обыденным процессом. Побочный эффект такого явления – избыточное информирование каждого пользователя без индивидуального запроса. О том, чем грозит избыток потока данных и как грамотно пользоваться современными объёмами информации, рассказали психологи Ижевска.

Сергей Субботин, психолог:
— Возможность возникновения информационной перегрузки является мифом. Кроме того, существует своеобразный снобизм современного человека, который сводится к убеждению, что нынешнее время существенно отличается от предыдущего, например, бОльшим объёмом потребляемой информации. И это опять ошибка. В своем общем объеме количества данных не становится больше. Зато, за последние 20 лет, появилось больше атрибутов информации и каналов её приобретения.

Под атрибутом можно понимать эмоционально-нравственный способ восприятия информации и предлагаемое обществом отношение к ней. В знаменитом стихотворении В.В. Маяковского крошка сын подходит к отцу и просит атрибуты информации —  определение того, что является хорошим, а что плохим. Главному герою стихотворения, в каком-то плане, было легче, чем нам: у него был ориентир в виде мнения родителей. Сейчас же люди имеют миллиарды атрибутов и могут найти обоснование любым своим убеждениям. Это приводит к тому, что многие люди, стараясь минимизировать ресурсы, вынуждены самостоятельно ликвидировать в своем мировоззрении полутона для упрощения картины множества атрибуций и, вследствие чего, например, впадает в категоричные крайности. Дихотомичное мышление – характерный признак современности

При этом современный человек всегда имеет под рукой – в интернете – подтверждение того, что его убеждения верны. У нас появляется большое количество индульгенций нашей неуспешности. Конечно, они были и раньше, например, пословицы, многие из которых противоречат друг другу.  Но сейчас мы не так часто пользуемся пословицами, как социальными сетями, где на каждое убеждение найдётся положительный отклик, который будет создавать уверенность в нашей правоте. Это означает, что мы имеем возможность сослаться на внешние факторы для объяснения своего неуспеха и истолковать: почему, когда нужно действовать, мы сидим на диване, при этом сохранив к себе уважение.

Существует и другая сторона множества информационных атрибуций: при правильном выборе они становятся одним из основных факторов достижения успеха. Если человек понимает практическое применение информации, которая занимает его мыслительный процесс и следит за тем, чтобы мысли опирались именно на пользу, то есть высокая вероятность добиться хороших результатов в жизни. Перед тем, как озвучить определённое мнение или принять его в себя, следует задать вопросы: «зачем мне нужна эта мысль?», «насколько сильно она способствует моему развитию?».

Но, вопреки полярному влиянию информационных атрибутов на жизнь человека, стоит заметить, что правильных и неправильных мнений и атрибутов не существует. Существуют лишь разные стили поведения, которым соответствуют разные свойства выбираемой информации. Человек в любом случае будет выбирать то, что соответствует его инстинктивным запросам, объясняя явления самым выгодным для самооценки образом.

Игорь Зорин, психолог, бизнес-тренер:
— Существует мнение, что большой поток информации негативно воздействует на мыслительный процесс. На самом деле, это утверждение ошибочно. Человеческий мозг имеет огромные ресурсы, которые в повседневной жизни используются только на 15%-20%. Наш объём памяти больше, чем у самого мощного компьютера. Следовательно, так или иначе, потребляемая информация остаётся с нами: в долговременной или кратковременной памяти. И вот именно от того, как и чем мы заполняем имеющиеся ресурсы, зависит движение нашего интеллекта на пути к развитию или, наоборот, к стагнации. 

Наибольшее развитие происходит при выходе из зоны комфорта. Потребление новой и полезной к применению информации создаёт нагрузку для мозга, вследствие чего человек обретает навыки и расширяет кругозор. А вот если же внимание персоны постоянно направлено на ранее изученную сферу, которая не требует умственных затрат (например, изучение развлекательного контента социальных сетей), то ткани мозга «увядают» так же, как мышцы без физической нагрузки. Как следствие — снижение интеллектуальных способностей, потеря продуктивности, упадок настроения при осознании упущенного времени, болезни по типу Альцгеймера в преклонном возрасте.

Самое лучшее решение: взять на себя ответственность за то, какая информация поступает в наш разум — стремиться к осознанному выбору. А для того, чтобы его грамотно осуществлять, человек должен научиться слушать себя и задавать вопросы: «кто я?», «какого моё предназначение?», «чего я хочу?». Ответ на эти вопросы помогает конкретизировать направление умственной деятельности, и искореняет процесс бесцельного времяпрепровождения.

При осознанном подходе мы начинаем уделять внимание тем сведениям, которые входят в блок собственных интересов, и отказываемся от потребления информации ради зависимости или лёгкого удовольствия.  Хорошая практика – отписаться в социальных сетях от сообществ со смешными картинками и подписаться на страницы с полезным контентом, который представляет ценность вашей деятельности. Даже выходной день, проведённый за просмотром видеороликов, может быть потерян, а может открыть новые горизонты развития, в зависимости от тематики просмотренного видео.

Человек вынужден заставлять мозг работать: решать задачи, головоломки, читать книги, делиться информацией. Но если мы наполним свои социальные сети самым полезным контентом и будем тратить больше часа в день на их просмотр, отвлекаясь от действительно важных дел, то наш мозг выработает привычку к лёгкому получению информацию, что означает отказ от усилий в дальнейшем и появление сложностей в изучении глобальных и многоуровневых тем.

Именно желание поделиться сведениями является лакмусовой бумажкой пользы для новостей, статей, фильмов. Информация превращается из данных в знания во время общения и обмена впечатлениями. Даже художественный фильм может быть полезным, если его захотелось порекомендовать, рассказать и обсудить его сюжет. Но когда о новости или книге нечего рассказать, то встаёт вопрос о её ценности.

Существует ещё один важный фактор в потреблении информации — наличие интереса к ней.  Лучше всего усваивается информация по теме, которая «зажигает» человека, мотивирует его делать больше, чем обычно. Если заставить ребёнка читать научные статьи, то велика вероятность, что на второй странице он заснёт.  Но взрослый человек, увлечённый тематикой статьи, сможет посвятить огромное количество времени её изучению, пока не в ней найдет ответ на все свои вопросы.

Деловая Репутация – общественно-политический журнал, ведущее деловое издание Удмуртской республики. Выпускается с 2002 года. №1 в рейтинге деловых изданий Ижевска (по данным reklama-online.ru).